Литература
-
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. Стихотворный размер» 2014
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», выявить структурное своеобразие и особенности поэмы. Вспомнить литературные понятия.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Счастлив мира обитатель только личностью своей" 2014
Урок-диалог, во время которого создается определенная коммуникативная среда, заключающая в себе становление личности. Система вопросов и заданий активизирует и развивает логическое мышление кадет. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит кадет к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Цель: знакомство учащихся с важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека.
-
А.С. Пушкин: детство и лицейский период 2014
На уроке дети вспомнят ранее изученные произведения Пушкина; пополнят знания о его детстве, используя технологию РКМЧП; познакомятся с лицейским периодом биографии поэта, совершат заочную экскурсию в Лицей.
-
Игра "Путешествие по литературной России". 8-й класс 2014
Цель игры: развитие познавательного интереса к изучению литературы; закрепление знаний по литературе; воспитание уважения к выдающимся личностям и гордости за свою страну.
-
Литературный турнир по творчеству А.С. Пушкина "В дорогу за сказками" (5–6-е классы) 2014
Мероприятие воспитывает читателя внимательным к слову, учит глубоко анализировать сказки А.С. Пушкина, развивает интерес к литературной сказке. Условия литературного состязания продумывает каждый учитель. Важно провести предварительную работу по сказкам.
-
Метафорический портрет слова "страх" 2014
Создание метафорического портрета на уроках литературы решает следующие задачи: дает ключ ученику к обозначению и раскрытию содержания внутреннего мира; осваивается метафорическая форма мысли как результат взаимодействия концептуального и визуального типов мышления; гармонизируется интеллектуальная и эмоционально-образная сфера личности учащегося.
-
Урок литературы по теме "Я, гений Игорь Северянин…" (Жизнь и творчество Игоря Северянина). 11-й класс 2014
Сдвоенный урок знакомит с личностью поэта и его творчеством. Прослеживаются этапы творчества поэта, которые рассматриваются вместе с его биографией. Уроку предшествует большой объем предварительного индивидуального домашнего задания: сообщение о жизненном и творческом пути поэта; поисковая работа учеников по нахождению критических суждений современников И.Северянина о поэте и его творчестве.
-
Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади"». 7-й класс 2014
Урок литературы посвящен анализу рассказа советского писателя Ф.А. Абрамова. Проходит в форме журналистского расследования. Применяя технологии личностно-ориентированное обучение, ИК-технологии, учитель с учащимися выявляют особенности раскрытия темы, доказывают, что отношение человека к природе ‒ характеристика его нравственных качеств, учатся выделять главное в тексте, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, уважать мнение других, любить литературу.
-
Воспитание души по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс 2014
На уроке рассмотрены такие понятия как духовность, душа, духовное развитие человека, становление личности, школа вечной жизни. Все эти понятия соотнесены с героями повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Ребята должны пронаблюдать за героями повести и каждого по свойственным ему признакам отнести к соответствующему классу школы вечной жизни. Такая форма работы позволяет каждому ученику высказать свою точку зрения, отстаивать ее, соотносить свой ответ с товарищем и вбрать правильный.
-
"Великий сын великой России". 2-й этап интеллектуальной викторины, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 2014
Представлен сценарий викторины. В ходе урока учащиеся изучают этапы жизни и научной деятельности М.В. Ломоносова.
-
Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе 2014
Элективные курсы — важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ, в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Они "компенсируют" во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
-
Открытый урок литературы на тему "Знакомьтесь, Владимир Высоцкий". 11-й класс 2014
Урок знакомит детей с поэтом, певцом и актером Владимиром Семеновичем Высоцким; рассматривается отличие авторской песни от песни развлекательной. Изучаются отличительные черты поэзии В.С. Высоцкого.
-
Урок краеведения "Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу" 2014
Прошлое служит настоящему и будущему. Интегрированный урок истории, литературы и музыки посвящен городу Самара. Представляет собой маленький гимн родному городу, воспитывает любовь, уважение к его истории и культуре. Ребята совершат прогулку по родному городу и увидят Самару, которую мы потеряли, увидят яркий, колоритный культурный и торговый центр Поволжья, который называли маленьким Парижем. Счастлив будет тот, кто на этом уроке прикоснется к судьбе родного города и откроет его для себя.
-
Открытый урок внеклассного чтения по повести В.А. Курочкина "На войне как на войне". 8-й класс 2014
Урок представлен в форме литературной игры «Что? Где? Когда? Как? Почему?». Такая форма урока нравится детям, пробуждает интерес к чтению. Игра увлекает, активизирует внимание, учит анализировать произведение. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Народная баллада "Ворон к ворону летит…" в переводе А.С. Пушкина 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с народной балладой, выявляют признаки баллады; используют навыки исследовательской работы.
-
Формирование у школьников интереса к истории и духовной культуре родного края при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–9-х классах 2014
Литература родного края – один из разделов программы по литературе для средней школы под редакцией Г.Р. Курдюмовой. Введение регионального компонента формирует внутреннюю потребность личности изучать литературу родного края. На уроках донского фольклора учащиеся не только читают и анализируют сказки, но и шьют костюмы сказочных героев, иллюстрируют сказки, готовят поделки к сюжету сказок.
-
Пословицы и поговорки 2014
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс 2014
Тексты Ф.Кривина служат для учащихся образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего мировосприятия, отношения, оценки. На их материале можно выполнять речеведческие задания, заниматься орфографией, пунктуацией, выполнять разные виды разбора.
-
Урок литературы по теме "И.А. Крылов. Басня "Свинья под дубом" 2014
Урок литературы соответствует требованиям ФГОС. Формует у учащихся различные УУД. На уроке применяются современные педагогические технологии: проектно-исследовательского обучения, модульной технологии, также нестандартные формы и методы работы.
-
Литературно-музыкальный вечер "Тургенев и музыка" 2014
Литературно-музыкальный вечер призван донести до учащихся глубокую любовь писателя к родине, России, искусству, литературе, природе; произвести впечатление литературными и музыкальными произведениями, которые исполняются и объединены интересами многогранной личности великого писателя, широко образованного человека, гуманиста и патриота.
-
Внеклассное чтение. Рассказ М.Осоргина "Террорист". 10-й класс 2014
Цель урока: обсудить прочитанный рассказ, проанализировать его, познакомиться с писателем русского зарубежья М.А. Осоргиным, обнаружить, есть ли какая-то связь между романом Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и рассказом "Террорист", сопоставить главного героя рассказа М.А. Осоргина с Родионом Раскольниковым.
-
Произведения, зачерпнувшие истины ("Крохотки" А.И. Солженицына) 2014
В ходе урока ученики участвуют в ролевой игре, в создании фильма-ассоциации. Учащиеся решают проблемные ситуации, раскрывающие жанровую, стилистическую и смысловую специфику произведений А.И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа произведений А.И. Солженицына «Лиственница», «Лихое зелье», «Молния» учащиеся более подробно узнают о творческой манере писателя, об особенностях его мировоззрения.
-
"Рыцарь пустоты" (Манилов) по роману Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс 2014
Урок помогает самостоятельно анализировать отдельные главы романа «Мертвые души», следить за развитием действий в произведении, учит делать выводы в работе над образами. Обобщает знания, понятия и представления о духовной культуре и морали. Обсуждение отдельных глав литературного произведения нацелено на продолжение воспитания этических представлений и норм поведения, развитие эмоционального восприятия.
-
В.К. Арсеньев – исследователь, путешественник 2014
Владимир Клавдиевич Арсеньев − выдающийся путешественник и ученый, внесший большой вклад в изучение Восточной Азии. Научное и литературное наследие В.К. Арсеньева не потеряло своей актуальности; ученые и исследователи многих стран постоянно обращаются к нему, находя ценные данные о природе, истории и этнографии Дальнего Востока.
-
Литературная игра "Году Лошади посвящается…" 8‒9-й класс 2014
Игра позволяет в увлекательной форме вспомнить интересные сведения об удивительных животных, которые верно служили человеку и сопровождали его всю жизнь, произведения разных видов искусства, посвященные лошадям. Хотя прошли те времена, когда лошади были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина, помогали людям осваивать дальние страны, решать исход войн, они остаются в сознании русского человека символами верности, вольности, неукротимости, трудолюбия…
-
Дидактический материал по высказываниям 2014
Статья представляет собой дидактический материал при работе с высказываниями: «С книгой не знаться – от людей отстать» и «Язык голубит, язык и губит» и содержит 28 заданий (по 14 на каждое высказывание).
-
Урок внеклассного чтения по теме "Мы в ответе за всех, кого приручили" (по рассказу А.В. Костюнина "Нытик"). 5-й класс 2014
Урок внеклассного чтения по рассказу Александра Костюнина «Нытик» воспитывает внимательное отношение к животным, бережное отношение к окружающему миру; развивает желание совершать добрые поступки, умение анализировать текст, речь; учит разбираться в людях, обогащает словарный запас . Урок знакомит с творчеством молодого современного писателя, чьи произведения заставляют думать о жизни, гуманности.
-
Обобщающий урок по басням И.А. Крылова 2014
Урок расширяет представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова. В ходе урока ученики учатся выразительному чтению наизусть и театральному мастерству.
-
"Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой"). 11-й класс 2014
Урок предполагает идейно-художественный анализ произведения, акцентируется внимание учащихся к нравственным проблемам: ответственности за происходящее, духовной связи с предками, землей, природой, совести. Фронтальная беседа, групповая работа, пересказы, анализ эпизодов, пейзажей, работа с лексикой – формы работы, с помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.
-
Урок литературы на тему "Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Человек на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы раскрывает главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе, воспитывает уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма.