Бинарный: литературное краеведение + экология
Цели:
- заинтересованный разговор с учащимися об экологии Ненецкого округа и охране окружающей среды;
- обсудить с учащимися главы повести А.Коткина “Заповедное озеро”;
- познакомиться с образами птицы-лебедя в произведениях ненецких поэтов и писателей;
- пробудить интерес к живой природе и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению желания охранять природу малой родины.
Оборудование урока:
- фотографии лебедей(оформление классной доски) Приложение 6.
- аудиозапись песни “Лебединая верность”;
- распечатки стихов В.Ледкова и А.Пичкова о лебедях;
- распечатка рассказа А.Коткина “Синяк”(на каждом столе);
- выставка произведений ненецкого поэта В.Ледкова; Приложение 4.
- “Хрестоматия по литературному краеведению.ч.2”. авт.Горбунова З.А.
Эпиграф урока:
Не стреляйте белых лебедей!
(Б.Васильев)
Ход урока
1. Организация класса: Подготовка учащихся к восприятию. Тихо звучит песня “Лебединая верность” и стихает после первого куплета.– Глядя на тему урока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отсюда цели и задачи урока:
2. Работа по теме урока:
- 1.Слово учителя: Итак, избранные главы пов.А.Коткина “Заповедное озеро” (“Схватка” и “Лебедь уходит в небо”) прочитаны. Сегодня на уроке мы попытаемся выразить свое отношение к прочитанному, “услышать” мысли наших северных поэтов и писателей по проблеме охраны живой природы, окружающей нас, попытаемся ответить на вопрос: “Почему это происходит?”.
- 2. Давайте вспомним, о чем пишет А.С. Коткин в своей повести? (Краткий пересказ содержания глав повести. См. “Хрестоматию”,ч.2, стр.151). Приложение 1.
3. Беседа по содержанию:
А) почему автор так трепетно относится к лебедям?
Б) каково отношение мальчиков к этим птицам? Почему? (Любовь привил дед.)
В) сопереживали ли вы мальчикам и раненому лебедю, когда его выпускали на волю?
Г) встречали ли вы в своих поселках лебедей? Когда они к нам прилетают? Как к
ним относятся жители поселков?
Д) наблюдали ли вы повадки этих птиц? Как они обустраивают свои гнезда, выводят
птенцов?
4. Какие они родители, наблюдал писатель А.Коткин и рассказал нам в
рассказе “Синяк” (чтение вслух, на партах у каждого лежат распечатки).
Что вас поразило в этом рассказе? (Как птицы помогают своим детенышам,
учат их и воспитывают, что птенцов-лебедят называют “синяками”, отношение
главного героя Кольки к событиям рассказа); почему автор употребил такие
эпитеты, как: “величавые птицы, грациозная шея”? Каково значение этих слов?
Звучит стихотворение В.Ледкова “Белая лебедь” (подготовленный ученик наизусть читает). Приложение 5.
Белая лебедь.
… В тот час, когда заря в озерах,
Как та звезда, что бережет в пути нас,
На воду лебедь белая спустилась.
Она плыла, как будто песню пела,
И под лучами расправляла перья,
Разбрасывая брызги, словно бусы,
Сама собой по-девичьи любуясь.
Так на меня она глядел, словно
Сказать хотела ласковое слово.
И с губ моих слететь была готова
Мелодия восторга, счастья, зова.
Плывет ко мне доверчивая птица,
Вода сверкает, блещет и струится.
Я робко к ней протягиваю руки
И… вздрагиваю в гневе и в испуге:
Угрюмым, грубым громом раня уши,
Разящий выстрел в озеро обрушен!
И жизнь уходит из груди прекрасной,
Стекло воды окрашивая красным.
Раскинув руки и блестя оскалом,
Тень черная к добыче поскакала…
А ночью в чумах старики седые
Убийцу словом песенным судили.
И криком, полным страсти и печали,
Им лебеди из тундры отвечали.
В. Ледков (перевод с ненецкого М. Борисовой)
О чем стихотворение? Поясните, как вы понимаете слова “Старики седые убийцу словом песенным судили”? Какими эпитетами наделил Ледков птицу-лебедя? Какой видится поэту лебедь? Какие слова, сравнения использует он для перенесения красоты природы в искусство? (“Лебедь белая”, доверчивая птица, из груди прекрасной, “плыла, как будто песню пела”, разбрасывала “брызги, словно бусы, сама собой по-девичьи любуясь”, “сказать хотела ласковое слово”, “доверчивая птица”.) Какие ответные чувства вызвал у поэта этот прекрасный, поэтический образ? (Восхищение, удивление, нежность: с губ поэта при виде белой лебеди “слететь была готова мелодия восторга, счастья, зова”, он робко к ней протягивал руки, чтобы приласкать, погладить, пожалеть.) Знаете ли вы примеры из своей жизни, описанные поэтом? Как к этому относитесь?
6. Обратимся к творчеству ненецкого поэта В.Ледкова. которого называют певцом лебединого края.(Небольшая экскурсия у стенда произведений поэта Василия Ледкова). Приложение 4.
7. Энциклопедическая справка о лебедях (инд. задание учащегося).
8. Наш вернисаж: смотрим выставку рисунков учащихся. (Приложение 7.)“Не стреляйте белых лебедей”. Хочу вам посоветовать прочитать повесть Б.Васильева под таким же названием.
9. В.А.Ханзерова в своей небольшой книжке “Лади Хасавако” (“Мальчик Лади”) пересказывает ненецкую легенду “Почему у лебедя длинная шея”. Послушаем ее (читает учащийся). Приложение 2.
10. У ненецкого поэта П.А.Явтысого есть небольшой детский рассказик “Песня лебедя” (читает ученик). Приложение 3.
О чем он? (Как лебеди научились строить свои гнезда.)
11. Звучит полностью песня “Лебединая верность”.
12. Итоги урока: почему наши северные поэты и писатели так много писали об этой царственной птице (это часть нашей живой северной природы, это очень красивая птица, занесенная в Красную книгу, в том числе и Ненецкого округа – это мы слышали из сообщения ученика..).
К чему призывают нас писатели и поэты? (Беречь, охранять окружающую среду нашей малой родины, заботиться о ее чистоте и пр.) Давайте все вместе громко прочитаем эпиграф нашего урока: Не стреляйте белых лебедей!
13. В заключение послушайте стихотворение ненецкого поэта, нашего земляка А. И. Пичкова (ученик читает наизусть):
Кличет лебедь лебедиху,
Песнь свою поет с любовью.
На реке, в протоке тихой,
Есть у них свое гнездовье.Неприметно, незаметно
Это маленькое чудо.
Их гнездо прикроет лето
Мягкой травкой-изумрудом.А потом и лебедята,
Так похожи друг на друга,
Будут плыть спокойно рядом
В шубках сереньких из пуха.До красы же лебединой
Долго им расти придется.
Станут белыми, как льдины,
В горле гордый крик проснется.А пока на страже лебедь,
Притаилась лебедиха.
И над ними песню небо
Напевает тихо-тихо.