Здоровье является самой главной ценностью любого человека. Особо важную роль оно играет для подрастающего поколения. По последним данным здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Стремительное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России.
Для ребенка от 7 до 17 лет основной средой жизни является школа, так как именно там ученик проводит 70 % времени своего бодрствования. В данный период происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, ребенок наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
Таким образом, исходя из данной проблемы, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Существует несколько групп здоровьесберегающих технологии, наиболее значимыми из которых по степени влияния на здоровье учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья [2].
Главной задачей здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для того, чтобы получение знаний учащимися происходило без ущерба для здоровья необходимо воспитывать культуру здоровья с самого начала обучения ребенка в школе, которая будет практически воплощаться в потребность вести здоровый образ жизни.
На уроках биологии наиболее целесообразно применять здоровьесберегающие технологии. Для этого необходимо использовать на уроках такие элементы здоровьесбережения как оптимальная плотность урока; рациональное чередование видов учебной деятельности; уважительный стиль общения; эмоциональная разрядка; физкультминутки; правильная рабочая поза [1].
Перед началом урока нужно обратить внимание на важный организационный момент – проветривание помещения, проверка учебного оборудования и рабочих мест.
С первых минут урока необходимо создать благоприятную рабочую атмосферу, способствующую положительному эмоциональному настрою ребят. В начале урока можно предложить выполнить несколько упражнений релаксации. Это занимает 1-2 минуты, однако, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации можно использовать и в течении урока. Они позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке.
Важно рационально организовывать урок, использовать активные методы и формы обучения, чтобы они обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой [3].
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Список использованной литературы
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей / М. М. Безруких // М. –2017.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2018.
- Тихомирова Л.Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей. – М.: 2018.