Интегрированный урок литературы и истории "…и падали в снега чужой земли значки стрелков с эмблемой эдельвейса"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели:

1) Образовательные:

  • сформировать представление о ходе, результатах битвы за Кавказ;
  • познакомить учащихся с проявлениями героизма советских солдат;
  • систематизировать ранее накопленные и вновь приобретенные знания по истории и литературе;
  • выработать у учащихся единый подход к проблемам, затронутым на уроке.

2) Развивающие:

  • продолжить формирование навыка работы с картой; выделения главного из текста экскурсовода; работы со схемой;
  • развить умения мыслить, анализировать факты, события;
  • закрепить навыки работы с дополнительной литературой;
  • выработать у учащихся качества аналитиков, собеседников, владеющих приемами аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
  • совершенствовать навыки литературоведческого анализа.

3) Воспитательные:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • формирование гражданского самосознания;
  • показать героизм советских солдат на примере отряда им. Лермонтова;
  • показать влияние личности Лермонтова, его поэзии на патриотизм советских людей в битве за Кавказ.

Тип урока: интегрированный на основе деятельностного подхода.

Оборудование:

  1. Карты «Великая Отечественная война», «Кавказская битва»;
  2. Учебный видеофильм «Великая Отечественная война»;
  3. Презентация;
  4. «Великая Отечественная» фотоальбом под ред. Афанасьева Н.М., Москва «Планета», 1985;
  5. Материалы школьного Лермонтовского музея клуба "Парус" по теме "Лермонтов и Великая Отечественная Война";
  6. Фильм "Лермонтов" (постановка и сценарий Н. Бурляева, Мосфильм,1986 год);
  7. Учебник «Россия и мир в XX веке» 11 класс, Алексашкина Л.Н., Данилов А.А, Косулина Л.Г., М., Просвещение,2007;
  8. Учебник «История государства и народов России» 9 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., Дрофа, 2008.
  9. Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, Москва, Воскресение, 2001.
  10. Яковкина Е.И. Последний приют поэта. Пятигорск, 2004.
  11. Маркелов Н.П. Лермонтов (офицер, художник, патриот), Пятигорск, 2004.

Ход урока

I. Воодушевляющее начало.

Учитель истории анализирует текс учебника истории за 9 класс и за 11 класс, где нет сведений о битве за Кавказ.

Предлагает учащимся поставить цель урока.

Учащиеся ставят цели:

А) выяснить ход и результаты сражения
Б) определить значение Кавказской битвы.

II. Актуализация знаний.

Вопросы учащимся:

  1. Назовите планы советского командования на 1942 год.
  2. Назовите планы немецкого командование на 1942 год.

Вы правы, Гитлер заявил… (слайд 1 из презентации)

Обратить внимание учащихся на проблему, которую надо решить (значение битвы за Кавказ).

III. Объяснение нового материала.

Задание учащимся: посмотреть фрагмент из видеофильма и выписать в тетрадь план захвата немцами Кавказа.

Проверка задания по слайду 2 презентации.

План захвата Кавказа получил название «Эдельвейс».

Задание учащимся.

Послушайте сообщение об этом цветке и ответьте – почему план получил такое название?

Для наступления создана группа армий А, командующий – Лист.

(Фото из книги «Великая Отечественная» стр. 204).

Задание учащимся.

Рассмотрим соотношение сил перед битвой. (Слайд 3 презентации).

Сделайте вывод.

Почти десятикратное превосходство немцев в танках и, особенно в авиации решило успех летнего наступления вермахта.

Битва началась 25 июля 1942 года.

Ее оборонительный этап продолжался 25 июля 1942 – декабрь 1942 года.

(в тетрадь записывается дата начала и окончания этапа).

Рассказ учителя с использованием карты:

Немцы развили наступление на Новороссийск и Туапсе, на Минеральные Воды, Моздок. Горные стрелки и знаменитая дивизия «Эдельвейс» устремилась к перевалам Большого Кавказа.

9 августа взяли Майкоп (учащиеся записывают дату в тетрадь).

И здесь немцев ждало первое разочарование.

Они наконец-то дошли до нефтяных вышек и надеялись захватить горючее и нефть. Однако все запасы были вывезены, буровые скважины забиты железобетонными пробками, а оборудование частично эвакуировано, частично зарыто в землю. Гитлер в эти сутки шесть раз связывался с командованием группы «А», надеясь получить доклад о первых нефтяных трофеях. Так и не получил. Ярости его не было предела. Любопытен в этой связи и такой факт. Последний еще живой сталинский нарком, в то время первый заместитель наркома нефтяной промышленности Н.К. Байбаков рассказывает, как его в июне 1942 года вызвал Сталин и направил на Кавказ. «Если вы оставите хоть «каплю» нефти немцам, мы вас расстреляем. Но если вы уничтожите промыслы, а немец не придет, и мы останемся без нефти, мы вас тоже расстреляем», – напутствовал Байбакова Верховный. «Товарищ Сталин, а какая альтернатива?» – только и спросил замнаркома. «Учтите, Гитлер сказал, что если он не захватит кавказскую нефть, он проиграет войну. Поэтому летите и принимайте меры. Будете отвечать головой», – ответил Сталин. Байбаков полетел и сделал, казалось, невозможное. Оставил немцев без нефти. Скважины заглушили так, что не только спецбригады немцев, но и мы сами после освобождения не смогли их восстановить, бурили новые. Оставшиеся скважины функционировали до последнего, буквально под огнем противника, но на нашей территории. Так было с грозненской нефтью, не говоря уже о каспийской. Фраза же Сталина лишний раз доказывает судьбоносность битвы, развернувшейся на Кавказе.

Советскими войсками командовал герой обороны Одессы, Севастополя генерал Иван Ефимович Петров (слайд 4 из презентации).

25 августа немцы захватили Моздок. Бои были такими кровопролитными, что Моздокскую долину немцы прозвали «Долина смерти».

Учитель литературы: История возвращается в диалоге времён.

Так случилось, что горы Кавказа не раз становились свидетелями чудовищных кровопролитий:

  • русско-иранская война,
  • русско-турецкая война.

Этот многострадальный край задыхался от кровавых испарений.

Отстаивать русские границы приходилось и в 19 веке.

Чтение отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Валерик" (Приложение 1)

Учитель литературы:

В этой дикой резне среди бесстрашных офицеров был М.Ю. Лермонтов, 26-летний юноша, с честью носивший мундир русского офицера.

А теперь, сто лет спустя, многострадальный край Кавказа содрогается от нечеловеческих страданий и смертей.

Учитель истории.

И пока вновь льется кровь за Кавказ, в кинотеатрах рейха…(сообщение учащегося, Приложение 4).

Учитель истории.

Обстановку на Кавказе Гитлер воспринял как личное оскорбление. Он понял, что на Кавказе не решил ни одно стратегической задачи: к Черному морю не пробился, до нефти не дошел. Да, в конце августа на вершине Эльбруса было установлено два фашистских флага. Это достижение альпинизма можно использовать только в пропагандистских целях.

И я хочу вернуть вас к нашей проблеме: важна ли битва?

Ответы учащихся.

И вот еще одно подтверждение: сообщение учащегося.

(Приложение 5).

Последние осенне-зимние удары под Туапсе и Орджоникидзе были страшными, и тем весомее оказалась стойкость наших бойцов. Туапсинская оборонительная операция продолжалась до 20 декабря. Превосходство в силах и средствах у немцев было огромное. Может быть, только по личному составу цифры сопоставимы, да и то на наши 109 тыс. бойцов наступало 170 тыс. немцев. В авиации у нас было всего 70 самолетов, у немцев 350, да с какими летчиками. В артиллерии они превосходили нас в три раза. В танках они превосходили нас абсолютно: собственно у нас их не было, а у немцев 149 танков и штурмовых орудий. Подробности боев под Туапсе известны, я лишь хочу напомнить, что, несмотря на такое превосходство, они продвинулись только на 8-10 километров за три месяца непрерывных боев, потеряли почти половину личного состава убитыми и ранеными и более 100 самолетов. Если успех наших сухопутных войск еще можно объяснить идеальными условиями обороны (ущелья, непроходимые леса), то в воздухе мы сделали невозможное.17-я армия фактически ничего не добилась под Туапсе. 1-я танковая армия подготовилась к удару на Нальчик не менее впечатляюще. На шестикилометровом участке прорыва немцы создали трехкратное превосходство в живой силе, одиннадцатикратное в орудиях и минометах и абсолютное в танках. Здесь для нас положение усложнялось тем, что командование Северной группы сосредоточило все силы севернее для контрудара на малгобекско-моздокском направлении и, грубо говоря, проворонило немецкое наступление. 70 бомбардировщиков люфтваффе нанесли удар по штабу 37-й армии, мгновенно выключив его из управления войсками. Одновременно танковые дивизии прорвали фронт и устремились к Нальчику, который был взят через три дня. Прижав наши отступавшие части к предгорьям, танки повернули на юго-восток и по равнине устремились к Орджоникидзе. 1 ноября они заняли Алагир и переправились через реку Ардон. На следующий день прорвали внешний обвод Орджоникидзенского оборонительного района, вышли к пригородам Орджоникидзе и к исходу дня захватили Гизель… Катастрофа, казалась неизбежной. И все-таки это уже была осень 1942 года. Войска Красной Армии чему-то научились. Несмотря на тяжелейшие потери,37-я армия была практически уничтожена, мы сумели в течение всего недели подтянуть резервы, развернуть готовые к наступлению севернее корпуса 9-й армии практически на 180 градусов и остановить врага. Более того, к 7 ноября немцы сами оказались в узком гизельском мешке и, за несколько дней до Сталинградского наступления, без долговременной подготовки, была проведена, на мой взгляд, блестящая Гизельская контрнаступательная операция, в миниатюре по сути дела повторившая знаменитую Сталинградскую.

Несмотря на многократное превосходство сил, советские войска стояли насмерть. Регулярным частям Красной Армии помогали партизаны.

Задание классу:

Вы сейчас прослушаете индивидуальное задание.

Вам необходимо выписать формы борьбы партизан.

Индивидуальное задание о партизанском отряде им. Лермонтова. (Приложение 3)

(слайд презентации 5).

Проверка задания (у слабых учеников).

Учитель литературы:

Вашему вниманию предлагается стихотворение В. Азарова "Партизанский отряд им. Лермонтова" (Приложение 2)

(Стихотворение читает наизусть подготовленный ученик).

А теперь поразмышляем:

  • в чём особенность композиции стихотворения;
  • назвать художественно-изобразительные средства и их роль в стихотворении;
  • идея стихотворения (показать влияние личности Лермонтова, его поэзии на патриотизм советских людей в битве за Кавказ);
  • обратимся к теме урока и сделаем вывод.

Учитель истории (сопровождается показом населенных пунктов, освобожденных советскими войсками).

1 января – конец февраля 1943 года – наступательный этап битвы.

3 января – освобожден Моздок.

10 января – уничтожена дивизия горных стрелков.                      

11 января – освобожден Пятигорск и другие города.

Вместе с войсками в Пятигорск прибыл полковой комиссар писатель Павленко, который на митинге у места дуэли Лермонтова торжественно произнес: «Клянемся великому русскому поэту поручику Тенгинского полка Лермонтову, что наши войска дойдут до Берлина». «Клянемся»,– грянули хором бойцы и командиры.

«Домик Лермонтова» Экскурсия в школьном Лермонтовском музее клуба "Парус"; проводят члены НОУ из объединения «Юный экскурсовод». (Приложение 6).

Учитель истории:

Кавказская битва высветила еще одну проблему, отголоски которой аукаются до сих пор. Наступая на Кавказ, Гитлер очень надеялся на «пятую колону».

И проявления предательства были:

  • создавались банды, которые нападали на села, аулы, жгли и грабили, вырезали беженцев из оккупированных районов,
  • чеченцы подарили Гитлеру белого скакуна,
  • воевали на стороне врага.

И проявления предательства, здесь, на Кавказе, были больше, где бы то ни было.

В 1944 году была проведена депортация горцев.

Это очень сложные вопросы, которые требуют более серьезного и кропотливого разбора.

Среди чеченцев есть герои Советского Союза:

  • Магомед Узуев – защитник Брестской крепости;
  • Канти Абдурахманов – артиллерист (получил звание в 1995 году);
  • Мовлди Умаров.

Учитель литературы

  • предлагается фрагмент фильма "Лермонтов";
  • ваши впечатления (каким предстал перед вами Лермонтов в этом эпизоде?)

IV. Рефлексия.

Вернемся к проблеме битвы за Кавказ. Озвучить проблему.

Ответы учащихся.

  1. освобождена территория 200 тыс. км.
  2. фашистская армия понесла крупное поражение.
  3. накопление опыта Красной Армией военных действий в горах (Крым, Карпаты).

Учреждена медаль «За оборону Кавказа» – еще одно подтверждение значения битвы (слайд 5 презентации).

V. Домашнее задание.

Учащиеся класса разделены на группы по М. Гриндеру (по доминирующим каналам восприятия учебного материала)

  1. Для кинестетиков: найти дополнительный материал о партизанском отряде им. Лермонтова.
  2. Для аудиалов: написать синквейн на тему урока.
  3. Для визуалов: написать рассуждение на историко-лингвистическую тему: "Война – особое время, особое испытание народного духа и мужества, когда все переплетается, когда в настоящем отзывается минувшее, которое укрепляет и поддерживает солдат, а написанные в далёкие годы строки оказываются нужны так же, как снаряды и пушки…" (В. Шахов)