Цель урока:
- обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
- углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
- формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Слово учителя.
- Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя (сообщение ученика).
- Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
- Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
- Вывод по беседе.
- Компьютерное тестирование.
- Вывод по теме урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок за урок.
Методы и виды учебной деятельности, приемы:
- метод творческого чтения (приемы: беседа, выразительное чтение; виды деятельности: слушание, рассматривание иллюстраций);
- эвристический метод (приемы: построение системы вопросов для самостоятельного добывания знаний, постановка проблемного вопроса; виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода;
- репродуктивный метод (виды деятельности: запись основных понятий, тестирование).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация “Н.В. Гоголь. “Вечера на хуторе близ Диканьки”; сборник Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”; компьютерное тестирование.
Ход урока
1. Слово учителя (ознакомление с темой урока, постановка целей).
– Сегодня мы говорим, пожалуй, об одном из самых известных и загадочных писателей России, 200-летие которого мы отмечали в 2009 году – о Николае Васильевиче Гоголе.
Цель урока:
– обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества
писателя;
– углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
– формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать
самостоятельные выводы. (Слайды 1,
2, 3. Ученики записывают тему урока в тетрадях.)
– У каждого человека есть свои любимые книги, писатели. Для меня одним из таких
писателей является Николай Васильевич Гоголь: пожалуй, самый необычный и
загадочный писатель, человек с трагической судьбой, до конца своих дней горячо
влюбленный в Россию, веривший в своё великое предназначение, мечтавший все свое
творчество посвятить служению народу и отечеству. Гоголь – один из самых
противоречивых писателей русской литературы. Будучи когда-то веселым и
жизнелюбивым, он к сорока годам превратился в черного меланхолика, а ведь А.С.
Пушкин, прочитав в 1831 году его повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”,
оценил: писатели с таким чувством юмора редко появляются на свет.
– В чем же необычность и драматизм Н.В.Гоголя? На этот вопрос мы попытаемся
ответить, обратившись к некоторым страницам его жизни. К концу урока попытайтесь
ответить на вопрос: почему жизнерадостный, жизнелюбивый писатель превратился в
угрюмого, черного меланхолика?
– Вспомним некоторые страницы жизни Н.В. Гоголя, отразив жизнелюбие и
противоречивость писателя.
2. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение ученика о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. (Слайды 4–15).
Учитель: Как видим, жизнь Н.В. Гоголя с конца 30-х годов была трагична. Но сегодня мы говорим о самых ранних произведениях писателя, когда Гоголь молод, полон сил и творческих замыслов. Это веселые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире “Вечеров…” добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.
3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
– Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты
романтизма. (Определение дано в презентации, Слайд 19):
Учитель: Что же привлекает романтиков?
(Ответы учеников.) (Слайд 20).
Учитель: С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.
Ответы учеников: Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова, его поэмы “Мцыри”, “Демон”, баллады В.А. Жуковского “Светлана”, “Людмила” и т.д.
4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Учитель: Гоголь – романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы. Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в действительности. Вот почему в приподнятый тон “Вечеров…” врываются грустные ноты.
В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Примером этому являются слова:
“ …заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнет, он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько лежит полотна…” (Слайд 21).
– А в “Майской ночи, или Утопленнице” каждый из чиновников может простого человека “заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?” (Слайд 21).
– Таковы реальные условия жизни народа. Но в “Вечерах…” Гоголь говорит об этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир прекрасной мечты, показывая, что такой должна быть жизнь человека. В этом проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие (Слайд 22):
Двоемирие – разрыв между мирами: один мир, лучший, неземной, истинное духовное царство – в душе героя, другой – эмпирическая действительность – вокруг него (учащиеся записывают определение в тетрадях).
– В сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” включено несколько повестей.
(Слайды 23, 24). Ученики записывают названия повестей.
Учитель: Со сборником “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы познакомились ещё в среднем звене. Посмотрите иллюстрации к повестям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, узнайте героев Н.В. Гоголя. (Слайды 16, 17, 25–28). (Ответы учеников.)
Наша задача – вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них и рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.
– По группам вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.
Вопросы 1-й группы:
– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”.
Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь? (Охарактеризовать Рудого Панька.)
– Как фантастика переплетается с реальностью в повести “Сорочинская ярмарка”?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана
Купала”?
Вопросы 2-й группы:
– Как проявилось мастерство писателя при описании украинской ночи?
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом
переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко
удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным
вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания
картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”. Слайд 18,
Приложение 2).
Вопросы 3-й группы:
– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед
Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в
эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам
происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые,
брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию
произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы.
Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель
включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?
Вопросы 4-й группы:
– Каково идейно-тематическое содержание повести “Иван Федорович Шпонька и его
тетушка”?
– В чем состоит комизм повести “Заколдованное место”?
– Мы рассмотрели сюжеты и некоторые особенности повестей из сборника “Вечера на
хуторе близ Диканьки”. Как вы думаете, на чем основывается романтизм Гоголя?
– Чем объясняется интерес Гоголя к народным обычаям и легендам?
5. Вывод по беседе.
– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 29).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические
произведения.
– В качестве закрепления и проверки своих знаний вам предлагается компьютерное
тестирование.
6. Компьютерное тестирование (8 минут) (Приложение 1).
(Тестирование выполняется по 4 вариантам.)
7. Вывод по теме урока.
Учитель: Сегодня мы вспомнили несколько страниц из жизни Н.В. Гоголя, говорили об особенностях его романтических произведений. В начале урока я озадачила вас вопросом: почему жизнерадостный писатель, создавший прекрасные картины украинской жизни, изобразивший смелых, благородных, красивых жителей Диканьки, превратился в угрюмого, черного меланхолика?
Ответ ученика: Гоголь в “ Вечерах…” нарисовал прекрасную сказку о том, какой должна быть жизнь и какими должны быть люди, он верил в свое высокое предназначение, в свою великую миссию: с помощью своего творчества исправить общество, сделать жизнь лучше, но реальность груба, уродлива. Гоголь понял, что ему не удастся исправить этот мир, он стал замкнутым, изводил себя религиозными постами, впал в уныние и, действительно, превратился в черного меланхолика.
8. Рефлексия:
– Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 30).
– Каким вы видите Н.В. Гоголя после нашего сегодняшнего разговора?
Учитель: Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.
9. Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим работу по творчеству Н.В. Гоголя. Вы должны прочитать к следующему уроку повести из сборника “Миргород”.
10. Выставление оценок за урок.