Цель: углубить знания учащихся об истории России, создать условия для выявления и осмысления лучших черт народа-победителя; продолжить работу по формированию умений и навыков анализа поэтического текста.
Оборудование:
- Электронная презентация. (см. Приложение 1.)
- Текст стихотворения.(см. Приложение 2.)
- Карточки с заданиями для каждой группы.
- Карта-схема “Куликовская битва”
- Карточки “Летописная повесть о побоище на Дону” (см. Приложение 3), “Ярославна”.
Ход урока
I. Организационный момент:
- Эмоциональное включение в урок через просмотр первых слайдов презентации;
- Определение темы урока.
II. Чтение стихотворения и беседа по выяснению восприятия:
- Прочитайте стихотворение еще раз. Что вы можете о нем сказать?
- На что обратили внимание?
- Какие вопросы возникли?
III. Постановка проблемы:
Какую задачу мы поставим перед собой на этом занятии? (Глубже понять замысел автора, проникнуться его чувствами.)
IV. Анализ-исследование текста
1. Вопросы к классу:
- Стихотворение называется “В те годы”. Какие годы в центре внимания автора?
- Какие приметы своего времени указывает поэт?
2. Работа в группах по заданиям:
1-я группа. Перечитайте стихотворение. Какие чувства и отчего испытывает лирический герой в те годы, когда шла война? Какие строчки, словосочетания, слова говорят об этих чувствах?
2-я группа. Перечитайте второе четверостишие. Какие черты народа-защитника раскрываются при упоминании о Библии, о распятии (о Христе)? Какое отношение к своему народу рождают воспоминания о библейских временах (2000 лет назад)?
3-я группа. Что вы знаете о жене древнерусского князя Ефросинье Ярославне? Прочитайте дополнительные сведения в карточке. Чем женщины времен Великой Отечественной войны могли быть похожи на княгиню Ярославну? Какое отношение к своим современницам выражает автор с помощью этого сравнения?
4-я группа. Рассмотрите схему сражения в устье реки Непрядвы. Прочитайте отрывок из летописной повести о побоище на Дону (о Куликовской битве 1380 года). Что помогло русичам свергнуть золотоордынское (монголо-татарское) иго? Чему учили и учат защитников России эти страницы истории?
3. Заслушиваются ответы групп, и проводится беседа на углубление понимания содержания с опорой на презентацию:
- Какие чувства воина-освободителя отражены в слайдах? (Сострадание, готовность погибнуть ради своей родины, вера в победу, жажда мести.)
- Одна из причин победы, указанная во втором четверостишии. (Способность любить свой народ, готовность взять ответственность на себя.)
- Какая из рассмотренных картин наиболее близка по содержанию ко второму четверостишию?
- Рассмотрите слайды о походе князя Игоря Новгород – Северского. Назовите ещё один исток победы над фашизмом. (Единение перед общей бедой, единые усилия тыла и фронта.)
- Что узнали о нашем народе, вспоминая Куликовскую битву? (Это народ свободолюбивый, он не позволит себя поработить, будет отстаивать свободу любой ценой.)
V. Концептуальное осмысление.
- Каково значение последнего четверостишия?
- Каким мы видим воина-освободителя ХХ века? (Он продолжает лучшие традиции своих предков.)
- Как автор подчеркнул связь поколений, связь прошлого и настоящего? (С помощью строя речи, через использование древнерусской лексики.)
- Какие “подсказки” помогли глубже понять позицию автора, чувства лирического героя? (Эпитеты, сравнения, название стихотворения, устаревшие формы слов, упоминания о важнейших исторических датах).
VI. Рефлексия.
- Для чего мы снова и снова вспоминаем войну 1941–1945 гг.?
- Зачем вспоминаем далекое прошлое, самые трагические страницы истории, годы бедствий народных? (Чтобы знать историю страны, гордиться своими прадедами, учиться у них мужеству и стойкости.)
VII. Домашнее задание (на выбор).
- Выучить стихотворение наизусть.
- Написать сочинение “Читая стихотворение Сергея Наровчатова.”
- Подготовить презентацию “Моя семья в годы войны”.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.