Цели урока: познакомить учащихся с родными местами С.А.Есенина; формировать умения понимать образность, выразительность слова; закрепление умения выразительного чтения; привить интерес к поэзии С.А. Есенина.
Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока: портрет поэта; книга “Ягодные растения Якутии” (авторы П.А. Тимофеев, Е.И. Иванова); компьютерная презентация.
Эпиграф к уроку:
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
С. Есенин
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята!
2. Объявление и запись темы урока.
Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова из стихотворения Сергея Александровича Есенина: “Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!”.
(Слайд 1: портрет С.А. Есенина.)Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”.
Есенин – народный, национальный поэт, язык его стихотворений прост и понятен. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Есенин настолько “свой”, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.
(Двое учеников читают по очереди.)
“Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх!... Ну куда ты годишься?..”. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты его не трожь, он так будет крепче!”. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.
(Слайд 2: родители поэта) Отец Сергея Есенина Александр Никитич (1873–1931) работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок. Мать – Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865–1955).Учитель: А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.
(Слайд 3: просторы Константинова).Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.
Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.
Этот тополь – “старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.
Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?
Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки (Слайд 4: родной дом). А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!
Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый. Заглянем в этот дом. (Слайд 5: дом Есенина,) Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал “крылышки” стола для работы. На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром. На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. (Слайд 6: часы). Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: “Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!”. Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи. После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
3. Продолжение рассказа о поэте.
(Слайд 7: портрет дедушки). До девяти лет Сергей Александрович “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:
(Слайд 8: сборник стихотворений “Радуница”). В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта “Радуница”. Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.
4. Анализ стихотворения.
1. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”.
2. Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения Якутии” П. Тимофеева. (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников. В Якутии встречается в Южной части республики. В переводе – хаппырыас).
(Слайд 9, 10: черемуха).Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем.)
5. Комментарий, словарная работа.
Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (харалдьык).
Круча – крутой спуск, обрыв (эмпэрэ)
3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).
4. Какое настроение передает автор? Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна, оживающая и просыпающая природа. Автор передает их с помощью образов, ритма и т.д.).
5. Какие краски использует автор? (Золотистая для изображения веток, зелени, которая на солнышке горит, серебристого для изображения ручья.)
6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).
7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости.)
8. С помощью каких слов описываются звуки весны?
- Черемуха душистая.
- С весною расцвела.
- Кругом роса медвяная.
- А рядом у проталинки.
9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).
10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение как серьги ясные; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение).
11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).
6. Подведение итогов урока. Выделение особенностей лирики С. Есенина. (Записать в тетради.)
Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?
- Внутренняя близость к песенному народному творчеству: напевность, музыкальность, лиризм.
- Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
- Мир природы необыкновенно красочен.
Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.
Выставление оценок.
7. Рефлексия
– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу
урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.
8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Черемуха”, сделать иллюстрации к стихотворению.