Урок биологии. Тема: "Органы цветкового растения"

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: биология


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и значении органов покрытосеменных растений.

Задачи урока.

Образовательные:

  • систематизировать и закрепить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения органов цветкового растения.
  • доказать, что цветковое растение - биологическая система.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • формировать умения сопоставлять теоретические знания с практическими умениями.
  • развивать внимание, наблюдательность, аккуратность.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков коллективной деятельности.
  • экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: презентация, гербарий, муляжи корнеплодов, плодов, натуральные объекты - веточки древесных растений, ватман, карандаши, листы контроля.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Работа в группах.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов урока.

Ход урока

- Здравствуйте, садитесь.

Класс делится на 4 группы по 5 человек с учетом учебных возможностей учащихся. В группе выбирается лидер. Он осуществляет контроль за работой группы, оказывает помощь в выполнении заданий, оформляет итоги задания в листе контроля.

Ребята мы с вами закончили изучение темы «Покрытосеменные растения».

- Можно ли утверждать: «Что растение – это биологическая система»?

Учащиеся приводят доказательства утверждения.

Сегодня на уроке наша задача обобщить знания о строении и функционировании органов цветкового растения. Вы будете работать в группах. В группе есть лидер, который заполняет лист самоконтроля работы группы. Давайте договоримся о правилах работы в группе.

Правила работы группы (слайд №2)

1. Не кричать.

2. Не перебивать другого.

3. С уважением относиться к мнению всех членов группы.

4. Работать на результат группы и личный результат.

- Итак, мы начинаем. Желаю успехов всем.

Работа в группах

№1 Разминка (слайд №3)

1.Какие органы цветкового растения вам известны?

2.Какие ор органы называются вегетативными? Приведите примеры.

3.Какиеорганы называются генеративными? Приведите примеры.

4.Какой орган отличает цветковое растение от других растений?

№2 Задание по теме «Корень» (4 балла)

1. Определить тип корневой системы (слайд №4 )

2. Корень, развивающийся из зародышевого корешка, называется? (слайд №5)

3. Корневой волосок относится к зоне корня? (слайд №6)

4. Какое значение имеет корень в жизни растений? (слайд №7)

Учащиеся в листе контроля, отвечают на вопросы. Затем идет проверка ответов и выставление баллов.

№3 Задание по теме «Побег» (4 балла)

1. Собрать модели различных видов листорасположения и подписать их (группам выдаются бумага, клей, трафареты стебля и листьев) (слайд №8)

2. Какие виды жилкования листьев вам известны. Из гербарных экземпляров, выберите виды жилкования листьев, подпишите их, (учащимся групп выдаются гербарии) (слайд №9)

3. Перед вами муляжи картофеля, лука, моркови. Что объединяет эти объекты, а кто в этой «компании» лишний и почему? (муляжи, учащиеся фиксируют ответы в тетради) (слайд №10)

4. У вас на столах находятся веточки двух растений. Назовите эти растения. Найдите почки вегетативные и генеративные. Объясните свой выбор, (на столах веточки березы и сирени) (слайд №11)

№4 Задание по теме «Семя» (6 баллов)

Группам предлагается текст с пропущенными терминами.

1.Семя - это----------------орган растения, служит для размножения и распространения растений.

2.Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух называется_______________.

3.След от места прикрепления семени к стенке плода называется____________________.

4.Семя покрыто___________кожурой.

5.Зародыш семени состоит из___________,_ ____________. _________, ______________.

6.В семенах Однодольных и Двудольных растений присутствует особая запасающая ткань_____________.

№5. Задание по теме «Плод» - 4 балла (слайд№ 12)

На столах муляжи плодов: яблоко, слива, грецкий орех, боб гороха.

1. Выбрать и записать сочный, многосемянной плод и дать ему название?

2. Выбрать сухой, односемянной плод и дать ему название?

3. Выбрать плод сочный, односемянной и дать ему название?

4. Выбрать плод сухой, многосемянной и дать ему название?

№6. Задание по теме «Цветок»

Группам предлагаться смоделировать, обоеполый цветок с двойным околоцветником (цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги) 5 баллов (слайд №13)

Ребята, сегодня мне пришло письмо из цветочного города, незнайка загадал вам загадки. Будьте очень внимательны.(4 балла)

1.

Цветок Раффлезии душистый
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на солнечной поляне
Давайте мы туда заглянем (слайд №14).

Учащиеся отмечают правильные ответы.

2.

Во поле береза стояла
И пчелка её опыляла (слайд №15)

3.

Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру (слайд №16)

4.

Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят
Будем урожая ждать. (слайд №17)

- На этом работа групп закончена. Лидеры групп посчитываю правильные ответы, и сдают оценочные листы учителю.

Рефлексия (слайд№18)

Сегодня на уроке мы обобщили материал по теме: «Органы цветкового растения». Оцените, пожалуйста, значимость данной работы для каждого из вас. На ваших столах находятся стикеры разного цвета. Красные, желтые, зеленые, коричневые. На доске нарисовано цветковое растение, прикрепите ваши стикеры на растение.

  • Красный - мне все понятно. Я работал отлично.
  • Желтый – мне было интересно, я работа хорошо.
  • Зеленый - мне все понятно, я работа удовлетворительно.
  • Коричневый – мне было не интересно.

Всем огромное спасибо за проведенную работу. Оценки за урок складываются из баллов на листке контроля группы

  • От 27-25 баллов - 5
  • От 24-22 баллов - 4
  • От 21-19 баллов - 3