Цели урока:
- Образовательные: знакомство с военными песнями В.С.Высоцкого; дальнейшее обучение учащихся литературоведческому анализу текста.
- Развивающие: дальнейшее развитие в учащихся литературного вкуса, понимания поэзии.
- Воспитательная: воспитание в детях чувства патриотизма на славных страницах истории России, связанных с Великой Отечественной войной.
Задачи:
1. Обратиться к страницам биографии В.С.Высоцкого, связанным с Великой Отечественной войной; рассмотреть, как война повлияла на творчество поэта.
2. Обратиться к песням о войне В.С.Высоцкого; рассмотреть тематику этих песен.
3. Определить, в чем особое звучание песен В.Высоцкого о войне, их индивидуальность и неповторимость: обращаясь к теоретическому материалу по литературе, проанализировать некоторые из песен данной тематики.
Оборудование: мультимедийная установка, презентации, компакт-диски, гитара, карточки.
Материал для прослушивания: песни "Братские могилы", "Песня о Земле", "Он не вернулся из боя".
Исполнение песни учащимися "Песня о звездах".
1. Оргмомент.
2. Сообщение цели урока.
Слово учителя:
- Прошло шестьдесят пять лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, как отгремели последние бои этой войны. Появились новые поколения. Стали взрослыми внуки тех, кто участвовал в войне 1941 - 1945 годов. Подрастают их правнуки и праправнуки. Они должны знать, какой дорогой ценой досталась победа советскому народу. Сколько невзгод, сколько лишений пришлось испытать солдатам, прежде чем они смогли услышать залпы салюта, выпущенного из боевых орудий у стен Рейхстага, и торжественный салют на Красной площади, когда люди праздновали одной семьей общую победу, плакали и смеялись, поздравляли друг друга и желали всем счастья : счастья на многие годы.
О войне много написано рассказов, повестей, романов; много опубликовано стихотворений, поэм; много создано песен. Каждый автор в произведении передает свой взгляд на войну, свое видение войны, независимо от того, воевал он или нет. Кто-то видел войну собственными глазами, прочувствовал ее каждой частичкой своего тела. Кто-то встречался с очевидцами кровавых сражений, читал воспоминания фронтовиков, исторические источники. Война для этого человека также становится близкой и понятной.
Сегодня мы увидим взгляд на войну человека, не прошедшего трудных военных дорог, но пронесшего войну в своем сердце, прочувствовавшего ее всем сердцем, всей душой:
Мы обращаемся к теме войны в творчестве В.С.Высоцкого. Какой увидел этот человек Великую Отечественную войну? Как смог так правдиво и достоверно передать атмосферу войны, чувства и эмоции фронтовиков? Мы обратимся с вами к некоторым из песен этого цикла и, вспомнив теоретический материал по анализу стихотворений, который был изучен ранее, попробуем увидеть неповторимость и индивидуальность песен В.С.Высоцкого, почувствовать мастерство поэта.
3. Актуализация знаний.
Чтобы мы свободно могли размышлять, нам необходимо вспомнить те литературоведческие термины, которые необходимы нам будут в течение урока.
Литературоведческий словарь (термины распечатаны на листочках, листочки лежат на каждом столе).
- Авторская песня - музыкальный жанр, в котором автор слов и музыки сам исполняет свою песню под гитару.
- Бард - исполнитель, поэт и композитор.
- Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
- Олицетворение - вид метафоры, наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
- Эпитет - образное определение предмета или действия.
- Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. (Фарфор и бронза на столе)
- Цезура - пауза в середине строки.
- Синекдоха - замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего.
- Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
- Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных.
- Ассонанс - повторение одинаковых или сходных гласных.
- Двусложные размеры стиха: ямб (ударение на первый слог), хорей (ударение на второй слог).
- Трехсложные размеры стиха: дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на второй слог), анапест (ударение на третий слог).
4. Новый материал.
Метод | Прием | Форма работы |
Объяснительно-иллюстративный, | Презентация, слайд-шоу, прослушивание песен, исполнение песни учащимися | Индивидуальная, фронтальная |
Словесный метод Рассказ |
Презентация, слайд-шоу, прослушивание песен, сопоставление, резюмирование | Индивидуальная |
Метод проблемного изложения | Проблемные вопросы | Фронтальная |
Исследовательский метод | Анализ произведений | Групповая |
Метод контроля | Устные ответы учащихся | Индивидуальная |
Учитель:
- Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
Попробуем понять: может быть, причины кроются в детских годах поэта.
Сообщение ученика "Детские годы В.С.Высоцкого". Демонстрация презентации.
Учитель:
- Да, действительно, детские годы оставили неизгладимый след в памяти поэта. Как говорил сам В.С.Высоцкий: "Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется."
Отец Владимира, Семён Владимирович Высоцкий, рассказывал: "Воевать я начал на Северо-Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А день Победы встретил в столице Чехословакии Праге: Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом".
Эти фронтовые рассказы дали потом свои ростки в военных песнях Владимира Высоцкого.
Кроме того, Владимиру Семеновичу всегда важно было понять психологическое состояние человека, его поведение в самых серьезных и даже трагических ситуациях, когда есть возможность сделать выбор. Какой выбор сделает человек?
Из воспоминаний поэта:
"Самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти..."
Творчество Высоцкого заставляет вспомнить, поверить, понять, пережить, как свое, накрепко связывая тех, кто воевал, и тех, кто "не видел войны и родился значительно позже". Высоцкий сделал войну даже не понятной, а близкой миллионам людей, к счастью для них, не знавших, что это такое. Более того, эти песни безоговорочно приняли ветераны.
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не участвовавшего в боях, за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма.
Президент Международной коллегии адвокатов Артемий Николаевич Котельников, некогда прошедший от Курской дуги до Берлина и Праги, говорил: "Если говорить о Высоцком, то я, хоть и с некоторой натяжкой, принадлежу к поколению его "отцов", и я бесконечно благодарен Владимиру за то, что он сделал для нас. Он был младше, но стал нашим голосом, нашей памятью. Я готов подписаться под каждой его строчкой, написанной о войне.
Я знаю биографию Высоцкого, и все равно мне кажется, что это ошибка, а на самом деле он воевал. Отступал от границы к Москве и шел назад, вращая землю на запад, был разведчиком, штрафником, летчиком, подводником..."
Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий. Мы можем видеть войну не только глазами солдат, но и боевого истребителя:
Я Як истребитель, мотор мой звенит,
Небо - моя обитель.
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель:
Учитель:
- Что обозначает слово обитель? Почему автор включил это слово в стихотворение?
Ученики:
- Обитель - это монастырь или место, где кто-нибудь живет, жилище.
Автору важно было показать, что истребителю в небе комфортно, спокойно, как дома.
Учитель:
Мы можем видеть войну глазами заключённых штрафных батальонов:
Считает враг: морально мы слабы, -
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы,
В прорыв идут штрафные батальоны.
Учитель:
- Почему автор говорит о гробах, которые необходимо рубить?
Ученики: - Штрафные батальоны отправляли в самые тяжелые бои, очень большие потери были в этих батальонах. На солдата всегда мало обращали внимание, а если это солдат штрафного батальона, о нем совсем не думали.
Учитель:
- Песни Высоцкого о войне - это песни непременно и о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля - жертва войны: страдавшая, как человек, и переносившая горе, как человек.
Звучит "Песня о земле".
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли,
Нет, она почернела от горя:
Учитель:
- Песни Владимира Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни о настоящих людях. О людях из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Они готовы отдать свои жизни ради спасения детей, женщин, стариков.
Звучит песня "Он не вернулся из боя".
Учитель:
- Как вы думаете, страшно ли было солдатам на войне?
Ученики:
- Конечно, страшно.
Учитель:
- Хотелось ли им жить?
Ученики:
- Да, безусловно!
Учитель:
- Могли ли они покинуть поле боя?
Ученики:
- Наверно, такие случаи были, но это исключения. В основном солдаты стояли до конца.
Учитель: - Да, они верили в приметы и надеялись на чудо. Но у них не было даже мысли бросить поле боя, уйти, постараться спасти свою жизнь. Они стояли до конца, даже если приказы были невыполнимы.
Я предлагаю девочкам исполнить "Песню о звездах", которая посвящена таким вот героям.
Исполнение учащимися под гитару "Песни о звездах".
Во время выступления демонстрируется слайд-шоу.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам проанализировать песни, тексты которых лежат на ваших столах. Необходимо обратить внимание на фонетические, лексические, синтаксические особенности текстов, определить роль изобразительно-выразительных средств.
Работу вы будете выполнять в группах. Распределите роли: один ученик говорит о фонетических особенностях, другой - о лексических и т.д.
Учащиеся работают в группах (5-7 минут).
Выступления учащихся.
Учитель:
- Владимир Высоцкий видел Великую Отечественную в живую, отражал ее, подавая совершенно "по-иному, то есть не как все". Он вернул ее многим ветеранам и оставил горящей, живой, неистовой следующим поколениям. Давалось это страшной, смертельной ценой, но зато поэзия Высоцкого дает почувствовать, что другого понимания войны нет и быть не может.
Звучит песня "Братские могилы".
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Учитель:
- Как вы понимаете слова "Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты"?
Ученики:
- Это общее горе, общая трагедия. И неважно, кто погиб: простой солдат или генерал. Родные и близкие как солдата, так и генерала будут переживать. Не останутся равнодушными и чужие люди. На братские могилы приходят все, даже те, у кого не погибли родственники; они приходят отдать дань памяти всем тем, кто отдал свои жизни ради будущего следующих поколений.
Учитель:
- Обратите внимания, что все песни, о которых мы сегодня говорили, как-будто развивают мысль, переданную в этих строках. Мы начинаем воспринимать их более глубоко. Люди, когда началась Великая Отечественная война, сплотились, стали единым целым. Они забывали о себе и делали все возможное и невозможное, чтобы приблизить Победу.
Высоцкому удалось не только уловить, но и выразить то чувство, которое не давало ему покоя, которое позволило сделать воспринятую войну невероятно, потрясающе достоверной. Такой, что очевидцы в один голос сказали: "Да это было так, именно так и только так".
Оценивание учащихся.
Подведение итогов.
Учитель:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
Ученики:
- Мы говорили о песнях В.С.Высоцкого, посвященных Великой Отечественной войне.
Учитель:
- Какое значение эти песни играют в нашей жизни, в жизни ветеранов?
Ученики:
- Песни дают возможность увидеть нам, молодым, не видевшим ужасов войны, которые выпали на долю того поколения, какой тяжелой была победа, какой долгожданной. Весь народ в едином порыве ковал победу. "Нет ни одной персональной судьбы - все судьбы в единую слиты:"
Список литературы.
1. Давид Карапетян, Владимир Высоцкий. Воспоминания, серия Биографии и мемуары, Захаров, 2008 г.
2. Сост. Ю.А.Куликов, Г.Б.Урвачева, Добра! Высоцкий...: Документы, фотографии, воспоминания, Москва, ГКЦМ В.С.Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке", 2008г.
3. Владимир Высоцкий, Две судьбы, Москва, Вита Нова, 2008 г.
4. Н.В.Беляева, Вопросы и задания для формирования читательского восприятия при обучении интерпретации лирических текстов, В помощь словеснику, Тверь, ТОИУУ, 1998 г.
5. Ирина Голуб, Стилистика русского языка, Москва, Айрис-пресс, 2002 г.