«Не мыслям надо учить, а мыслить.»
И.Кант
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать успешным человеком. Стиль работы педагога должен быть построен таким образом, чтобы вовлекая учеников в активную творческую деятельность, участники процесса обучения взаимодействуя друг с другом, строили диалог и самостоятельно получали знания.
Одним из основных направлений образования, является подготовка учащихся к итоговой аттестации.
Когда необходимо начинать подготовку к ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5 классе. Ведь за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала девятого класса необходимо переходить к детальному повторению.
Подготовка к ОГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.
Не секрет, что часть школьников могут добросовестно заучить материал, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ материала, а осмысление, понимание биологических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать различные приемы, технологии активизирования мыслительной деятельности учащихся.
Существует огромное количество разнообразных методов обучения, использование которых дают положительные результаты в достижении качества обучения: «Групповые технологии», «Дистанционное обучение», «Дифференцированное обучение», «Здоровьесберегающая технология», «Игровые технологии», «Индивидуальное обучение», «Интегральная технология», «Информационно-коммуникационная технология», «Исследовательская технология», «Кейс-технология», «Коллективная система обучения», «Коучинг», «Лекционно-семинарско-зачетная система обучения», «Личностно-ориентированная технология», «Модульное обучение», «Обучение в сотрудничестве», «Проблемное обучение», «Проектная технология», «Развивающее обучение», «Технология развития «критического мышления», «Разноуровневое обучение», «Сетевая технология», «Технология инновационных систем оценивания (портфолио, рейтинг)», «Технологии, ориентированные на действия», «Технологическая карта», «Технология «Дебаты», «Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ)», «Технология схемных и знаковых моделей учебного материала», «Эвристическое обучение» и другие. В зависимости от изучаемого или повторяемого материала, возможен выбор приемов, а иногда и специальных технологий в обучении.
Успех выполнения аттестационной работы во многом зависит от знания алгоритма выполнения некоторых заданий, представленных в КИМах ОГЭ. Например, задание, в котором необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, начинаю использовать с 5 класса. Но так как у учащихся еще не до конца сформированы общеучебные умения, составляю тексты, используя параграф учебника, в старших классах применяю тексты КИМов. Использую данное задание как на этапе повторения, так и на этапе контроля. Например:
Задание: Вставь в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения (тема «Строение клетки»).
5 класс
Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны имеют еще и ___________(А). Полужидкое содержимое клетки_____________(Б). В ней находятся различные ____________(В). Генетический аппарат-важнейшая часть клетки. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется __________(Г). В нем расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом______(Д).
1) Вакуоли 2)Цитоплазма 3)Клеточная мембрана 4)Ядро 5)Хромосомы 6)Клеточная стенка 7)Органоиды
9 класс
В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.
1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл 5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза
Отрабатывая знания терминов и понятий, составляю биологические диктанты, которые использую также на разных этапах урока. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока (приложение).
В 6 классе начинаю использовать задание «Установи соответствие», так как результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений. Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений, а остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы. При работе с такими заданиями помогает упражнение «Зебра». Различные явления рассматриваются в нем с двух позиций, например: «польза–вред», «аргумент-контаргумент» Хищник–жертва», «Паразит–хозяин» и т.д. Противоположные факторы можно выбирать и составлять произвольно, в зависимости от темы. Упражнение помогает развить критическое мышление, увидеть неожиданные стороны знакомых предметов и явлений. «Зебра» - это один из вариантов дискуссий. Учащиеся разбиваются на две группы: «Белая» и «Черная» полоса. «Белая» полоса составляют положительные стороны каждого предмета обсуждения, а «Черная» - списки его отрицательных сторон. На занятии представитель «Белой» полосы зачитывает свое утверждение, а представитель «Черной» полосы – должен найти в своем списке контраргумент к нему.
Эффективна технология проблемного обучения, когда в начале урока озвучивается проблемный вопрос, который необходимо решить. Проблему можно решать по-разному, но особенно ценно, когда учащиеся работают с информацией самостоятельно. Здесь особенно удачно применение кейс-технологии.
Кейс-технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Ученикам предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение. Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Почему гибнет лягушка?
(Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно. 9% раствор вместо нужных 0,9% раствора)
Как элементом проблемного обучения и развития системного мышления с 8 класса пользуюсь техникой составления диаграммы Исикавы.
Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации. Диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов.
Уже с 7 класса применяю все формы заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе. Тематические контрольные работы разрабатываю с учетом структуры КИМ.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.
Нет единственного и готового пути в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход в преподавании предмета. Систематическая продуманная работа с подбором эффективных средств обучения дает свои результаты.