Цели:
- Обобщить знания о русской литературе 19 века.
- Вызвать интерес к чтению, к личностям писателей и поэтов 19 века.
- Совершенствовать знания о литературных терминах.
- Развивать речь и мышление.
- Развивать умение слушать других.
- Развивать умение выступать перед аудиторией.
- Воспитывать нравственные ценности: умение радоваться жизни, умение видеть красоту вокруг себя, умение любить себя и других, умение заботиться, умение понимать чужие мысли, умение прощать, умение уважать других.
Методические приемы: беседа, опрос, выступления, чтение вслух, словарная работа; показ слайдов, диалог, демонстрация иллюстраций; повторение.
Оборудование: слайды, портреты, книги, карточки, ноутбуки.
Ход урока
1. Актуализация. Знакомство с темой и целями урока.
19 век. Высшее цветение русской культуры. “Золотой век” русской культуры. Век изменений, век испытаний; век реформ, век грандиозных открытий. Век славы. Век чести. Век побед и поражений. Век балов и фраков. Век дуэлей. Век Пушкина. Пушкин сказал: “В мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал”. Приложение. (Слайд 1).
Проходит Первая половина 19 века. Начинается Вторая половина 19 века. На престоле российской империи сидел Александр Первый. (Слайд 2). На престол вступил 12 марта 1801 года, после смерти Павла Первого. Оставил после себя след значительный в истории России. Созданы 8 министерств, создан Государственный Совет. Россия вела успешные войны: русско-турецкую, русско-шведскую. В результате побед на этих войнах Россия укрепила своё международное положение. В 1812 году русская армия одержала победу в Отечественной войне. К России присоединены часть Грузии, Финляндия, часть Польши, Азербайджан. Александр Первый пытался улучшить жизнь крестьян. Был издан указ о праве покупке ненаселенных земель, разрабатывался проект отмены крепостного права.
Николай Первый брат Александра Первого продолжил работу по крестьянскому вопросу: крестьянам было даровано право на частную собственность, право на выкуп себя и свою семью у помещика. (Слайд 3).
Александр Второй Николаевич Освободитель– старший сын Николая Первого и Александры Фёдоровны, дочери прусского короля. Вступил на престол 19 февраля 1855 года. Главным событием царствования Александра Второго стала крестьянская реформа: 19 февраля 1861 года император подписал “Манифест об отмене крепостного права” и “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости”. Александр Второй учредил городские думы, ограничил цензуру, много внимания уделял армии: была введена всеобщая воинская повинность, создан броненосный флот. В 1864 году Александр Второй закончил многолетнюю Кавказскую войну. К России присоединены Северо-Восточный Кавказ, потом Казахстан, потом Туркестан. Но мы продали США Русскую Аляску. Александр Второй погиб в тот день, когда собирался дать ход конституционному проекту. Он сказал своим сыновьям, что не скрывает от себя, что надо идти по пути конституции. (Сслайд 4).
Да, цари правили. Открывались учебные заведения, печатались газеты и журналы, рождались под пером писателей и поэтов вещи, не вещи, а настоящие шедевры, классика (самое лучшее).
Интересный век в истории России. Интересные люди в истории русской литературы. Как говорил персонаж Грибоедова: “Ба, какие люди!” Вот они:
Александр Сергеевич Пушкин и Афанасий Афанасьевич Фет.
Михаил Юрьевич Лермонтов и Фёдор Иванович Тютчев.
Николай Васильевич Гоголь.
Александр Николаевич Островский.
Гончаров Иван Александрович.
Тургенев Иван Сергеевич.
Чернышевский Николай Гаврилович.
Некрасов Николай Алексеевич.
Алексей Константинович Толстой. (Слайд 5).
Люди, которые оставили после себя яркий след в истории России, в общественной жизни России, в истории русской литературы не только, они оставили свой след, то есть “наследили”, в мировой литературе.
Итак, добрый день, здравствуйте, господа писатели и поэты! Сегодня мы вас собрали вместе. Опять будем говорить о Вас, будем восхищаться Вашим талантом, Вашей человечностью. У нас сегодня встреча с Гончаровым, с Островским, с Некрасовым, с Чернышевским, с Тургеневым в вашем лице, дорогие ученики. (Слайд 6).
Вы сами пожелали “ быть ими”. Значит, они чем-то Вам ближе, интереснее, доступнее, чем другие.
2. Основная часть.
А) Интересные факты из жизни писателей и поэтов. Жизнь и творчество этих людей насыщена разными событиями, фактами, историями. Например, Пушкин. Перед Пушкиным вставали неразрешимые проблемы– культурные, политические, бытовые. Одной из таких проблем была постоянная нехватка денег. Пушкин рано придумал золотое правило литературной “торговли”: “Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать”. Его как следует надули однажды: издатель его повести “Кавказский пленник” Николай Гнедич заработал около 5000 рублей, а автор Пушкин – всего 500. С тех пор, ведя переговоры, Пушкин требовал не менее 50 % от продажной цены тиража. Вяземский издал его произведение “Бахчисарайский фонтан” и принёс Пушкину– сочинителю 3000 рублей. А самой удачной финансовой операцией Пушкина на книжном рынке стал поглавный выпуск “Евгения Онегина”; от издания за каждую главу отдельно Пушкин получил 37000 рублей чистого дохода. (Для сравнения: столичный чиновник получал около 700 рублей в год). Пушкин зарабатывал в год 40000–45000, ему было нужно минимально 30000, но он всё больше нуждался в деньгах. Четверо детей, оплачивал долги брата и…Пушкин всю жизнь играл в карты. И все трезвые расчёты, все планы, все надежды разбивались о неприступную стену неодолимой страсти. Но он не унывал и говорил:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило.
А у Вас есть, что рассказать? (Учащиеся приводят интересные факты из жизни писателей.)
Я хочу рассказать о Чернышевском. Николай Гаврилович стал учиться в Саратовском духовном училище. Училище готовило будущих церковных служителей. Учился он легко, попал быстро в число лучших учеников. Учеников разделили на два лагеря. Одних называли “казённокоштные”, а других “своекоштные”. “Казённокоштные” жили в общежитии. А “своекоштные” приходили на занятия из дома. Чернышевский приезжал на училище на лошади, однокашники его называли “дворянчиком”. Но его любили в училище, потому что он, будучи в числе первых учеников помогал многим ученикам, значит, спасал от палок. За плохую учёбу, за невыполнение домашнего задания в училище били палками. Чернышевский приезжал заранее в класс и с товарищами занимался переводом. Подойдёт группа человек в 5–10, он переведёт трудные места и объяснит, только эта отойдёт– подходит другая, там третья. И не было случая, чтобы Чернышевский выразил, хоть бы полусловом, неудовольствие, что ему надоели, хотя надоесть было кому: в классе было более 100 человек, и половина класса, наверное, обращалась к его помощи. Уже к 13–14 лет он знал латинский, греческий, французский, немецкий. Любил читать, говорил о себе, что он “пожиратель книг”.
Гончаров задумал написать роман “Обрыв”. Он от друзей не скрывал сюжет будущего романа. Среди тех, с кем он поделился новым замыслом, был и И.С.Тургенев. Вот этот незначительный факт положил начало почти детективной истории, которая едва не окончилась между двумя крупнейшими русскими писателями дуэлью. Существуют две версии этого происшествия, которое сегодня некоторым может показаться даже забавным. А тогда всё было всерьёз. По одной версии, Гончаров прислал из-за границы письмо общему другу его и Тургенева, где довольно подробно излагал сюжет будущего романа “Обрыв”. Этот друг передал письмо Гончарова Тургеневу, так как тот спросил, нет ли вестей от Гончарова. Тургенев выпросил письмо с собою, чтобы прочитать его внимательно в дороге. По другой версии, Гончаров несколько раз на литературных вечерах у общих знакомых в присутствии Тургенева читал главы из нового романа. Появилось “Дворянское гнездо” Тургенева и затем “Накануне”– Гончаров обвинил его в наглом плагиате. (Плагиат – использование в своих трудах чужое произведение без указания на автора).
Гончаров кипел, не мог сдерживать обиду. Говорил, что “не зёрнышко взял он у меня, а взял лучшие места, если бы он взял содержание, и тогда бы ничего; а он взял подробности, искры поэзии, всходы новой жизни, местность сада, черты моей старушки– нельзя не кипеть”. Видимо дым был не без огня, так как Тургенев, в конце концов, изъял из “Дворянского гнезда” целых две главы, а также сцену ночного свидания Лизы Калитиной и с Марфой Тимофеевной, уж больно напоминавшую встречу Веры с Бабушкой из “Обрыва”. А Гончаров всё скандалил, в себе он ничего не держал. И даже ожидал, что Тургенев вызовет на дуэль за эти оскорбления. Но Тургенев как глубоко воспитанный человек сразу попытался решить дело миром. Но это было невозможно. На квартире Гончарова состоялся суд литераторов. Собрались эксперты, достойные люди, которые не были сторонниками ни Гончарова, ни Тургенева. И они сделали вывод: “Произведения и Тургенева, и Гончарова возникли на одной и той же русской почве, поэтому имеют схожие положения, совпадения в некоторых мыслях”. Гончаров остался доволен, а Тургенев побледнел и сказал: “Дело наше с Вами, Иван Александрович, теперь кончено; но я позволю себе прибавить к нему одно последнее слово. Дружеские наши отношения прекращаются. Я остаюсь поклонником Вашего таланта, мне не раз придётся восхищаться вашими произведениями, но сердечности, задушевной откровенности как прежде между нами существовать уже не может ”.
Александр Николаевич Островский женился на простой мещанской девице Агафье Ивановне против воли отца. Отец писателя противился, и произошёл разрыв между отцом и сыном. Отец отказался поддерживать сына материально. У Островского была большая семья, четверо детей. Но писателя поддерживала всячески жена. Она внесла в дом писателя уют, порядок. И при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство. Агафья Ивановна никогда не упрекала мужа, что не хватает денег. Она всё, что было в печи, ставила на стол с шутливыми приветами, ласковыми словами. Они довольствовались тем, что есть. Потом Островскому пришлось пережить страшные испытания: умерла жена, умерли все дети. Боль немного утихла. Женился во второй раз Островский. По вечерам в доме Островского устраивались вчера. Вспоминает племянник: “Нам разрешалось сидеть в кабинете, где читали пьесу Островского. Но с условием, не мешать. Но вот приоткрывалась дверь в столовую, где шли приготовления к ужину, и к нам врывалась громкая цыганская песня. Это пела вторая жена, живая и весёлая Мария Васильевна. Александр Николаевич тихо подходил к двери и с укором, но с добрым голосом говорил: “Машенька, нельзя ли потише”. Песня умолкала, но потом снова начиналась, но не так громко”.
Учащиеся приводят другие примеры из жизни писателей.
Б) Выразительные средства художественной литературы. Вот на этих карточках написаны примеры из разных произведений, где авторы используют тропы и фигуры. Вспомним значения этих слов.
1. Каламбур.
В году за три щелку тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
А.С.Пушкин.
2. Историзм.
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена,
Вставала при свечах она.
А.С.Пушкин.
3. Олицетворение.
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев.
4. Оксюморон.
Печаль моя светла.
А.С.Пушкин.Кого позвать мне?
С кем поделиться
Той грустной радостью…
С.Есенин.
5. Метонимия.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!
И.А.Крылов.
6. Гипербола.
Редкая птица долетит до середины Днепра.
Н.В.Гоголь.
7. Антитеза.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…..
Н.А.Некрасов.
8. Контекстный синоним и антоним. Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.
У людей – то дома – чистота, лепота,
А у нас – то дому – теснота, духота.
Н.А.Некрасов.
9. Инверсия.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом….
М.Ю.Лермонтов.
10. Бессоюзие.
Швед, русский колет, рубит, режет.
А.С. Пушкин.
11. Многосоюзие.
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи….
А.С.Пушкин.
В) Словарная работа. Русская литература 19 века познакомила нас с новыми словами: обломовщина, базаровщина, новый человек, особенный человек, нигилист. Что они означают? (Слайд 7).
Г) Работа с текстами. Какими произведениями стала знаменита литература 19 века? Господин Гончаров?
Господин Островский? Господин Некрасов? Господин Тургенев? Господин Чернышевский?
(Учащиеся называют произведения и называют жанр.)
Г) Литературная разминка. Проверим себя, насколько хорошо мы знаем произведения писателей и поэтов?
1. “Нищий”. М.Ю.Лермонтов.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья.
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
2. “Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?”
3. “Цветок”. А.С.Пушкин (по книге).
4. “Наконец он кашлянул. “Что ты?”-спросил Илья Ильич.– “Ведь вы звали?”– “Звал? Зачем же я тебя звал – не помню.”– отвечал он потягиваясь.– “Поди пока себе, а я вспомню”. Прошло четверть часа…”
5. Отрывок из “Отцов и детей” (по книге).
6. Н.А.Некрасов. “Внимая….”
7. Н.Г.Чернышевский. “Что делать?” (по книге).
8. Стихи Тютчева и Фета (по книге).
9. А.С.Пушкин. “Няне” (наизусть хором).
10. Ф.И.Тютчев “Умом…..” (наизусть хором).
11. Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” (наизусть хором отрывок).
Д) Какие вопросы волновали авторов? Над какими проблемами они рассуждали?
(Учащиеся отвечают).
3. Русская литература 19 века замечательна своим патриотизмом, гуманизмом. Обогащала русский язык, описывала нравы того времени. Писатели и поэты этого времени люди талантливые и благородные. Они жили по законам чести, словом и судьбой утверждая уважение к человеку, независимо, какой он национальности, бедный или же он богатый, физически здоровый или инвалид.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и другие– они писали о России, о красоте природы. О добре и зле. О ненависти и прощении, о чести и справедливости. О свободе, о Боге, о вере, о матери, о жизни, о душе. О душевной красоте, о счастье, о любви. Говорят, всё начинается со слова, позволю себе не согласиться с этим. Всё начинается с любви. С любви к матери, с любви к Родине. С любви к людям, к природе, с любви ко всему, что тебя окружает. Всё начинается с любви к близкому человеку. Это большое счастье, когда ты умеешь любить, умеешь быть благодарным тому, что у тебя есть. Умеешь радоваться голосам птиц, солнцу, небесам. Умеешь радоваться тому, что ты живёшь. Вот это главное. А проблемы, разногласия, размолвки, непонимание других… Это всё мелочь, пустяк. Сегодня плохо, а завтра будет по-другому. Нужно жить с надеждой, надеждой, надеждой.
Не зря же Некрасов писал:
Люби, покуда любиться,
Терпи, покуда терпеться,
Прощай, покуда прощается,
И– Бог тебе судья! (Слайд 8).
4. Итог. Анализ ответов. Оценивание.
Использованная литература.
- Ахметзянов М.Г. Русская литература. Учебник – хрестоматия для 10 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.– Казань: Магариф, 2009.
- 50 великих правителей России. Иллюстративная энциклопедия.– Москва: Белый Город.– 65–73 стр.
- Библиотека Отечественной классики .– Москва: Дрофа, 2002.