«К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя.»
Н.К. Рерих
Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге третьего тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня – достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего, наших детей.
Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает формирование понимания данной проблемы каждым школьником, основываясь на личном опыт. Проблема активизации процесса обучения на современном этапе развития не может рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.
Экологическая компетентность учащегося – это интегративное качество личности, определяющее ее способность взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками; с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. Она имеет два направления.
Теоретическое направление: это формирование экологического сознания в ходе изучения предметов «Биология», «Химия», «География»; самообразование учащихся в процессе выполнения проектов, рефератов, докладов, сообщений, исследовательской деятельности.
Практическое направление: это формирование основных экологических умений и навыков, опыта практической экологической деятельности; привитие умений и навыков соблюдения норм и правил поведения в природе.
В процессе формирования экологической компетентности учащихся используются следующие организационные формы:
- массовые (конференции, олимпиады, выставки, тематические недели);
- групповые (разные формы уроков, презентации, практические занятия, игры, экскурсии);
- индивидуальные (консультации, беседы).
В работе над формированием экологической компетенции учащихся можно выделить несколько этапов:
- 1 этап – «Учиться знать». Это этап формирования экологических знаний и умений. Он осуществляется через изучение школьных курсов биологии, экологии, географии, химии. Формирование экологической компетентности в старших классах реализуется через различные формы деятельности обучающихся: групповые, индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам.
- 2 этап – «Учиться делать». Это этап создания собственных творческих продуктов, реализация экологических проектов. Он осуществляется через индивидуальную работу с обучающимися. Например, в ходе такого этапа были выполнены проекты «Модель очистки сточных вод» и «Почва как среда обитания».
- 3 этап – «Учиться жить». На данном этапе важно активное участие в экологических акциях, например, «Зеленые руки», «Экосумки», «Бумажный бум». Это формирует активную жизненную позицию, воспитывает людей, неравнодушных к проблемам жизни своего региона.
- 4 этап – «Учиться быть». Результатом совместной деятельности с учащимися становятся систематические победы на олимпиадах муниципального и регионального уровня. На данном этапе происходит завершение формирования экологической компетенции, в ходе которой учащийся делает выбор жизненного пути, и в дальнейшем самореализуется в процессе экологической деятельности.
Примеры мероприятий для формирования экологических компетенций на примере педагогического опыта:
Для параллели 6-х классов в системе проводится урок по теме «Характеристика экологических групп растений». На нем вводятся понятие «Экологические факторы» и их виды, изучаются название групп растений по отношению к различным факторам неживой природы, такие как свет, тепло, вода и рассматриваются соответствующие примеры растений.
Для параллели 7-х классов учениками 10-х классов подготавливается Всероссийский экологический урок «Свобода от отходов», в котором десятиклассники выступают в роли эколидеров. Цель урока состоит в развитии ответственного отношения школьников к отходам и побуждении к совершению практических шагов по решению проблемы отходов в повседневной жизни.
В ходе урока раскрываются понятия «природные ресурсы» и «жизненный цикл вещей», ребята знакомятся с каждым из пяти этапов жизненного цикла вещи. Для учащихся предоставляется доклад о вторичной переработке как одном из ключевых способов решения проблемы отходов, после которого семиклассники предлагают свои варианты вторичной переработки отходов.
Результатом урока становится мотивация школьников к участию в экологических акциях, а домашним заданием – создание экологических плакатов.
Для параллели 7-ых классов также проводится урок-игра «Что? Где? Когда?» по экологии животных, целью которой является углубление знаний в вопросах экологии животного мира.
Для параллели 10-ых классов проходит урок-конференция и практическая работа по нахождению решения экологических проблем. Целью этих уроков является формирование экологической культуры учащихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах.
В рамках внеурочной работы:
В апреле-мае в рамках недели биологии и географии педагоги-предметники проводят эколого-краеведческую тропу «Моя Тюмень» в форме игры-путешествия по станциям. Разработанную игру предлагается проводить на свежем воздухе в школьном дворе, в любом городском парке, а в случае неблагоприятной погоды - в здании школы. Для организации деятельности на станциях привлекаются учащиеся – волонтеры в количестве от 5 до 10 человек. Деятельность участников может быть организована как индивидуально, так и группах. Участниками игры могут быть учащиеся любого возраста и взрослые. Для создания соревновательного духа каждый участник или команда получает маршрутный лист, в котором фиксируются прохождение маршрута и накопленные баллы. С целью развития физической активности участников на каждой станции кроме теоретических заданий проводятся подвижные игры.
-
В системе ведётся работа кружка «Экология растений» для учащихся 6-9 классов. В зависимости от возраста учащихся содержимое плана корректируется.
В апреле в школе организуется творческая выставка «Защитим птиц», посвященная международному дню птиц и направленная на защиту пернатых. На выставке демонстрируются птицы из Красной книги редких категорий, исчезнувших и малочисленных видов, а также представители городской флоры. В ходе выставки рассматривается влияние деятельности человека на окружающую среду.
Все желающие ученики принимают участие в городской акции «Зелёные руки», приуроченной ко Дню подснежника и озеленению города. Учащиеся вручают заранее приготовленные листовки жителям города, информируют о цели проведения акции. За каждую такую эко-акцию привлекается внимание более 100 жителей города.
Вся школа (ученики и родители, учителя и другие работники) ежегодно участвуют в акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры. На момент написания уже удалось собрать более 1000 кг, спася тем самым 12 деревьев.
-
Для дополнительного привлечения внимания к вопросам экологии ученики принимают участие в смежных акциях. Например, самые творческие рукодельницы и рукодельники в рамках областной акции «Пусть осень жизни будет золотой», приуроченной к Международному дню пожилого человека, изготовили эко-сумки, чтобы вручить их пожилым людям для привлечения внимания всех возрастных категорий к использованию тканевых сумок вместо полиэтиленовых.
В Тюменском Институте биологии периодически проводятся школа-семинар имени профессора Р.М.Цоя «Современные методы оценки качества окружающей среды», в котором гимназисты принимают активное участие. В ходе семинара участвующие проводят небольшие проектные исследования и создают модельные решения экологических проблем.
В рамках ФГОС учащимся предлагается выполнить проекты по экологии. Например, «Определение загрязнения воздуха в районах Тюмени по содержанию сульфатов в коре деревьев», «Исследование шумового загрязнения центральной части города Тюмени», «Влияние городской среды на березу повислую». Данные работы были отмечены призовыми местами членами жюри регионального этапа ВсОШ по экологии, проводимой на базе Института науке о Земле ТюмГУ.
Ведется систематическая работа с учащимися по подготовке к теоретическому туру олимпиады по экологии. Ежегодно с 2018 года 1-2 учащихся становятся призёрами муниципального и регионального этапа ВсОШ по экологии.
В процессе приобретения экологических компетенций у подростков постепенно формируется экологическое мышление как основа экологической культуры и экологической компетентности, которые, в свою очередь, являются, важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность как за свое поведение в природе, так и поведение других людей. Иначе в сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности.
Как отмечал ученый-эколог Н.Н.Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».