Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Образ народа в произведениях о Великой Отечественной войне"

Разделы: Литература


Цель: углубить знания учащихся об истории России, создать условия для выявления и осмысления лучших черт народа-победителя; продолжить работу по формированию умений и навыков анализа поэтического текста.

Оборудование:

  1. Электронная презентация. (см. Приложение 1.)
  2. Текст стихотворения.(см. Приложение 2.)
  3. Карточки с заданиями для каждой группы.
  4. Карта-схема “Куликовская битва”
  5. Карточки “Летописная повесть о побоище на Дону” (см. Приложение 3), “Ярославна”.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • Эмоциональное включение в урок через просмотр первых слайдов презентации;
  • Определение темы урока.

II. Чтение стихотворения и беседа по выяснению восприятия:

  • Прочитайте стихотворение еще раз. Что вы можете о нем сказать?
  • На что обратили внимание?
  • Какие вопросы возникли?

III. Постановка проблемы:

Какую задачу мы поставим перед собой на этом занятии? (Глубже понять замысел автора, проникнуться его чувствами.)

IV. Анализ-исследование текста

1. Вопросы к классу:

  • Стихотворение называется “В те годы”. Какие годы в центре внимания автора?
  • Какие приметы своего времени указывает поэт?

2. Работа в группах по заданиям:

1-я группа. Перечитайте стихотворение. Какие чувства и отчего испытывает лирический герой в те годы, когда шла война? Какие строчки, словосочетания, слова говорят об этих чувствах?

2-я группа. Перечитайте второе четверостишие. Какие черты народа-защитника раскрываются при упоминании о Библии, о распятии (о Христе)? Какое отношение к своему народу рождают воспоминания о библейских временах (2000 лет назад)?

3-я группа. Что вы знаете о жене древнерусского князя Ефросинье Ярославне? Прочитайте дополнительные сведения в карточке. Чем женщины времен Великой Отечественной войны могли быть похожи на княгиню Ярославну? Какое отношение к своим современницам выражает автор с помощью этого сравнения?

4-я группа. Рассмотрите схему сражения в устье реки Непрядвы. Прочитайте отрывок из летописной повести о побоище на Дону (о Куликовской битве 1380 года). Что помогло русичам свергнуть золотоордынское (монголо-татарское) иго? Чему учили и учат защитников России эти страницы истории?

3. Заслушиваются ответы групп, и проводится беседа на углубление понимания содержания с опорой на презентацию:

  • Какие чувства воина-освободителя отражены в слайдах? (Сострадание, готовность погибнуть ради своей родины, вера в победу, жажда мести.)
  • Одна из причин победы, указанная во втором четверостишии. (Способность любить свой народ, готовность взять ответственность на себя.)
  • Какая из рассмотренных картин наиболее близка по содержанию ко второму четверостишию?
  • Рассмотрите слайды о походе князя Игоря Новгород – Северского. Назовите ещё один исток победы над фашизмом. (Единение перед общей бедой, единые усилия тыла и фронта.)
  • Что узнали о нашем народе, вспоминая Куликовскую битву? (Это народ свободолюбивый, он не позволит себя поработить, будет отстаивать свободу любой ценой.)

V. Концептуальное осмысление.

  • Каково значение последнего четверостишия?
  • Каким мы видим воина-освободителя ХХ века? (Он продолжает лучшие традиции своих предков.)
  • Как автор подчеркнул связь поколений, связь прошлого и настоящего? (С помощью строя речи, через использование древнерусской лексики.)
  • Какие “подсказки” помогли глубже понять позицию автора, чувства лирического героя? (Эпитеты, сравнения, название стихотворения, устаревшие формы слов, упоминания о важнейших исторических датах).

VI. Рефлексия.

  • Для чего мы снова и снова вспоминаем войну 1941–1945 гг.?
  • Зачем вспоминаем далекое прошлое, самые трагические страницы истории, годы бедствий народных? (Чтобы знать историю страны, гордиться своими прадедами, учиться у них мужеству и стойкости.)

VII. Домашнее задание (на выбор).

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Написать сочинение “Читая стихотворение Сергея Наровчатова.”
  • Подготовить презентацию “Моя семья в годы войны”.
  • Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.