Литература
-
Литературная викторина для 5-х классов 2011
Цели викторины: проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей; выяснить знания пословиц, поговорок, загадок; развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся; прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
-
Роль интеллигенции в историческом развитии общества 2011
Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России.
-
Урок-путешествие "В галерее басен" 2011
В статье представлен план-конспект урока литературы в 5-м классе. В работе приведены различные виды деятельности обучающихся на уроке литературы. Урок проведен в форме виртуального путешествия по басням.
-
"Люблю тебя, родина кроткая". Литературно-художественная композиция 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящен 115-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мероприятие направлено на повышение интереса к лирике поэта, развитие речи и творческих способностей учеников, любовь к литературе.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 7-й класс 2011
На уроке показывается роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя. Автор через портрет раскрывает характер героя. Развивается литературная речь учащихся.
-
Поэтический вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж.Г. Байрона 2011
Поэтический вечер, посвященный жизни и творчеству Джорджа Гордона Байрона и Михаила Юрьевича Лермонтова. В сценарии сравнивается жизнь и творчество двух поэтов. Мероприятие проводится в рамках школьной недели иностранных языков (февраль 2011 г.) В вечере участвуют учащиеся 7–11-х классов. Сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) "Роберт Бёрнс – национальный поэт Шотландии" 2011
Интегрированный урок английского языка и литературы позволяет развить навыки аудирования, расширить словарный запас учащихся. Игровая форма проведения урока развивает умение работать сообща, прислушиваться к мнению других учеников, приобретаются навыки публичных выступлений. На уроке дети знакомятся с биографией поэта, началом его творческого пути, раскрываются основные темы поэзии Р.Бернса, рассказывается об известном переводчике – С.Я. Маршаке.
-
Очарованье русского пейзажа в поэзии ХХ века. 6-й класс 2011
Цели урока: проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
-
Подготовка к домашнему сочинению "Судьба Муму" 2011
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится как заключительный урок при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму». В течение урока отрабатываются пошаговые умения составления логической схемы, которая может быть использована как план при написании сочинения, формируются навыки логического мышления учащихся. Основная цель применения данной методики – построение речевого высказывания учащихся в устной и письменной форме.
-
Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея 2011
В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Ученики классов, где я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Как учитель, использующий в работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по различным технологиям, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.
-
В 2011 год – с новой сказкой?
2011
Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку, литературе, риторике, музыкальному искусству, изобразительному искусству и окружающему миру. Целью проекта является формирование коммуникативных умений, критического и творческого мышления; развитие навыков работы с различными источниками информации и медиасредствами; формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
-
Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2011
Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдет свое место в общем коллективном исследовании. Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.
-
Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") 2011
Урок-размышление поможет учащимся разобраться в психологических особенностях главного героя романа и целого поколения. Задуматься над такими понятиями, как судьба, рок, фатализм, предопределение, над смыслом жизни. Способствует навыку анализа произведения через работу с текстом, лексический разбор слов, составление сравнительной таблицы. Проблемные вопросы способствуют активизации мышления, умению связно отвечать, доказывать свою точку зрения.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности 2011
Работа представляет собой методические рекомендации по последовательному учету речевых интересов учащихся и организации речевой деятельности в системе внеурочной работы.
-
Горький и Якутия 2011
В 20-е годы XX века огромную роль в деле идейного становления якутской советской литературы сыграло творчество А.М. Горького. «И дело не в формальном заимствовании сюжетов или в следовании каким-либо деталям творческой манеры – дело в усвоении самого духа творчества, идейно-нравственного его содержания. Горький был близок национальным советским авторам своим демократизмом, трудовой биографией, типичной судьбой талантливого выходца из народа.»
-
Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина) 2011
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина).
-
Бал литературных героев 2011
Внеклассное мероприятие может проводиться в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 10–11-х классов.
-
Урок литературы по ТРКМЧП "И.С. Тургенев "Senilia". Стихотворение в прозе" 2011
Урок литературы в 8-м классе создан по личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Урок литературы в 8-м классе "История одной любви" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2011
Анализ повести «Ася» способствует формированию у учащихся не только литературоведческой компетенции, но и чувства прекрасного. Кроме того, восьмиклассники расширяют навыки анализа текста и эпизода, углубляют знания о роли детали в художественном произведении.
-
Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести "Мне снятся небесные олени" 2011
Урок поможет семиклассникам войти в художественный мир писателя и поэта Алитета Немтушкина, учащиеся познакомятся с обычаями и традициями эвенкийского народа, откроют для себя прелесть особых отношений эвенков к миру природы. Электронная презентация поможет создать у ребят соответствующие картины.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады" 2011
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы.
-
Урок литературы в 11-м классе "У нас у всех с войною счеты…" 2011
Урок литературы в 11-м классе на материале повести В.Кондратьева «Сашка» раскрывает особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные контексты; выявляет специфику изображения войны и характера рядового бойца; создает эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызывая личностный отклик на прочитанное произведение.
-
Интеграция содержания образования как способ развития конкурентоспособного ученика 2011
Как интегрировать физику и литературу в средней школе? Каковы цели и задачи интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин в системе среднего и профильного образования? В статье описан опыт организации интегрирования литературы и физики, работа по литературе с учащимися, у которых имеются склонности к физике, к математике, и по физике, у которых склонности к гуманитарным предметам.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Дидактический материал к урокам литературы. Урок представляет собой систему вопросов и ответов. Задавая тот или иной вопрос, учитель далеко не всегда может надеяться на получение правильного ответа. Часто на вопрос и вовсе нет одного правильного ответа (вместо него ряд вариантов, которые текст более или менее допускает). Подобные ситуации совершенно естественны. В конечном итоге нам нужен ученик, умеющий и любящий думать над книгой, окончательный же ответ на вопрос может дать сам учитель.
-
Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в старших классах (презентация к домашнему уроку) 2011
В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в старших классах, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.
-
Доклад как средство активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы 2011
В статье утверждается, что школа призвана обучать культуре речи, то есть умению так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию.
-
"Нет, весь я не умру…" Интеллектуальная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина 2011
Игра посвящена празднованию дня Лицея. Она направлена на обобщение, систематизацию знаний по творчеству А.С. Пушкина, развитие связной речи учащихся, умение выразить свое мнение, отношение к рассматриваемым вопросам, осмысление идеи красоты, подвига поэта во славу отчизны.
-
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…" 2011
Дополнительный материал к внекласcным мероприятиям и к урокам литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя выполнен в виде презентации, состоящей из 20 слайдов с использованием Internet Explorer, Word, PowerPoint. Данная работа предназначена для учителей русского языка, литературы и МО.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература + информатика) "Перевод как средство общения между народами" 2011
Работа может применяться в качестве обобщающего занятия по английскому языку и литературе, а также самостоятельного творческого проекта по информатике. Она способствует приобщению учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы, повышению качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст и совершенствованию речи.