Цели:
1) Образовательные:
- сформировать представление о ходе, результатах битвы за Кавказ;
- познакомить учащихся с проявлениями героизма советских солдат;
- систематизировать ранее накопленные и вновь приобретенные знания по истории и литературе;
- выработать у учащихся единый подход к проблемам, затронутым на уроке.
2) Развивающие:
- продолжить формирование навыка работы с картой; выделения главного из текста экскурсовода; работы со схемой;
- развить умения мыслить, анализировать факты, события;
- закрепить навыки работы с дополнительной литературой;
- выработать у учащихся качества аналитиков, собеседников, владеющих приемами аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- совершенствовать навыки литературоведческого анализа.
3) Воспитательные:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование гражданского самосознания;
- показать героизм советских солдат на примере отряда им. Лермонтова;
- показать влияние личности Лермонтова, его поэзии на патриотизм советских людей в битве за Кавказ.
Тип урока: интегрированный на основе деятельностного подхода.
Оборудование:
- Карты «Великая Отечественная война», «Кавказская битва»;
- Учебный видеофильм «Великая Отечественная война»;
- Презентация;
- «Великая Отечественная» фотоальбом под ред. Афанасьева Н.М., Москва «Планета», 1985;
- Материалы школьного Лермонтовского музея клуба "Парус" по теме "Лермонтов и Великая Отечественная Война";
- Фильм "Лермонтов" (постановка и сценарий Н. Бурляева, Мосфильм,1986 год);
- Учебник «Россия и мир в XX веке» 11 класс, Алексашкина Л.Н., Данилов А.А, Косулина Л.Г., М., Просвещение,2007;
- Учебник «История государства и народов России» 9 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., Дрофа, 2008.
- Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, Москва, Воскресение, 2001.
- Яковкина Е.И. Последний приют поэта. Пятигорск, 2004.
- Маркелов Н.П. Лермонтов (офицер, художник, патриот), Пятигорск, 2004.
Ход урока
I. Воодушевляющее начало.
Учитель истории анализирует текс учебника истории за 9 класс и за 11 класс, где нет сведений о битве за Кавказ.
Предлагает учащимся поставить цель урока.
Учащиеся ставят цели:
А) выяснить ход и результаты сражения
Б) определить значение Кавказской битвы.
II. Актуализация знаний.
Вопросы учащимся:
- Назовите планы советского командования на 1942 год.
- Назовите планы немецкого командование на 1942 год.
Вы правы, Гитлер заявил… (слайд 1 из презентации)
Обратить внимание учащихся на проблему, которую надо решить (значение битвы за Кавказ).
III. Объяснение нового материала.
Задание учащимся: посмотреть фрагмент из видеофильма и выписать в тетрадь план захвата немцами Кавказа.
Проверка задания по слайду 2 презентации.
План захвата Кавказа получил название «Эдельвейс».
Задание учащимся.
Послушайте сообщение об этом цветке и ответьте – почему план получил такое название?
Для наступления создана группа армий А, командующий – Лист.
(Фото из книги «Великая Отечественная» стр. 204).
Задание учащимся.
Рассмотрим соотношение сил перед битвой. (Слайд 3 презентации).
Сделайте вывод.
Почти десятикратное превосходство немцев в танках и, особенно в авиации решило успех летнего наступления вермахта.
Битва началась 25 июля 1942 года.
Ее оборонительный этап продолжался 25 июля 1942 – декабрь 1942 года.
(в тетрадь записывается дата начала и окончания этапа).
Рассказ учителя с использованием карты:
Немцы развили наступление на Новороссийск и Туапсе, на Минеральные Воды, Моздок. Горные стрелки и знаменитая дивизия «Эдельвейс» устремилась к перевалам Большого Кавказа.
9 августа взяли Майкоп (учащиеся записывают дату в тетрадь).
И здесь немцев ждало первое разочарование.
Они наконец-то дошли до нефтяных вышек и надеялись захватить горючее и нефть. Однако все запасы были вывезены, буровые скважины забиты железобетонными пробками, а оборудование частично эвакуировано, частично зарыто в землю. Гитлер в эти сутки шесть раз связывался с командованием группы «А», надеясь получить доклад о первых нефтяных трофеях. Так и не получил. Ярости его не было предела. Любопытен в этой связи и такой факт. Последний еще живой сталинский нарком, в то время первый заместитель наркома нефтяной промышленности Н.К. Байбаков рассказывает, как его в июне 1942 года вызвал Сталин и направил на Кавказ. «Если вы оставите хоть «каплю» нефти немцам, мы вас расстреляем. Но если вы уничтожите промыслы, а немец не придет, и мы останемся без нефти, мы вас тоже расстреляем», – напутствовал Байбакова Верховный. «Товарищ Сталин, а какая альтернатива?» – только и спросил замнаркома. «Учтите, Гитлер сказал, что если он не захватит кавказскую нефть, он проиграет войну. Поэтому летите и принимайте меры. Будете отвечать головой», – ответил Сталин. Байбаков полетел и сделал, казалось, невозможное. Оставил немцев без нефти. Скважины заглушили так, что не только спецбригады немцев, но и мы сами после освобождения не смогли их восстановить, бурили новые. Оставшиеся скважины функционировали до последнего, буквально под огнем противника, но на нашей территории. Так было с грозненской нефтью, не говоря уже о каспийской. Фраза же Сталина лишний раз доказывает судьбоносность битвы, развернувшейся на Кавказе.
Советскими войсками командовал герой обороны Одессы, Севастополя генерал Иван Ефимович Петров (слайд 4 из презентации).
25 августа немцы захватили Моздок. Бои были такими кровопролитными, что Моздокскую долину немцы прозвали «Долина смерти».
Учитель литературы: История возвращается в диалоге времён.
Так случилось, что горы Кавказа не раз становились свидетелями чудовищных кровопролитий:
- русско-иранская война,
- русско-турецкая война.
Этот многострадальный край задыхался от кровавых испарений.
Отстаивать русские границы приходилось и в 19 веке.
Чтение отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Валерик" (Приложение 1)
Учитель литературы:
В этой дикой резне среди бесстрашных офицеров был М.Ю. Лермонтов, 26-летний юноша, с честью носивший мундир русского офицера.
А теперь, сто лет спустя, многострадальный край Кавказа содрогается от нечеловеческих страданий и смертей.
Учитель истории.
И пока вновь льется кровь за Кавказ, в кинотеатрах рейха…(сообщение учащегося, Приложение 4).
Учитель истории.
Обстановку на Кавказе Гитлер воспринял как личное оскорбление. Он понял, что на Кавказе не решил ни одно стратегической задачи: к Черному морю не пробился, до нефти не дошел. Да, в конце августа на вершине Эльбруса было установлено два фашистских флага. Это достижение альпинизма можно использовать только в пропагандистских целях.
И я хочу вернуть вас к нашей проблеме: важна ли битва?
Ответы учащихся.
И вот еще одно подтверждение: сообщение учащегося.
(Приложение 5).
Последние осенне-зимние удары под Туапсе и Орджоникидзе были страшными, и тем весомее оказалась стойкость наших бойцов. Туапсинская оборонительная операция продолжалась до 20 декабря. Превосходство в силах и средствах у немцев было огромное. Может быть, только по личному составу цифры сопоставимы, да и то на наши 109 тыс. бойцов наступало 170 тыс. немцев. В авиации у нас было всего 70 самолетов, у немцев 350, да с какими летчиками. В артиллерии они превосходили нас в три раза. В танках они превосходили нас абсолютно: собственно у нас их не было, а у немцев 149 танков и штурмовых орудий. Подробности боев под Туапсе известны, я лишь хочу напомнить, что, несмотря на такое превосходство, они продвинулись только на 8-10 километров за три месяца непрерывных боев, потеряли почти половину личного состава убитыми и ранеными и более 100 самолетов. Если успех наших сухопутных войск еще можно объяснить идеальными условиями обороны (ущелья, непроходимые леса), то в воздухе мы сделали невозможное.17-я армия фактически ничего не добилась под Туапсе. 1-я танковая армия подготовилась к удару на Нальчик не менее впечатляюще. На шестикилометровом участке прорыва немцы создали трехкратное превосходство в живой силе, одиннадцатикратное в орудиях и минометах и абсолютное в танках. Здесь для нас положение усложнялось тем, что командование Северной группы сосредоточило все силы севернее для контрудара на малгобекско-моздокском направлении и, грубо говоря, проворонило немецкое наступление. 70 бомбардировщиков люфтваффе нанесли удар по штабу 37-й армии, мгновенно выключив его из управления войсками. Одновременно танковые дивизии прорвали фронт и устремились к Нальчику, который был взят через три дня. Прижав наши отступавшие части к предгорьям, танки повернули на юго-восток и по равнине устремились к Орджоникидзе. 1 ноября они заняли Алагир и переправились через реку Ардон. На следующий день прорвали внешний обвод Орджоникидзенского оборонительного района, вышли к пригородам Орджоникидзе и к исходу дня захватили Гизель… Катастрофа, казалась неизбежной. И все-таки это уже была осень 1942 года. Войска Красной Армии чему-то научились. Несмотря на тяжелейшие потери,37-я армия была практически уничтожена, мы сумели в течение всего недели подтянуть резервы, развернуть готовые к наступлению севернее корпуса 9-й армии практически на 180 градусов и остановить врага. Более того, к 7 ноября немцы сами оказались в узком гизельском мешке и, за несколько дней до Сталинградского наступления, без долговременной подготовки, была проведена, на мой взгляд, блестящая Гизельская контрнаступательная операция, в миниатюре по сути дела повторившая знаменитую Сталинградскую.
Несмотря на многократное превосходство сил, советские войска стояли насмерть. Регулярным частям Красной Армии помогали партизаны.
Задание классу:
Вы сейчас прослушаете индивидуальное задание.
Вам необходимо выписать формы борьбы партизан.
Индивидуальное задание о партизанском отряде им. Лермонтова. (Приложение 3)
(слайд презентации 5).
Проверка задания (у слабых учеников).
Учитель литературы:
Вашему вниманию предлагается стихотворение В. Азарова "Партизанский отряд им. Лермонтова" (Приложение 2)
(Стихотворение читает наизусть подготовленный ученик).
А теперь поразмышляем:
- в чём особенность композиции стихотворения;
- назвать художественно-изобразительные средства и их роль в стихотворении;
- идея стихотворения (показать влияние личности Лермонтова, его поэзии на патриотизм советских людей в битве за Кавказ);
- обратимся к теме урока и сделаем вывод.
Учитель истории (сопровождается показом населенных пунктов, освобожденных советскими войсками).
1 января – конец февраля 1943 года – наступательный этап битвы.
3 января – освобожден Моздок.
10 января – уничтожена дивизия горных стрелков.
11 января – освобожден Пятигорск и другие города.
Вместе с войсками в Пятигорск прибыл полковой комиссар писатель Павленко, который на митинге у места дуэли Лермонтова торжественно произнес: «Клянемся великому русскому поэту поручику Тенгинского полка Лермонтову, что наши войска дойдут до Берлина». «Клянемся»,– грянули хором бойцы и командиры.
«Домик Лермонтова» Экскурсия в школьном Лермонтовском музее клуба "Парус"; проводят члены НОУ из объединения «Юный экскурсовод». (Приложение 6).
Учитель истории:
Кавказская битва высветила еще одну проблему, отголоски которой аукаются до сих пор. Наступая на Кавказ, Гитлер очень надеялся на «пятую колону».
И проявления предательства были:
- создавались банды, которые нападали на села, аулы, жгли и грабили, вырезали беженцев из оккупированных районов,
- чеченцы подарили Гитлеру белого скакуна,
- воевали на стороне врага.
И проявления предательства, здесь, на Кавказе, были больше, где бы то ни было.
В 1944 году была проведена депортация горцев.
Это очень сложные вопросы, которые требуют более серьезного и кропотливого разбора.
Среди чеченцев есть герои Советского Союза:
- Магомед Узуев – защитник Брестской крепости;
- Канти Абдурахманов – артиллерист (получил звание в 1995 году);
- Мовлди Умаров.
Учитель литературы
- предлагается фрагмент фильма "Лермонтов";
- ваши впечатления (каким предстал перед вами Лермонтов в этом эпизоде?)
IV. Рефлексия.
Вернемся к проблеме битвы за Кавказ. Озвучить проблему.
Ответы учащихся.
- освобождена территория 200 тыс. км.
- фашистская армия понесла крупное поражение.
- накопление опыта Красной Армией военных действий в горах (Крым, Карпаты).
Учреждена медаль «За оборону Кавказа» – еще одно подтверждение значения битвы (слайд 5 презентации).
V. Домашнее задание.
Учащиеся класса разделены на группы по М. Гриндеру (по доминирующим каналам восприятия учебного материала)
- Для кинестетиков: найти дополнительный материал о партизанском отряде им. Лермонтова.
- Для аудиалов: написать синквейн на тему урока.
- Для визуалов: написать рассуждение на историко-лингвистическую тему: "Война – особое время, особое испытание народного духа и мужества, когда все переплетается, когда в настоящем отзывается минувшее, которое укрепляет и поддерживает солдат, а написанные в далёкие годы строки оказываются нужны так же, как снаряды и пушки…" (В. Шахов)