Н.В. Гоголь. Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока:

  • обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
  • углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
  • формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Слово учителя.
  2. Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя (сообщение ученика).
  3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
  4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
  5. Вывод по беседе.
  6. Компьютерное тестирование.
  7. Вывод по теме урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.
  10. Выставление оценок за урок.

Методы и виды учебной деятельности, приемы:

  • метод творческого чтения (приемы: беседа, выразительное чтение; виды деятельности: слушание, рассматривание иллюстраций);
  • эвристический метод (приемы: построение системы вопросов для самостоятельного добывания знаний, постановка проблемного вопроса; виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода;
  • репродуктивный метод (виды деятельности: запись основных понятий, тестирование).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация “Н.В. Гоголь. “Вечера на хуторе близ Диканьки”; сборник Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”; компьютерное тестирование.

Ход урока

1. Слово учителя (ознакомление с темой урока, постановка целей).

– Сегодня мы говорим, пожалуй, об одном из самых известных и загадочных писателей России, 200-летие которого мы отмечали в 2009 году – о Николае Васильевиче Гоголе.

Цель урока:
– обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
– углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
– формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы. (Слайды 1, 2, 3. Ученики записывают тему урока в тетрадях.)
– У каждого человека есть свои любимые книги, писатели. Для меня одним из таких писателей является Николай Васильевич Гоголь: пожалуй, самый необычный и загадочный писатель, человек с трагической судьбой, до конца своих дней горячо влюбленный в Россию, веривший в своё великое предназначение, мечтавший все свое творчество посвятить служению народу и отечеству. Гоголь – один из самых противоречивых писателей русской литературы. Будучи когда-то веселым и жизнелюбивым, он к сорока годам превратился в черного меланхолика, а ведь А.С. Пушкин, прочитав в 1831 году его повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, оценил: писатели с таким чувством юмора редко появляются на свет.
– В чем же необычность и драматизм Н.В.Гоголя? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к некоторым страницам его жизни. К концу урока попытайтесь ответить на вопрос: почему жизнерадостный, жизнелюбивый писатель превратился в угрюмого, черного меланхолика?
– Вспомним некоторые страницы жизни Н.В. Гоголя, отразив жизнелюбие и противоречивость писателя.

2. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение ученика о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. (Слайды 4–15).

Учитель: Как видим, жизнь Н.В. Гоголя с конца 30-х годов была трагична. Но сегодня мы говорим о самых ранних произведениях писателя, когда Гоголь молод, полон сил и творческих замыслов. Это веселые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире “Вечеров…” добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.

3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
– Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма. (Определение дано в презентации, Слайд 19):

Учитель: Что же привлекает романтиков?

(Ответы учеников.) (Слайд 20).

Учитель: С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.

Ответы учеников: Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова, его поэмы “Мцыри”, “Демон”, баллады В.А. Жуковского “Светлана”, “Людмила” и т.д.

4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Учитель: Гоголь – романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы. Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в действительности. Вот почему в приподнятый тон “Вечеров…” врываются грустные ноты.

В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Примером этому являются слова:

“ …заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнет, он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько лежит полотна…” (Слайд 21).

– А в “Майской ночи, или Утопленнице” каждый из чиновников может простого человека “заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?” (Слайд 21).

– Таковы реальные условия жизни народа. Но в “Вечерах…” Гоголь говорит об этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир прекрасной мечты, показывая, что такой должна быть жизнь человека. В этом проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие (Слайд 22):

Двоемирие – разрыв между мирами: один мир, лучший, неземной, истинное духовное царство – в душе героя, другой – эмпирическая действительность – вокруг него (учащиеся записывают определение в тетрадях).

– В сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” включено несколько повестей.

(Слайды 23, 24). Ученики записывают названия повестей.

Учитель: Со сборником “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы познакомились ещё в среднем звене. Посмотрите иллюстрации к повестям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, узнайте героев Н.В. Гоголя. (Слайды 16, 17, 25–28). (Ответы учеников.)

Наша задача – вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них и рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.

– По группам вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.

Вопросы 1-й группы:

– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь? (Охарактеризовать Рудого Панька.)
– Как фантастика переплетается с реальностью в повести “Сорочинская ярмарка”?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?

Вопросы 2-й группы:

– Как проявилось мастерство писателя при описании украинской ночи?
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”. Слайд 18, Приложение 2).

Вопросы 3-й группы:

– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?

Вопросы 4-й группы:

– Каково идейно-тематическое содержание повести “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”?
– В чем состоит комизм повести “Заколдованное место”?
– Мы рассмотрели сюжеты и некоторые особенности повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Как вы думаете, на чем основывается романтизм Гоголя?
– Чем объясняется интерес Гоголя к народным обычаям и легендам?

5. Вывод по беседе.

– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 29).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.
– В качестве закрепления и проверки своих знаний вам предлагается компьютерное тестирование.

6. Компьютерное тестирование (8 минут) (Приложение 1).

(Тестирование выполняется по 4 вариантам.)

7. Вывод по теме урока.

Учитель: Сегодня мы вспомнили несколько страниц из жизни Н.В. Гоголя, говорили об особенностях его романтических произведений. В начале урока я озадачила вас вопросом: почему жизнерадостный писатель, создавший прекрасные картины украинской жизни, изобразивший смелых, благородных, красивых жителей Диканьки, превратился в угрюмого, черного меланхолика?

Ответ ученика: Гоголь в “ Вечерах…” нарисовал прекрасную сказку о том, какой должна быть жизнь и какими должны быть люди, он верил в свое высокое предназначение, в свою великую миссию: с помощью своего творчества исправить общество, сделать жизнь лучше, но реальность груба, уродлива. Гоголь понял, что ему не удастся исправить этот мир, он стал замкнутым, изводил себя религиозными постами, впал в уныние и, действительно, превратился в черного меланхолика.

8. Рефлексия:

– Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 30).
– Каким вы видите Н.В. Гоголя после нашего сегодняшнего разговора?

Учитель: Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.

9. Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим работу по творчеству Н.В. Гоголя. Вы должны прочитать к следующему уроку повести из сборника “Миргород”.

10. Выставление оценок за урок.