Цель: создать условия для обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста через освоение знаний истории создания песни, развитие аналитических умений, что будет способствовать патриотическому воспитанию
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,–
Идет война народная,
Священная война!Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,–
Идет война народная,
Священная война!
Презентация (Приложение 1)
– Песня «Священная война» обладает ошеломляющей силой воздействия на душу человека (Приложение 2). В годы Великой Отечественной и за пять послевоенных десятилетий написано огромное количество стихотворений об этой войне, среди которых немало выдающихся по художественным достоинствам, пронзительных по выражаемому чувству. Многие из них стали песнями. Но «Священная война» остается в этом ряду, непревзойденной. Конечно, во многом – благодаря музыке Александра Васильевича Александрова. Неотделим от музыки и текст, написанный Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом. В нем – торжественность гимна, суровая простота старой солдатской песни и тяжелая размеренность марша, под который идут не на парад, а в сражение, в нем – гипнотическая сила.
Вопросы для анализа |
Ответы |
Какова цель и содержание песни? | Содержанием и целью песни является призыв к народу на битву с врагом. |
Вставай, страна огромная... В какой форме употреблен глагол? Что он выражает? |
Глагол в форме повелительного наклонения может выражать разнообразные оттенки императивности – приказ, просьбу, приглашение, мольбу и т. д. В песне это – призыв, клич. |
Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает? | Страна (т.е. народ, люди). Собирательный способ при обозначении большого количества людей. Использован оптимальный способ обозначения народного монолита, в котором отделенные индивидуальности, возраст, пол, национальность и другие признаки, различающие людей, стерты, т.к. в данном случае несущественны. |
В какой форме употреблен глагол дадим (отпор душителям)? Что обозначает? | Глагол имеет форму 1 лица множественного числа. В песне нет лирического «я». Есть «мы» – это огромная страна, встающая на смертный бой «с проклятою ордой» |
Почему используется эпитет огромная? Почему не более яркое, броское определение, которое выделяло бы другие характеристики страны, вступившей в страшную войну? Например, подчеркивающее ее силу, скажем, могучая? Или напоминающие об исторических победах, идеологически окрашенные и потому вдохновляющие былинная, советская и т. д.? | Песня практически лишена
идеологического языкового материала Выбранный
же автором эпитет выполняет в песне важную
идеино - художественную задачу, т.к.
характеризует не пространство, не величину
территории страны, а ее неисчерпаемые
человеческие ресурсы. Так благодаря внешне незамысловатому словосочетанию страна огромная песня уже первой своей строкой поднимает дух народа, напоминая о главном источнике его непобедимости. |
Как в песне представлен враг? | Враг в песне тоже представлен обобщенно: собирательными существительными нечисть, отребье, словом орда с грамматически невыраженной собирательностью, формой единственного числа враг с собирательным значением. |
Вспомните, как М. Ю. Лермонтов в
стихотворении « Бородино» употребляет слово
враг? Изведал враг в тот день немало; Москва, спалённая пожаром, французу отдана. |
У М.Ю.Лермонтова враг тоже представлен обобщенно, со значением нерасчлененного множества |
Какие разговорные слова с отрицательной окраской использованы в песне? | Проклятый, нечисть, отребье |
Какой смысл заключен в этих словах? | Устаревшее значение «Негодные к употреблению, использованные остатки чего-либо, отбросы»; современное переносное значение – «морально разложившиеся, опустившиеся элементы общества». Злые, хлесткие, семантически емкие в народном сознании слова выражают отношение русских людей к агрессору. Характеристике врага, данной экспрёссивными существительными со значением лица, отведена целая строфа:
В «глубине» слов – в их устаревших значениях, содержится направленность на патриотические чувства. |
Какие слова, характерные для русского фольклора, используются в песне? | Используются слова из богатырских былин, исторических песен, сказаний – с проклятою ордой, на смертный бой. Русский народ уже вставал на смертный бой с проклятою ордой. |
Какое значение имеет слово орда? | В современном значении орда –
«вражеское войско, полчище» (вражеские орды,
фашистские орды). В историческом значении Орда – «название крупных тюркских и монгольских феодальных государств в эпоху средневековья» (Золотая орда, Крымская орда). |
На какой бой поднимает страну песня? | Песня поднимает страну на бой не просто с вражескими полчищами, а с государством, начавшим варварскую агрессию |
Как раскрывается глубинное содержание
строк (с учетом фольклорных ассоциаций)? Не смеют крылья черные Над Родиной летать, Поля ее просторные Не смеет враг топтать! Какой смысл имеет словосочетание крылья черные? |
1. Вражеская авиация 2. Символ беды и смертельного сражения в русском фольклоре – крылья черного ворона, зловещей птицы Черный ворон – это на Руси и символ врага. «Черный ворон, поганый половчанин» – в «Слове о полку Игореве». |
Какое значение заключено в словах поля просторные? | Былинное чистое поле |
Какое значение слова топтать? Уместно ли оно для танков ? Почему? | Обобщенный смысл – вносить хаос, грязь. |
Как вы понимаете слова фашистская нечисть, гнилая? | Гнилой – «испорченный или разрушенный
гниением, гниющий, разлагающийся» Нечисть – « неприятное, вызывающее отвращение насекомое» В данном тексте – недостойные, презренные люди |
Но эпитет гнилая свидетельствует о том, что существительное нечисть в тексте песни реализует свое основное значение, пришедшее из народных поверий, где так называют темные силы, вражде6ные человеку ( леших, водяных, чертей, ведьм вампиров, вурдалаков, упырей – т.е. всякую нечисть). Вызывает ли страх темная сила? | Эта страшная сила вызывает отвращение, гадливость. |
Где обитают темные силы в фольклорных произведениях? | Фольклорная нечисть обитает в глухих, запущенных, мерзких местах – болотной трясине, омутах, осклизлых от плесени лесных завалах |
Как в песне связано это значение с эпитетом гнилой фашисткой нечисти? | Гнилыми русский народ называет затхлую, испорченную воду, отвратительный запах. Запах разложения, смерти. |
Объясните значение метафор «загоним пулю в лоб», «сколотим крепкий гроб». В каком стиле они употребляются? | Конец вражеской нечисти становится
зримым, определенным. Слова используются в разговорном стили, что делает их понятными каждому. |
На первый взгляд «Священная война» кажется произведением очень простым, даже незамысловатым по языковому материалу, по характеру средств выразительности: в дни народной беды не до изысканных оборотов. Но это простота такого рода, которая обеспечивает песне потрясающую силу воздействия | |
Какое слово в песне является ключевым? | Ключевым для песни, определяющим ее
нравственную тональность является многократное
повторение _ прилагательного священный, т. е.
Словарь: 1) «освещенный великой целью, благородством». 2) «обладающий святостью, признаваемый божественным», т.е. религиозный смысл |
Как объяснить сочетание слов ярость благородная? | Ярость – чувство малопочтенное,
неприятное Словарь: «сильный гнев, бещенство» В. И. Даль: «это крайнее проявление эмоции, не просто «сильный гнев», но «озлобление, лютость, зверство, неистовство; порыв силы бессмысленной стихийной». |
Соединение в песне этого слова с эпитетом благородный создает удивительный эффект. Словосочетание ярость благородная становится безукоризненно точным наименованием совершенно особого чувства, которое испытывает сильный и свободолюбивый народ к агрессору. | |
Смысловая многоплановость, психологическая достоверность, эмоциональная и экспрессивная точность – вот характеристики языка «Священной войны» – песни, которая с момента ее первого исполнения 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале Москвы при проводах на фронт воинского эшелона стала не только музыкальным символом, эмблемой Великой Отечественной, но и своего рода духовным манифестом народа. |
Задание на дом: Сочинение рассуждение «Великая сила песни»
Литература: И.А.Ионова «Внутренняя сила песни». Журнал «Русский язык в школе» №2 – 2000