Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: биология, жизнедеятельность клетки


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается урок биологии в 5 классе на тему «Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост » в рамках изучения темы «Клеточное строение организмов». Урок соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту, презентацию.

Используется учебник: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. - М.: Дрофа, 2016.

Урок №11. Тема урока: "Жизнедеятельность клетки, её деление и рост".

Методические рекомендации

I.О.М.Э.

1.1 На экране показать слайд со столбчатой диаграммой, отражающей химический состав клетки.

Задание: рассмотрите круговую и столбчатые диаграммы. (слайд №1-3) – Что вы можете сказать? (в процессе беседы дети должны сказать, какие вещества входят в состав клетки и их соотношение.)

1.2 -  Какое значение имеют эти вещества в жизни клетки?

- О чем сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока на доске.

II. О.И.Э.

2.1 - Какие признаки живого организма вам известны?

Ответы учащихся записать на доске.
- дышат
- питаются
- растут
- размножаются
- стареют
- умирают

2.2 мы знаем, что клетка – это часть организма, значит, она тоже живая.

- Происходят ли эти процессы в клетке? Беседа, в процессе которой дополняются записи на доске. В результате беседы на доске должна появиться запись:

растут и развиваются

увеличиваются в размерах и изменяются (рис. 26, с. 45)

Обмен веществ

 

размножаются

в результате деления клетки создают себе подобных и их число увеличивается

Слайды № 4-8 о митозе, рассказ учителя о хромосомах.

растут и развиваются

увеличиваются в размерах и изменяются и растение растет

рис. 26, с.45

стареют и умирают

изменяются и перестают делиться

с. 45, последний абзац

2.3 Знаете ли вы, что… (работа с учебником с. 46)

III. Р.О.Э.

3.1 - Составьте схему. (показать на слайде №9 скелет схемы)

3.2 - Проверьте себя (показать на слайде №10 составленную схему)

Д.З. п.9, ответить на вопросы в конце параграфа. Задание «Подумайте», с. 45.

- Все ли клетки одинаковые? Об этом поговорим на следующем уроке…

Технологическая карта к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока

1.1. Демонстрирует столбчатую диаграмму с целью анализа содержания химических веществ в клетке.
1.2. Организует актуализацию знаний учащихся и обеспечивает самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока.

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Понимают и воспринимают на слух рассказ одноклассников и вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Изучение нового материала

2.1; 2.2. Организует фронтальную беседу и работу с текстом учебника с целью анализа учащимися предложенной информации и составления таблицы.
2.3. Организует работу с учебником с целью проявления интереса к изучаемой теме.

Выделяют существенное из полученной информации. Делают выводы и обобщения, учатся преобразовывать полученную информацию.

Понимают воспринимают и анализирует информацию.
Формируют своё собственное мнение и позицию.

Принимают и сохраняют учебную задачу.
Умеют оценивать правильность действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Закрепление 3.1. Обеспечивает подведение итогов учебной деятельности учащимися, позволяющий зафиксировать достигнутый результат в виде схемы и оценить свою работу.

Полученную и проанализированную информацию переносят в краткую схему.

Понимают смысл информации.

Проявляют интерес и уважение к одноклассникам

Понимают и воспринимюет на слух замечания учителя.

Анализируют и оценивают результаты своей работы, сравнивают свои действия с целью.

Домашнее задание

3.2; 3.3 Объясняет сущность домашнего задания.

 

Обсуждают домашнее задание.

Постановка задачи на следующий урок.