Информационные технологии на уроках литературы

Разделы: Литература


В век компьютерных технологий, когда дети увлечены компьютером, необходимо создавать электронные уроки, пособия. Создание и применение в учебном процессе электронных изданий развивает познавательные способности, активизирует внимание к тексту, повышает интерес к учебному материалу.

ИКТ развивает эмпирическое и образное мышление, позволяет рационально использовать учебное время, вносит занимательность и эмоциональность, повышает качество излагаемой информации.

Электронные пособия можно использовать на всех стадиях образовательного процесса: на этапе объяснения нового материала, повторения и закрепления знаний, умений, навыков, а также на этапе контроля.

Электронные книги имеют преимущество над бумажными предшественниками по количеству, полноте, разнообразию содержащейся информации. Они мобильны, удобны, могут обновляться, пополняться свежими данными.

Электронные пособия позволяют объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение. И на основе этой технологии создаются новые средства представления и передачи знаний.

Конечно, электронное пособие не может и не должен заменять книгу. Мы согласны с тем, что электронные пособия должны максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник.

Урок литературы помогает в становлении личности, формирует душу человека. Как мы знаем, что наши дети не читают книги, а предпочитают сидеть за компьютером или смотреть кинофильмы. Для того чтобы заинтересовать учащихся своим предметом и привить любовь к чтению, мы решили создать электронные пособия по литературе. Конечно, в наш информационный век много разных электронных, мультимедийных пособий, справочников, но нам бы хотелось создать свое пособие, которое бы отличалось от других и помогло учащимся усвоить материал. На уроке литературы учитель знакомит учащихся с биографией и творчеством писателя, но, к сожалению, молодое поколение не знает писателей и поэтов в лицо, путают их имена. Но нельзя сказать, что они не интересуются биографией писателей и поэтов, учащиеся хотят больше узнать о личной жизни выдающихся людей, как русские писатели. С этой целью у нас появился исследовательский интерес и способствовал к созданию своего электронного пособия по теме “Семьи русских писателей”, а также интеллектуальной игры “Галерея портретов”.

Характер нашей работы подразумевает поиск и обработка различной информации о семьях писателей и поэтов, разбор иллюстративного материала, исследование литературы, приведение к единому оформлению. Данное пособие мы апробировали на уроках русской литературы по изучению творчества А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова и Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и многих других писателей во всех классах нашей школы.

Слайды содержат текстовой и иллюстративный материал. Иллюстративный материал включает портреты писателей и поэтов, их родных и друзей, родителей, портреты писателей в детстве, юности, а также фотографии жен и детей, родовое имение, обстановка квартиры, где жили писатели. Содержание пособия может служить опорой для изучения того или иного периода жизни писателя. Наш опыт создания и применения в учебном процессе электронного издания “Семьи русских писателей” показывает, что у детей развивается познавательная способность, активизируется внимание к тексту, повышается интерес к учебному материалу. Электронные пособия вносят занимательность и эмоциональность, повышают качество излагаемой информации.

Мы убедились, что использование информационных технологий на уроках русской литературы дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет учителям качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников... Электронное пособие “Семьи русских писателей”, интеллектуальные игры “Пушкин и лицей”, “Портретная галерея”, несомненно, помогли повысить эрудицию учащихся в области литературы.

В своей работе стараемся учитывать особенности класса. Использование перед изучением творчества того или иного писателя электронного пособия, который рассказывает о семье писателей, возбудило глубокий интерес к теме.

Наш опыт создания и применения в учебном процессе электронных изданий, таких как "Пушкин и лицей", "Семьи русских писателей", показал, что электронные технологии развивают познавательные способности, активизируют внимание к тексту, повышают интерес к учебному материалу, развивают образное мышление, вносят занимательность и эмоциональность, повышают качество излагаемой информации.

Приложение