Литература Красноярского края в 3-м классе. Тема: "Сравнение образа кедра в живописи, поэзии, рассказе"

Разделы: Литература


Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Материалы к уроку: карточки для работы в группах, учебное пособие “Литературное путешествие по Красноярскому краю”, презентация в слайдах, тест – краб, шишки кедра.

Цель: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи.

Задачи:

  • Образовательные: учить раскрывать идею авторского произведения, понимать смысл прочитанного; развивать умение видеть в произведении художественные приемы, как средство описания эмоционального отношения автора к природе.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, образное мышление, связанные с окружающей природой; расширять кругозор детей о красоте и богатстве родного края.
  • Воспитательные: формирование коммуникативных качеств; патриотических, эстетических.

Ход урока

1. Организационный момент.

Утро доброе, ребята: вам, и мне, и всем гостям!

Может, будет сложновато,
Но ведь справимся, друзья!
В добрый путь и в добрый час
Позову я вас сейчас!

- Что-нибудь мешает перед началом урока?

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Слайд 1. Виктор Журавлёв “Кедрачи, кедрачи” на фоне картины Т. Ряннеля “Горные кедры”. Приложение 1.

1. Чтение стихотворения учителем.

- С каким литературным жанром встретились? (Стихотворение, поэзия)

- Да, стихотворение – это искусство слова!

- В чём заключена главная мысль стихотворения? (Автор тоскует о детстве, о родных местах, о тайге, о кедрах).

- Прочитайте слова – обращения к кедрам. (Кедрачи, друзья, гордость Сибири)

- С каким настроением автор думает о кедрах?

- Как думаете, почему рядом разместилась именно эта картина Тойво Ряннеля, художника нашего края?

- Что можете сказать о кедрах вы?

- Попробуйте описать увиденное вами с помощью карточки – опоры.

Работа в группах. (2 – 3 мин)

Приложение 2.

На интерактивной доске даны начала предложений. С помощью карточек с ключевыми словами дети составляют описание картины.

- С каким жанром искусства работали сейчас? (живопись, искусство живописи).

Приложение 1. Слайд 2 (фамилии авторов, произведения которых используются на уроке)

- Знакомы ли вам фамилии авторов и названия их произведений? (Да, Виктор Журавлёв написал стихотворение “Кедрачи…, Т. Ряннель – картину “Горные кедры”, Н.И.Волокитин?)

- А что объединяет все произведения? Какова их общая тема? (кедры – символ Сибири, красота просторов сибирских).

- Может, кто- то из вас знаком с творчеством или биографией Николая Ивановича Волокитина? (выступления детей)

Приложение 1. Слайд 3 (портрет и биография)

Приложение 1. Слайд 4. (ключевые слова к 1 – 2 абзацу)

- Это рассказ.

- Давайте проверим.

2. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

- Прочитайте ключевые слова. (Чтение вслух)

- Можно сказать, что присутствует сказочный зачин? (…Рассказывали, что когда – то давным-давно…)

- Это художественное средство автора.

Чтение вслух 1 – 2 абзаца. Подтверждение предположений.

Словарная работа проводится во время чтения.

  • Взгорье
  • Казак
  • На круг выводил
  • За поскотину

Приложение 1. Слайд 5. Абзац 3.

Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.

- О чём пойдет речь? (описание кедра)

- Найдите и прочитайте, какими словами автор описывает кедр.

- Что означает выражение “Давно нет в живых, а кедр стоит…”? (много времени, лет прошло, а кедр живет).

Приложение 1. Слайд 6. Абзац 4 – 5.

Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.

Прогнозирование.

- О чём пойдёт речь? (о шишках, как их добывали, сбивали)

Самостоятельное чтение.

- Что нового узнали из прочитанного?

- Что делает Евсей Кузьмич с шишками? (всегда собирает опавшие)

Приложение 1. Слайд 7. Абзац 6.

Чтение ключевых слов вслух

Чтение абзаца вслух.

Словарная работа по ходу чтения.

  • Прокалённые морозом -
  • Не чета

Приложение 1. Слайд 8. Абзац 7 – 8.

Чтение ключевых слов, затем чтение абзаца.

Словарная работа.

  • раскидистый
  • диковинный зелёный собор

3. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).

- С какими жанрами работали на уроке? (поэзия, живопись, рассказ)

- А давайте ненадолго тоже станем художниками и нарисуем хоровод вокруг кедра!

(рисование на интерактивной доске в программе Power Point)

- Спасибо! Теперь у нас появилась своя иллюстрация к рассказу Н.И.Волокитина.

3. Тест “Краб” на понимание прочитанного. Приложение 3.

- Займите свои места за компьютерами, на рабочем столе найдите и откройте “Тест Краб”. Вспомните правила работы с тестом. Вам удобно, комфортно?

Рефлексия: кто недоволен своим результатом? Хочется его улучшить? (В этом случае дать возможность повторить тест).

4. Рефлексия. Приложение 4.

Работа в группах 1 – 2 мин. Карточки с заданием “Собери пословицы”. Приложение 4.

1 группа.

Кто срубил дерево – того проклянут дети,

Сломить дерево – секунда,

а вырастить – годы.

кто посадил дерево – того похвалят внуки.

2 группа.

Кто деревцо посадит,

Выбери хорошее дерево,

будешь под тенью сидеть.

тот человеку друг.

3 группа.

Одно дерево –

Как дерево не гни,

оно всё вверх растёт.

не тёмный лес.

Выступает от группы 1 человек, зачитывает выбранный вариант.

На интерактивной доске зафиксированы “разобранные пословицы”. При проверке с помощью способа “перетягивания” пословицы восстанавливаются.

- Общую тему пословиц заметили? (о деревьях, о бережном отношении к природе, ко всему живому)

5. Итог урока.

- Чтобы вы об этом помнили, вам в подарок шишки от Демидова кедра.

- Спасибо за урок!

Приложения к уроку.

Приложение 1. Презентация в слайдах для работы с текстом.

Приложение 2. Карточки – опоры для описания картины Т.Ряннеля “Горные кедры”.

Приложение 3. Краб – тест на усвоение прочитанного.

Приложение 4. “Собрать пословицы”.

Тест.

Установка дополнительных программ.