Цели: формировать представления о побеге растения, об его строении, особенностях роста, ветвлением и функциями роста; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Основное содержание темы: Существенные признаки роста в длину представителей царства растения; характеристика их строения, особенностей ветвления от мест обитания, их роль в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
- Коммуникативные – добывать недостающую информацию при помощи вопросов (познавательная инициативность);
- Рефлексивные – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- Познавательные – умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители;
- Личностные – сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растений, развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения).
Оборудование: учебник, гербарии всех жизненных форм растений, опытные побеги бузины, тополя, фасоли, презентация, таблица для заполнения (по числу учеников), микроскоп, микропрепараты «Строение почки».
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания
В начале урока учащимся предлагается по тетради посмотреть записи и рисунки и вспомнить, что такое побег, строение стебля.
Фронтальный опрос:
1) Что такое побег?
2) Функции побега?
3) Строение стебля?
4) Что такое луб?
5) Что такое камбий?
6) Функция древесины?
7) Чем образована сердцевина?
3. Работа по теме урока
При развитии почек на побегах образовались боковые и верхушечные побеги. Учитель сообщает, где на побеге расположена точка роста и дает определение, что такое конус нарастания.
Конус нарастания (точка роста, апекс) – это верхушка растущего осевого органа (побега) растения, состоящая из меристемы (образовательной ткани).
На схемах презентации и таблицах показывается верхушечный и вставочный рост стебля и указывается на то, что конус нарастания и вставочный рост стебля представлен образовательной тканью, которая дает начало всем тканям.
В процессе рассказа учитель приводит примеры, характеризующие быстроту роста стебля: стебель кукурузы за лето вырастает до 4 м, стебель бамбука за сутки может вырасти до 1 м; молодой стебель эвкалипта за год вырастает до 3м, яблони тополя – до 1 м. и т.д. Учащиеся должны усвоить, что побеги образуются из верхушечных и боковых почек, что знания о росте побега широко используются в декоративно садоводстве и растениеводстве.
Далее рассматриваем под микроскопом готовые микропрепараты точки роста.
Следует беседа и составление опорного конспекта.
- Какие жизненные формы растений Вам известны? (ответ: Травы, кустарники, полукустарники и деревья)
- Что такое ветвление побега? (ответ: Ветвление побега – это образование боковых отростков от главной оси.)
- Что такое крона? (ответ: Крона – это совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая ствол от первого разветвления до верхушки дерева или кустарника со всеми боковыми ответвлениями и листвой.)
На открытых рисунках, слайдах изображаются деревья и кустарники с разными кронами. Обрезка побегов широко применяется при формировании кроны в садоводстве, с целью получения высоких урожаев у плодово – ягодных культур, для ускорения или замедления цветения у декоративных и других растений. Далее можно перейти к книгам «Сад своими руками», «Сады и парки мира» и т.д., где интересно рассказывается о гармоническом сочетании ботаники с архитектурой, об истории зеленых памятников, о талантливых мастерах прошлых столетий, японские бонсаи и английские сады…
Переходим к положению стебля в пространстве. При этом демонстрируем из источников интернета фотографии растений.
Таблица «Положение стебля в пространстве»
Положение стебля в пространстве |
Примеры растений |
|
1 |
Прямостоячий |
Пшеница, дуб, береза, колокольчик и т.д. |
2 |
Цепляющийся |
Чина, горох, виноград, плющ и т.д. |
3 |
Ползучий |
Луговой чай, клевер ползучий, земляника, ежевика и т.д. |
4 |
Вьющийся |
Вьюн полевой, хмель, лианы |
5 |
Стелющийся |
Вербейник, птичья гречиха, огурец, апорокактус плетевидный |
6 |
Приподнимающийся |
Гвоздика травянка, фиалка трехцветная, сабельник болотный |
4. Рефлексивно-оценочный этап
Проверка таблицы.