Эко-урок "Мы об глобальных проблемах"

Разделы: Биология, География, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экология

Класс: 9

Ключевые слова: экология, глобальные проблемы


Пояснительная записка

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, в том числе и профессионального, создания условий для ее реализации.

Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.

Одним из путей решения этих задач является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относятся игровые технологии.

В аттестационном задании я представляю проект занятия в рамках внеурочной деятельности, разработанного для учащихся 9 класса. Тема занятия: «Эко-урок. Мы об экологических проблемах » ( урок был проведен в рамках года экологии).Данный урок рекомендую проводить с использованием проектно-ролевой игры на перевоплощение. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения и фантазии. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.

Серьезным достоинством проектно-ролевых игр является то, что они предполагают как групповую, так и индивидуальную работу. В девятом классе основной школы учащиеся уже освоили различные стили и способы общения, деловую этику, способны принимать решения и умеют выслушивать разные мнения.

Для старшего школьника, равно как и для школьника младших классов, игра имеет исключительное значение: игра – учеба, игра – труд, игра – серьёзная форма воспитания, осмысление и осознания себя. На данном уроке я предлагаю учащимся примерить на себя серьезные, взрослые профессии, которые возможно станут главными в их жизни. Считаю, что проектно-ролевая игра дает возможность отличиться и слабому, но активному ученику, имеющему трудности в обучении, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний со стороны учителя и одноклассников.

При проектировании данного урока я учитывала, прежде всего, активность, инициативность, способность рассуждать и умение презентовать себя и проделанную работу. И еще одним очень важным аргументом для проведения урока в форме проектно - ролевой игры стало то, что учащиеся 9 класса входили в состав школьного пресс-центра и отвечали за выпуск школьной газеты, поэтому в течение всего урока мы работали еще и над созданием макета специального номера экологической газеты.

Образовательные задачи включены в содержание проектно-игровых моментов. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме проектно - игровой задачи
  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры
  • Учебный и дополнительный материал используется в качестве ее средства
  • Успешное выполнение дидактического задания связывается с проектно-игровым результатом

Урок « Эко-урок. Мы и экологические проблемы » - урок обобщения новых знаний. Форма урока – проектно - ролевая игра. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования УУД. Проект урока разработан поэтапно.

Организация и проведение данного занятия осуществлялось следующим образом:

I этап – информационный: – разъяснение группам темы занятия и цели проведения проектно-ролевой игры; – ознакомление с правилами и порядком ее проведения;

II этап – организационный: – формирование команд и выдача заданий играющим, организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам

III этап – организация процесса коллективной мыслительной деятельности в команде: – составление сценария с определением места и времени происходящего; – самостоятельное распределение ролей в соответствии с их привлекательностью и «багажом» знаний учащегося согласно сценарию; Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Написание текста публичного выступления каждым членом команды; – изготовление необходимых наглядных иллюстративно-демонстрационных материалов; – консультирование участников преподавателем.

IV этап – основной этап (процесс игры): – публичное выступление команд в соответствии с установленным регламентом (например, 1-2 мин. на 1 участника).

V этап – оценка работы групп, обсуждение результатов, демонстрация макета специального экологического номера газеты.

Технологическая карта урока

Цели для ученика

  1. формирование убежденности в необходимости экологосообразного поведения человека; ответственности человека перед человечеством в условиях экологического кризиса, выработка умений самостоятельно применять знания в новых условиях;
  2. Осознание значимости любой профессии
  3. Расширение общего кругозора и словарного багажа
  4. Создание макета специального номера экологической газеты

Цели для учителя

  • Образовательные:
    • создать условия для более полного представления об экологических проблемах
    • закрепить представление о мире профессий
  • Развивающие:
    • Развитие познавательной мотивации, речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, творческих способностей школьников
  • Воспитательные:
    • Воспитывать уважение к людям различных профессий, формировать позитивное отношение к профессиональной деятельности

Опорные понятия, термины

«Экология», «окружающая среда», «экологические проблемы».

 

Распределение ролей:

Экологи-биологи 3 человека

Журналист-1 человек

Художник- 1 человек

Фотокорреспондент- 1 человек

Главный редактор газеты- 1 человек

Зрители- 5 человек

Роль учителя:

координатор проектно-ролевой игры

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, оборудование для проведения эко-опытов, цветной принтер для распечатывания страниц макета газеты.

Основная часть

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Приветствие учащихся класса, проверка готовности к осуществлению деятельности на уроке

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Словесный
фронтальная

Личностные:

  • положительное отношение к уроку

Регулятивные:

  • настраивать себя на продуктивную работу

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Эпиграф нашего сегодняшнего занятия взят не случайно, 2017 год в нашей стране указом президента объявлен годом Экологии.

Сформулируйте цель и задачи урока.

Какие средства современной коммуникации способны быстро и действенно освещать наиболее глобальные проблемы, стоящие перед человечеством? Какие средства имеются на данный момент у вас сегодня?

Слушают учителя, формулируют цель и задачи урока, обсуждают средства современной коммуникации, определяют способы и средства для обработки и представления информации

Мозговой штурм

Словесный, фронтальная

Познавательные:

  • осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в задании

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других

3. Введение в игровую ситуацию

Говорить об экологии, о ее проблемах нужно, а помогут нам сегодня средства массовой информации. В течение нескольких лет в нашей школе выпускается газета, поэтому сегодня мы создадим макет специального экологического номера.

Для верстки специального номера
приглашаются:

  • экологи - биологи, которые пригласят нас в лабораторию;
  • журналист- с опросом общественного мнения по вопросам экологии;
  • художник, который создаст эмблему нашего школьного экологического движения;
  • фотокорреспондент, который будет фиксировать значимые моменты нашего урока;
  • главный редактор, отвечающий за верстку газеты;
  • зрители, которые будут не просто наблюдать за происходящим, а задавать любые вопросы на тему экологии нашим игрокам.

Учащиеся разбиваются на группы в соответствии с выбранными ролями

Групповая и индивидуальная, частично-поисковый, фронтальный

Личностные:

  • стремление к успешности

Познавательные:

  • понимать знаки, символы, модели, соответствующие этапу обучения

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности
  • понимать выделенные ориентиры в поставленных вопросах

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе групп
  • формировать собственное мнение и позицию, строить высказывание, задавать вопросы

4. Организация коллективной мыслительной деятельности

Координирует процесс.

На основе выбранных ролей и заложенных в них интересов учащиеся готовят свои выступления.

Групповая работа, индивидуальная, частично-поисковый метод, экспериментальный метод

Познавательные:

  • извлекать необходимую информацию из разных источников

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе групп
  • уметь давать оценку работе одноклассников

5. Основной этап игры

Координирует процесс.

Публичное выступление участников игры.

Экологи- биологи

Выступление Ангелины- нефтяное загрязнение. Для выполнения опытапонадобится:

небольшой кусок алюминиевой фольги, растительное масло, форма для выпечки вода , несколько ватных шариков. Вывод- ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.

Выступление Владиславы - синтетические моющие средства. Для выполнения опыта понадобится:

разведенный уксус, моющее средство для стекол, ткань для протирки, старая газета.

Вывод- В большинстве случаев никакой разницы между уксусом и моющим средством нет! Многие моющие средства содержат тяжелые химические вещества, которые являются опасными для окружающей среды и атмосферы.

Выступление Екатерины- загрязнение воздуха. Для выполнения опыта понадобится: белый ватман, ножницы,
вазелин, дырокол, лупа, черный маркер веревка, журнал или ноутбук. На проведение эксперимента понадобилась примерно неделя. Выводом по данному эксперименту является определение наиболее загрязненных территорий в школе и объяснение причин.

Приложение № 1-4

Выступление Снежаны с анализом экологического опроса.( обработка результатов мнений респондентов разных возрастов и профессий)

Приложение №5

Выступление Елены с представление эмблемы экологического движения школы.

Приложение №6

Словесный, фронтальная,
частично-поисковый метод, экспериментальный метод

 

 

 

Познавательные:

  • извлечение правильной информации
  • обобщение

Коммуникативные:

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
  • высказывать свое мнение

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу игры.

6. Первичное закрепление

Координирует процесс.

По группам решают задания экологического кроссворда (группа - зрители и группа - создатели газеты)

Приложение №7

 

Групповая, частично-поисковый

Личностные:

  • самооценка на основе критерия успеха

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий
  • контроль и оценка процесса и результатов своих действий

7. Рефлексия

Подводим итог нашей сегодняшней проектно-ролевой игры

Выступление Елены-главного редактора газеты – представление макета специального экологического номера школьной газеты.

Приложение №8

Словесный, фронтальная

Коммуникативные:

  • допускать существование разных точек зрения.

Регулятивные:

  • соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения
  • давать самооценку
  • принимать и сохранять проектную задачу, соответствующую этапу обучения

Список источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества / М.Бигон, Дж.Харпер, К. Таунсенд. – М.: Мир, 1989. – т. 1. – 667 с.; т.2 – 477 с.
  3. Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.
  4. Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л.Горохов, Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 688с.
  5. Гредел, Т.Е. Промышленная экология / Т.Е.Гредел, Б.Р.Алленби /Пер.с англ. Под ред. Э.В. Гирусова (Серия «Зарубежный учебник»). – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2004.