Цели урока:
- Раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» посредством анализа рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».
- Формировать умение анализировать, развивать устную, письменную монологическую речь.
- Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг, набор иллюстрированных картинок к рассказу А.П.Чехова.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф
Жизнь даётся человеку один раз.
И надо прожить её бодро, осмысленно, красиво.
А.П.Чехов.
Вопрос: Что можно сказать о человеке, который смотрит таким взглядом на мир?
Каким должен быть по характеру автор этих слов?
Ответы учеников: целеустремлённым, трудолюбивым, решительным, неравнодушным, презирающим скуку и серость…
-А каким был сам Чехов?
Заслушать ответы. (Учащиеся приводят примеры из жизни писателя и делают вывод, что Чехов был человеком, обладающим такими же качествами)
Вопрос: Итак, коротко. Каков Чехов?
Отвечают дети: Чехов – человек деятельный, с огромной энергией, помогающий всем и ненавидящий равнодушие.
Учитель: Именно поэтому Чехова волнует проблема человеческой личности и именно эту проблему человеческой личности он поднимает в своей маленькой трилогии, в которую входят рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
- Дома вы прочитали рассказ «Человек в футляре»
Вопросы : Понравился ли вам рассказ? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
(Дети отвечают).
Вопрос: Скажите, ребята, похож ли герой рассказа Беликов на Чехова? Чем отличается? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Беликова? Затрудняетесь ответить?
Учитель сообщает цель урока: Сегодня на уроке мы должны узнать, что хотел сказать А.П.Чехов, когда писал рассказ «Человек в футляре», к чему хотел привлечь наше внимание и какой смысл вкладывал он в выражение « футлярная жизнь»?
Вопрос: Расскажите, когда в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» мы впервые встречаемся с Беликовым?
(О Беликове мы узнаём из разговора двух охотников)
Вопрос: Кто такой Беликов?
(Беликов – учитель греческого языка)
Учитель: Беликов – учитель, интеллигент. Каким же должен быть интеллигентный человек? Многие писатели 19в., в том числе и Чехов, возлагали большие надежды на интеллигенцию: учёных, врачей, учителей, прежде всего на людей образованных, мыслящих, мечтающих изменить жизнь, сделать её лучше.
Вопрос: Каким же рисует Чехов Беликова, учителя, представителя интеллигенции?
-Найдите в тексте портрет Беликова, зачитайте.
(Зачитывается отрывок из текста учениками)
Вопрос: Что в портрете Беликова кажется вам необычным, примечательным?
Вопрос; Футляр. Почему эта деталь повторяется?
Ответы учеников.
Вопрос: Ребята, а речь Беликова? В чём её особенности?
Вопрос: Почему Беликов повторяет одну и ту же фразу?
Делается вывод о речи Беликова: речь ограниченная.
Вопрос: Какие случаи из жизни Беликова употребил Чехов в рассказе?
- Отношение к действительности.
- О чём думал, мыслил Беликов?
- Отношение к службе.
- Посещение товарищей.
Учениками зачитываются и комментируются отрывки из текста, соответствующие этим положениям.
Вопрос: Итак, что это за человек Беликов?
Вывод: Беликов – человек с узким кругом интересов, ограниченный, боящийся всего, пытающийся отгородиться от мира, мыслящий только циркулярами, думающий только о греческом языке, к работе относился, как к тяжёлой обязанности.
Вопрос: Какой вы увидели жизнь Беликова, учителя, интеллигента? Запишите на левой части доски (один ученик пишет на доске), тетради.
Скучная, серая, неинтересная, страшная,
скрытная, ограниченная, бесполезная,
несвободная, пустая, бесцельная…
Вывод делают учащиеся.
Учитель: Ребята, людей, лишённых общественного кругозора, живущих только личными, мелкими интересами, называют обывателями.
Вопрос: Можно Беликова назвать обывателем? Почему?
Вывод: Беликова можно назвать обывателем, потому что он думает только о себе, круг интересов у него ограничен, да и мыслит он ограниченно.
Учитель: Существуют разные точки зрения на то, что или кто влияет на личность человека. Одни считают, что личность человека зависит только от самого человека. Другие считают, что на личность человека влияет среда.
Вопрос: В какой же среде жил Беликов? (До появления Коваленко) Расскажите об обществе.
Ответы детей.
Вопрос: Дайте характеристику этому кругу людей. Отличались ли окружающие Беликова люди от него самого?
Ответы детей.
Вопрос .:Какая это была среда?
Учитель: Среда пошлая, т.е. низкая в нравственном отношении, безвкусная, грубая.
Вопрос: Каково отношение Чехова к герою, его окружению?
-Порицание Чехова станет ещё более ясным, когда мы ещё раз обратимся к сюжету.
-С кем сравнивает Беликова Буркин, начиная историю о нём? Найдите в рассказе.
Зачитывается учениками.
Вопрос: Как вы относитесь к такому сравнению?
Вопрос: Каким делает такое сравнение Беликова, его окружение?
Учитель: Рассказ Чехова выглядел бы безысходно мрачной картиной, если бы в нём были нарисованы одни Беликовы.
Вопрос: С какими героями мы встречаемся в рассказе кроме Беликова? (Коваленко Варенька, Михаил Саввич).
Вопрос: Скажите, отличаются ли эти герои от учителей города, учителей гимназии?
Вопрос: Дайте краткую характеристику образу Коваленко-брату.
- Социальное положение.
- Портрет.
- Волнуют ли вопросы нравственные, общественные?
- Речь (О взглядах говорит открыто, не боится).
- Поступки.
Учениками зачитываются и комментируются отрывки из текста, соответствующие этим положениям.
Вопрос: Для чего Чехов вводит образ Коваленко в рассказ?
Ответ: А.П.Чехов вводит образ Коваленко для того, чтобы показать, что в России есть и другие учителя, которые живут другой жизнью, никого не боятся.
Вопрос: Какой вы увидели жизнь Коваленко? Запишите рядом с жизнью Беликова (справа)
Насыщенная, интересная,
открытая, полезная, свободная,
деятельная, идейная.
Вопрос: Сравните жизнь Беликова и Коваленко. Как вы думаете, на чьей стороне Чехов?
Вывод делают учащиеся.
Вопрос: И вот появление в городе таких людей, как брат и сестра Коваленко, всколыхнуло общественность. Что происходит?
Кратко расскажите, ребята, что происходит с Беликовым после приезда Вареньки и её брата в город. Чем завершается жизненный путь Беликова, какой смысл имеет такая развязка?
Ответ: Беликов решает жениться на Вареньке, но медлит. Он ничего не делает, только говорит об этом. И в конце концов однажды брат Вареньки спускает его с лестницы. Эту сцену видела Варенька. Такого унижения Беликов не мог выдержать и умер.
Вопрос: Обратимся к эпизоду похорон. Зачитайте.
Вывод: Чехов говорит, что хотя Беликов и умер, но беликовщина осталась.
Учитель: Вернёмся к эпиграфу. Перечитайте эпиграф ещё раз.
Вопрос: Можно ли отнести эти слова к образу Беликова?
Вопрос: Обратимся к названию рассказа. Что такое футляр?
Футляр – вместилище для хранения, предохранения чего-либо.
Человек в футляре – это человек, который замкнут в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений.
Вопрос: Вернёмся к теме урока. Как бы вы объяснили людям несведущим, какой смысл подразумевал Чехов под выражением «футлярная жизнь»?
Ответы учащихся.
Вопросы: А хотели бы вы прожить такую жизнь? От кого зависит? От чего зависит?
Кому из героев симпатизирует Чехов?
Хотелось бы, чтобы после прочтения этого рассказа и обсуждения его на уроке, мы с вами задумались о смысле жизни.
Оценивание ответов учащихся.
Д.З.: написать сочинение – рассуждение на тему: «В чём я вижу смысл жизни?»