Оборудование: ПК, интерактивная доска.
Материалы к уроку: карточки для работы в группах, учебное пособие “Литературное путешествие по Красноярскому краю”, презентация в слайдах, тест – краб, шишки кедра.
Цель: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи.
Задачи:
- Образовательные: учить раскрывать идею авторского произведения, понимать смысл прочитанного; развивать умение видеть в произведении художественные приемы, как средство описания эмоционального отношения автора к природе.
- Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, образное мышление, связанные с окружающей природой; расширять кругозор детей о красоте и богатстве родного края.
- Воспитательные: формирование коммуникативных качеств; патриотических, эстетических.
Ход урока
1. Организационный момент.
Утро доброе, ребята: вам, и мне, и всем гостям!
Может, будет сложновато,
Но ведь справимся, друзья!
В добрый путь и в добрый час
Позову я вас сейчас!
- Что-нибудь мешает перед началом урока?
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Слайд 1. Виктор Журавлёв “Кедрачи, кедрачи” на фоне картины Т. Ряннеля “Горные кедры”. Приложение 1.
1. Чтение стихотворения учителем.
- С каким литературным жанром встретились? (Стихотворение, поэзия)
- Да, стихотворение – это искусство слова!
- В чём заключена главная мысль стихотворения? (Автор тоскует о детстве, о родных местах, о тайге, о кедрах).
- Прочитайте слова – обращения к кедрам. (Кедрачи, друзья, гордость Сибири)
- С каким настроением автор думает о кедрах?
- Как думаете, почему рядом разместилась именно эта картина Тойво Ряннеля, художника нашего края?
- Что можете сказать о кедрах вы?
- Попробуйте описать увиденное вами с помощью карточки – опоры.
Работа в группах. (2 – 3 мин)
На интерактивной доске даны начала предложений. С помощью карточек с ключевыми словами дети составляют описание картины.
- С каким жанром искусства работали сейчас? (живопись, искусство живописи).
Приложение 1. Слайд 2 (фамилии авторов, произведения которых используются на уроке)
- Знакомы ли вам фамилии авторов и названия их произведений? (Да, Виктор Журавлёв написал стихотворение “Кедрачи…, Т. Ряннель – картину “Горные кедры”, Н.И.Волокитин?)
- А что объединяет все произведения? Какова их общая тема? (кедры – символ Сибири, красота просторов сибирских).
- Может, кто- то из вас знаком с творчеством или биографией Николая Ивановича Волокитина? (выступления детей)
Приложение 1. Слайд 3 (портрет и биография)
Приложение 1. Слайд 4. (ключевые слова к 1 – 2 абзацу)
- Это рассказ.
- Давайте проверим.
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
- Прочитайте ключевые слова. (Чтение вслух)
- Можно сказать, что присутствует сказочный зачин? (…Рассказывали, что когда – то давным-давно…)
- Это художественное средство автора.
Чтение вслух 1 – 2 абзаца. Подтверждение предположений.
Словарная работа проводится во время чтения.
- Взгорье
- Казак
- На круг выводил
- За поскотину
Приложение 1. Слайд 5. Абзац 3.
Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.
- О чём пойдет речь? (описание кедра)
- Найдите и прочитайте, какими словами автор описывает кедр.
- Что означает выражение “Давно нет в живых, а кедр стоит…”? (много времени, лет прошло, а кедр живет).
Приложение 1. Слайд 6. Абзац 4 – 5.
Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.
Прогнозирование.
- О чём пойдёт речь? (о шишках, как их добывали, сбивали)
Самостоятельное чтение.
- Что нового узнали из прочитанного?
- Что делает Евсей Кузьмич с шишками? (всегда собирает опавшие)
Приложение 1. Слайд 7. Абзац 6.
Чтение ключевых слов вслух
Чтение абзаца вслух.
Словарная работа по ходу чтения.
- Прокалённые морозом -
- Не чета
Приложение 1. Слайд 8. Абзац 7 – 8.
Чтение ключевых слов, затем чтение абзаца.
Словарная работа.
- раскидистый
- диковинный зелёный собор
3. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).
- С какими жанрами работали на уроке? (поэзия, живопись, рассказ)
- А давайте ненадолго тоже станем художниками и нарисуем хоровод вокруг кедра!
(рисование на интерактивной доске в программе Power Point)
- Спасибо! Теперь у нас появилась своя иллюстрация к рассказу Н.И.Волокитина.
3. Тест “Краб” на понимание прочитанного. Приложение 3.
- Займите свои места за компьютерами, на рабочем столе найдите и откройте “Тест Краб”. Вспомните правила работы с тестом. Вам удобно, комфортно?
Рефлексия: кто недоволен своим результатом? Хочется его улучшить? (В этом случае дать возможность повторить тест).
4. Рефлексия. Приложение 4.
Работа в группах 1 – 2 мин. Карточки с заданием “Собери пословицы”. Приложение 4.
1 группа.
Кто срубил дерево – того проклянут дети, Сломить дерево – секунда,
а вырастить – годы. кто посадил дерево – того похвалят внуки.
2 группа.
Кто деревцо посадит, Выбери хорошее дерево,
будешь под тенью сидеть. тот человеку друг.
3 группа.
Одно дерево – Как дерево не гни,
оно всё вверх растёт. не тёмный лес.
Выступает от группы 1 человек, зачитывает выбранный вариант.
На интерактивной доске зафиксированы “разобранные пословицы”. При проверке с помощью способа “перетягивания” пословицы восстанавливаются.
- Общую тему пословиц заметили? (о деревьях, о бережном отношении к природе, ко всему живому)
5. Итог урока.
- Чтобы вы об этом помнили, вам в подарок шишки от Демидова кедра.
- Спасибо за урок!
Приложения к уроку.
Приложение 1. Презентация в слайдах для работы с текстом.
Приложение 2. Карточки – опоры для описания картины Т.Ряннеля “Горные кедры”.
Приложение 3. Краб – тест на усвоение прочитанного.