Былины. "Преданья старины глубокой". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Конечно, настоящий профессионал может дать урок и с мелом в руках, но, как сказал  М. Горький: «В карете прошлого никуда  не уедешь…». Когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование, компьютер – первый помощник и советчик учителя.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Таким образом, использование ИКТ преследует следующие цели:

  • повышение мотивации обучения;
  • развития познавательной активности учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Приложения к уроку литературы в 6-м классе «Былины»

Программное обеспечение

Тип урока: обобщение и закрепление материала

Тема урока: Былины. Былинные герои. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Цели:

  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран). (Картины Васнецова, звукозапись исполнения былины, таблицы на слайдах, тесты, определение и кроссворд в интерактивном режиме).

ХОД УРОКА

1. Актуализация

Побудительная мотивация

Звучит отрывок из былины в песенном исполнении, слайд «Гусляры», «Баян» Васнецова.

– Какое произведение вы услышали? БЫЛИНЫ
– Кого вы увидели на слайдах? Исполнители былин, гусляры, т.к. былины исполняли на гуслях – пели.
– Что необычного в этих песнях? напевность, особенный ритм, повторение отдельных слов.
– Что же называется « былиной»? (Определение в интерактивном режиме)

Алёша Попович, Илья Муромец….     (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор)

– Кто это? Продолжите ряд. Кто вам известен еще?

Учитель зачитывает строки из былин.

«Узнай героя»

1. И он вез-то Соловья да в чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.         (Илья Муромец)

2. На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул.   (Микула Селянинович)

3. Как ухватит он за колпак да земли греческой,
Он  шибнет во Змею да во проклятую –
Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов.   (Добрыня Никитич)

– В одной из былин говорится:

Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

– А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

– Сегодня заключительный урок по изученным были нам, как бы вы предложили озаглавить урок, сформулируйте его тему: «Былинные богатыри», «Могучие богатыри славной Руси».

Учитель предлагает проблемный вопрос:

«Кому из былинных богатырей вы бы поставили памятник?»

Сообщение темы и целей урока.

2. Применение знаний в стандартной ситуации

– Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри», кого вы увидели? Что можете о них рассказать? Соотнесите характерные черты героев и их имена.

На экране интерактивное задание на соответствие (характерные черты – имя богатыря).

– Какие же черты вобрали в себя былинные герои?

Обобщение:

Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.

– Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (Со сказкой)

– Что общего былины и сказки, а в чем отличие?

На слайде после высказываний детей появляются записи о различиях и сходствах.

Сказка Былина
1. Сказка – художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 1. Описание подвигов богатырей.
2. Главная черта-вымысел, фантастика. 2. Былина отражает историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов.
3. Сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали» 3. Былины – песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли.
4. Сказка-произведение развлекательного и поучительного характера. 4. Былина – возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого.
Общее:
  1. И былина, и сказка существовали в устной форме.
  2. Оба жанра существуют с древнейших времен.
  3. Оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места.
  4. Язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи (постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику)

Интерактивное задание на определение постоянных эпитетов.

Слайд с текстами 1и 2 вариантов на определение средств выразительности речи:

– Прочитайте выразительно, о ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобылке соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул…
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку калёную накладывал,
То он стрелил в того Соловья-разбойника         
Ему выбил право око со косицею…, 

Дети отмечают эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.

Проверяем на слайдах.

Обобщение:

– С  какой целью используются данные средства выразительности? (Показать богатырскую силу героев, высказывается отношение народа к героям).

3. Творческое задание (применение знаний в незнакомой ситуации)

Картина «Богатыри»

Дифференцированное задание

1. Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук  разрывчатый, стрелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.).
2. Придумать небольшой диалог  с «богатырской» лексикой*.

Проверка  устно.

– Так  какому былинному герою вы бы поставили памятник?

(Дети высказывают свое отношение к былинным героям)

Учитель обобщает: Наверное, поставить памятник одному былинному герою – умалять достоинства других, не уступающим  в силе доблести и славе. Памятник нужно поставить русскому слову в честь русской былины, который запечатлел образы всех былинных героев, защищавших родную землю от врагов, пахавших пашню, совершавших самые разные подвиги.

4. Проверка усвоения материала

Интерактивный кроссворд

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Вступление, где обозначаются время и место действия: «Как во славном городе во Киеве…» (Зачин)
  3. Художественный приём: «с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать…» (Гипербола)
  4. Средства выразительности: «старыя казак», «дороженька окольная» (Эпитеты)
  5. Устаревшее название пахаря (Оратай)
  6. Имя богатыря, сразившегося со Змеем. (Добрыня)
  7. Средство выразительности: «У оратая кобыла ступью пошла…у оратая кобыла грудью пошла…» (Повторы)

Ученики записывают правильные ответы в тетрадь, проверяем с зкрана.

5. Итог урока: оценивание детей друг друга о работе на уроке.

6. Рефлексия

Какие надписи вы бы оставили на придорожном камне?
(Н-р: Читайте былины: в них народ учит быть любить и защищать Родину.
Изучение былин помогает понять историю русского народа.
Былинные богатыри учат нас быть добрыми, сильным, смелыми.
Язык былин помогает услышать живую народную речь.)

7. Домашнее задание

Написать былину, используя былинную лексику.