Биология
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса биологии 2020
В статье «Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса биологии» рассматривается сущность, этапы, значение метода проектно-исследовательской деятельности в учебной жизни учащихся с целью повышения мотивации школьников к познанию при изучении предмета биология. Статья поможет в работе учителям биологии при планировании уроков в средних и старших классах.
-
Формирование экологических компетенций в процессе изучения биологии 2020
Статья содержит обобщение опыта работы с учащимися в экологической направленности, так как в программе биологии небольшое количество уроков посвящённых вопросам экологии. В работе представлены примеры проведенных мероприятий в урочное и внеурочное время: командные интеллектуальные и активные игры, семинары, творческие мероприятия и социальные акции.
-
План-конспект урока для 5-го классов по теме "Лишайники" 2020
В плане-конспекте урока отражены цели и задачи, ожидаемые результаты, а также структура и ход урока биологии в 5-м классе по теме «Лишайники». План разделен на этапы, для каждого из которых отмечены цели, деятельность учителя и учащегося. Дополнительно в каждом этапе приведены варианты методических приемов, используемых на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. В качестве сопровождения урока используется презентация с демонстрационным материалом и гербарий. Цель урока: изучить анализ строения, особенностей жизнедеятельности и роли лишайников в природе и жизни человека.
-
Развитие познавательных интересов у детей с особыми образовательными потребностями на экскурсиях 2020
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из важнейших задач каждого учителя. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Вначале это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой, трудной работы, применяя разнообразные методы обучения и воспитания. Что же такое познавательный интерес?
-
Вечность движения 2020
Цель урока: доказать вечность движения на примере круговорота веществ в природе.
-
Урок биологии. Тема: "Органы цветкового растения" 2020
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и значении органов покрытосеменных растений.
-
Нуклеиновые кислоты. 10-й класс 2020
Предлагаемый урок знакомит учащихся со строением и функциями нуклеиновых кислот. Урок способствует формированию у учащихся умений сравнивать изучаемые объекты, делать вывод. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету.
-
Лишайники 2020
Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.
-
Изучение строения и передвижения простейших на примере инфузории-туфельки. 7-й класс 2020
Цель урока: привить навыки исследовательской самостоятельной работы учащимся. Задачи: изучить особенности строения и передвижения простейших; уметь наблюдать, сравнивать, обращаться со световым микроскопом и цифровой камерой; уметь работать по инструкции, сверять свои действия с целью; проявлять интерес и любознательность к изучению микромира живых существ.
-
Методическая разработка на тему «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности». 7-й класс 2020
Раздел Папоротниковидные (Папоротники) является неотъемлемой частью комплексного изучения споровых растений и царства Растения в целом, через который осуществляется плавный переход к Отделу Голосеменные растения. Этапы урока имеют плавные переходы, перетекающие друг из друга, что является логичным и удобным для освоения темы. Наглядные пособия – неотъемлемая часть урока и помогают закрепить ученикам полученные знания, подкрепляя теоретические знания визуальными моментами.
-
Разработка интегрированного урока информатики и биологии. Тема урока: "Использование электронных таблиц на уроке биологии при изучении модификационной изменчивости". 10-й класс 2020
Тема интегрированных уроков меня заинтересовала, когда я столкнулась с такой проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. А ведь успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Таким образом, возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности. Одним из решений данной проблемы является проведение интегрированных уроков.
-
Использование современных методов при подготовке учащихся к ОГЭ по биологии 2020
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать успешным человеком. Стиль работы педагога должен быть построен таким образом, чтобы вовлекая учеников в активную творческую деятельность, участники процесса обучения взаимодействуя друг с другом, строили диалог и самостоятельно получали знания. Одним из основных направлений образования, является подготовка учащихся к итоговой аттестации. Когда необходимо начинать подготовку к ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5-м классе. Ведь за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала девятого класса необходимо переходить к детальному повторению.
-
Строение желудка. Пищеварение в желудке 2020
Урок углубления знаний по теме «Пищеварительная система». Учащиеся знакомятся со строением и особенностями процесса пищеварения в желудке, особенностями активации пищеварительных ферментов. Для рефлексии предлагается тест по теме урока и тема беседы.
-
Элементы проблемного обучения на уроках биологии 2020
В настоящее время в большинстве школ учащиеся на уроках биологии продолжают получать знания в готовом виде. Несмотря на то, что педагоги, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, используя принцип наглядности и образного восприятия, уроки биологии зачастую имеют форму монолога учителя. Знания, полученные детьми на таких уроках, осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество, знания из личного опыта в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Ведь основной задачей обучения на современном этапе, является не хорошее знание того или иного предмета, основная его цель - формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности.
-
Подготовка к контрольной работе с опорой на ментальную карту темы. Обобщающий урок «Клеточное строение организмов». 5-й класс 2020
Контрольная работа направлена на систематизацию и обобщение знаний о строении клетки живых организмов. Учащиеся показывают умения преобразовывать информацию (сворачивать и разворачивать). Система понятий темы выстраивается в виде мандалы. В процессе урока школьники создают учебный рисунок «Портрет клетки».
-
Тестирование как обучающая технология на уроках биологии 2020
Новые требования к итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ и ОГЭ делают необходимым внедрение тестового контроля знаний учащихся. Разнообразие тестовых заданий, разработка инструкций по их применению, методические требования к организации тестовой работы позволяют говорить о тестировании как педагогической технологии.
-
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках биологии и во внеурочное время 2020
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.
-
Эко-урок "Мы об глобальных проблемах" 2020
Урок «Эко-урок. Мы и экологические проблемы » - урок обобщения новых знаний. Форма урока – проектно - ролевая игра. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования УУД. Проект урока разработан поэтапно.
-
Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Весенний праздник – Первоцветы" 2020
Цели: Расширить кругозор учащихся об удивительном мире цветов, а особенно первоцветов, познакомить с их жизнью, видовым разнообразием, циклами развития, распространением семян и значением этих растений; Углубить знания учащихся о цветковых растениях; Воспитать у учащихся чувство бережного отношения к живым организмам и окружающей среде; Развитие у учащихся коммуникативных умений; Воспитание познавательного интереса; Сдружить ребят параллели.
-
Урок биологии по теме "Органы цветковых растений. Генеративные органы". 6-й класс 2020
Урок очень содержательный с большим объемом информации. В ходе урока проводится лабораторная работа. Используется разная наглядность, в том числе и ЭОР. Цель: обучающиеся научатся распознавать характерные черты определенных частей растений; выделять существенные признаки биологических объектов характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (растительных организмов), их практическую значимость. Учебная задача: открыть способ исследования строение цветка любого растения; вовлечь учащихся в исследовательскую работу – проведение открытия строения цветка, изучение видов плодов и строение семени. Овладеть теоретическим знанием в области строения цветковых растений и способами его прикладного использования для практического применения данных знаний в повседневной жизни.
-
Методическая разработка "Использование приема "Кубик Блума" на уроках биологии" 2020
Я хочу поделиться, как можно использовать на уроках биологии, приём технологии критического мышления, разработанном американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них: ученик учится воспроизводить знания; приём побуждает искать причинно-следственные связи; развития мышления; возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий. В сильных классах этот приём я использую для изучения новой темы, если класс слабый, то приём лучше использовать для проверки домашнего задания.
-
Формирование экологического мировоззрения школьников через поисково-исследовательскую деятельность 2020
Люди любят отдыхать в лесу, летом собирать ягоды и травы, зимой совершают прогулки на лыжах, санях. К сожалению, не все задумываются о сохранности растительности, о правильном отдыхе. Нас много, а парк может не выдержать нагрузки, он требует заботы и внимания. Актуальность и значимость данной темы не вызывает сомнения. Благодаря сотрудникам национального парка «Самаровский Чугас», мы можем любоваться красотой наших лесов.
-
Обобщающий урок биологии по теме «Кожа». 9-й класс 2020
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о коже, её значении, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность.
-
Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. 5-й класс 2020
Вашему вниманию предлагается урок биологии в 5-м классе на тему «Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост» в рамках изучения темы «Клеточное строение организмов». Урок соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту, презентацию. Используется учебник: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.- М.: Дрофа, 2016.
-
Урок "Цветки и соцветия" 2020
Понятия о цветке как о видоизмененном побеге, строение цветков, их разнообразие и биологическое значение для растений - обеспечение семенного размножения; изучение новых понятий: двуполые и однополые цветки, однодомные и двудомные растения, соцветия; знакомство с наиболее распространенными соцветиями, их многообразие и биологическая роль, работа с гербарными образцами.
-
Трехтактная модель музейного урока 2020
Статья написана по результатам годовой работы использования музейного пространства в качестве образовательной среды. Данная модель показана на примере интегрированного урока биология + география, проводившегося в парке «Зарядье» города Москвы. Сам урок в парке явился лишь небольшой частью всего мероприятия. Первый и последний этапы проводились на базе школы и играли существенную роль в достижении образовательных, в том числе, метапредметных результатов. Проведение трехтактного музейного урока помогает погрузить детей в знания через деятельность и обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания.
-
Стебель. Рост стебля в длину. Ветвление. Формирование кроны. 6-й класс 2020
Урок разработан для 6-го класса по теме "Стебель. Рост стебля в длину. Ветвление. Формирование кроны". Изучается разнообразие стеблей, положения их в пространстве. Обращается внимание на практическую значимость обрезки с целью формирования кроны, что позволяет улучшить внешние признаки растений и повысить урожайность.
-
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии 2020
Для ребенка от 7 до 17 лет основной средой жизни является школа, так как именно там ученик проводит 70 % времени своего бодрствования. В данный период происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, ребенок наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
-
Конспект урока "Одноклеточные организмы". 5-й класс 2020
Цель урока: формирование представлений об одноклеточных организмах.
-
Что вы знаете о глютене 2020
Цель работы: исследовать состав многих известных каш (круп) на наличие глютена и порекомендовать использование этих каш при кормлении детей.