Классы: 8, 11.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- научиться давать определения понятий: желудок, отделы желудка, желудочный сок;
- распознавать на таблицах, муляжах органы пищеварительной системы человека;
- характеризовать биологическую сущность процесса пищеварения, в частности, пищеварение в желудке;
- различать виды пищеварения;
- оценивать роль ферментов в пищеварении;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями желудка.
Личностные УУД:
- умение развивать целостное научное мировоззрение, соответствующее современному уровню знаний о человеке и особенностях устройства его организма;
- формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих;
- убеждение в необходимости овладения знаниями о строении и функциях пищеварительной системы, в применении этих знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни человека;
- умение применять полученные знания для сохранения и укрепления своего здоровья.
Метапредметные УУД:
познавательные:
- составлять тезисы, различные виды планов (простые, сложные и т.п.);
- структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение извлекать информацию о строении и функциях пищеварительной системы из разных источников (текст, электронное пособие, сеть Интернет);
- умение применять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения для обработки полученной информации о строении и функциях пищеварительной системы с целью её более эффективного усвоения;
- умение преобразовывать информацию, переводить её из одной знаковой формы в другую (выделять главную мысль текста, на основании текста заполнять таблицы, строить схемы).
коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе актуализации опорных знаний о строении и функциях пищеварительной системы;
- устанавливать рабочие отношения в группе;
- умение владеть устной и письменной речью;
регулятивные:
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно;
- умение ставить для себя цель и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия по усвоению знаний о строении и функциях пищеварительной системы с планируемыми результатами, корректировать выполнение своих действий;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки.
Цели урока:
- Учебно-познавательные.
- Продолжить знакомство обучающихся с системой пищеварения человека.
- Показать взаимосвязь строения желудка с функциями, которые он выполняет; сформировать знания о строении желудка; особенностях пищеварения в желудке; раскрыть значение ферментов, активных в кислой среде, в процессе расщепления белков, жиров и особенностях переваривания углеводов в желудке; раскрыть зависимость состава и количества вырабатываемого желудочного сока от состава пищи.
- Виды деятельности (элементы содержания, контроль).
- Актуализация знаний; формулирование проблемы – определения цели урока, активное слушание; самостоятельная работа - изучение биологических терминов, составление краткого конспекта урока; групповая работа – обобщение сведений, характеризующих процессы пищеварения в желудке; выявления роли ферментов в процессе пищеварения; фронтальный опрос; поисково-репродуктивная работа – продолжение заполнения таблицы «Органы пищеварения», выполнение заданий, предложенных учителем; обобщение полученных знаний; самоанализ и самооценка.
- Продолжение развития общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
- Дидактические.
- Проследить взаимосвязь изученных ранее тем курса: «Ткани. Органы. Системы органов», «Нервная система» с новой темой.
- Воспитательно-психологические.
- Развитие познавательной активности; создание на уроке атмосферы сотрудничества; формирование сознательного отношения к этапам тренировочного процесса; здоровьесбережение: правильная осанка обучающихся.
- Развивающие.
- Формирование умения выделять главное при изучении материала, научить обучающихся рецензировать ответы своих товарищей и учить задавать вопросы.
- Обучающие средства.
- Современные инновационные мультимедийные технологии; презентация по теме урока; модель торса человека, муляж внешнего и внутреннего строения желудка; раздаточный материал: Атлас человека.
Тип урока. Урок открытия нового знания; изучение материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы, используемые на уроке. Репродуктивные, частично-поисковые.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
Фронтальный опрос по пройденным темам.
- Перечислите отделы пищеварительной системы человека.
- Что такое ферменты? Какова роль ферментов в пищеварении?
- Почему мы говорим, что пищеварение начинается в ротовой полости?
- Какие функции выполняет слюна? Назовите ферменты слюны.
- Пищеварение белков, углеводов и жиров в ротовой полости.
- Строение зубов. Гигиена зубов.
Обучающиеся при необходимости дополняют ответы на вопросы.
3. Изучение нового материала
Подведение к теме
- Во вводном слове учитель говорит о продолжении процессе пищеварения в следующем отделе пищеварительной систем – желудке; учащиеся формулируют тему урока.
Объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядного материала (презентация).
Функции желудка
1. Всасывательная (хорошо всасывается алкоголь, незначительно - глюкоза и минеральные соли. Основное всасывание питательных веществ происходит в кишечнике).
2. Химическая переработка пищи (переваривание).
3. Защитная.
4. Механическая.
Строение желудка
Из пищевода пища поступает в желудок, где происходит химическая переработка (переваривание) пищи компонентами желудочного сока. Это полый орган и самая широкая часть желудочно-кишечного тракта. Желудок имеет объём около 1,5 л., но может растягиваться до 3,0 л. в зависимости от количества съеденной пищи, положения тела, степени сокращения его стенки.
Вверху находится вход в желудок (кардиальная часть), затем желудок расширяется, образуя дно (фундальная часть), узкая часть желудка образует выход (пилорическая часть или привратник). Через отверстие привратника пища переходит в двенадцатиперстную кишку. Нижний выпуклый край желудка формирует большую кривизну, верхний – малую кривизну.
Стенки желудка состоят из 4-х слоёв: слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечной и серозной оболочек (брюшины). Слизистая оболочка образует складки, которые расправляются при заполнении желудка. Мышечная оболочка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.
Мышцы желудка у человека поддерживают его тонус и осуществляют перистальтику, производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В привратнике есть мышца-сфинктер, которая рефлекторно открывается, при соответствующих сигналах от действия пищи.
В желудке накапливается лишь твёрдая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нём. Молоко в желудке задерживается, оно створаживается и начинается его переваривание.
Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 млн. желудочных желёз. Железы состоят из клеток. Главные клетки вырабатывают пищеварительные ферменты (пепсин, химозин, липаза), обкладочные выделяют соляную кислоту, добавочные – слизь муцин, которая защищает слизистую оболочку желудка от раздражения кислотой и самопереваривания.
Процесс пищеварения в желудке
Пища, поступившая из пищевода в желудок, находится в нём до 4-6 часов. В это время под действием желудочного сока пища переваривается. В течение суток железы желудка выделяют 1,5-2,5 л. желудочного сока. Чистый желудочный сок бесцветен, имеет кислую реакцию, в нём содержится до 0,5% соляной кислоты (рН –0,9-1,5). Благодаря наличию HCI желудочный сок имеет высокие бактерицидные свойства.
Белки расщепляются под действием фермента пепсина до полипептидов. Пепсин также створаживает белок молока казеин. Жиры не расщепляются, расщепляется только эмульгированный жир молока под действием фермента липазы (жир молока взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свёртывание молока и содержится в желудочном соке у новорождённых.
Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы, но переваривание углеводов происходит некоторое время (20-30 минут), пока действуют ферменты слюны и пищевой комок не пропитался кислым желудочным соком. Ферменты слюны активны только в щелочной среде, в кислой среде они своё действие прекращают.
Выделение желудочного сока начинается через 5-10 минут после начала еды и продолжается всё время пока пища находится в желудке. Стимулируют секрецию мясные и овощные бульоны. Выделение желудочного сока происходит не только во время еды, но и при запахе пищи, даже при разговоре о еде. В этих случаях желудочный сок выделяется в результате условно-рефлекторной деятельности организма. Желудочный сок, который вырабатывается в первую условно-рефлекторную фазу, выделяющийся на вид и запах пищи, даже при воспоминании и представлении о ней, И.П.Павлов выдающийся русский физиолог, назвал аппетитным или запальным соком. Этот сок подготавливает желудок к поступлению пищи.
В таблице представлено изменение выделения желудочного сока на различную пищу.
|
большее |
среднее |
меньшее |
1. Количество сока |
при еде мяса |
при еде хлеба |
при питье молока |
2. Содержание HCI |
при еде мяса |
при питье молока |
при еде хлеба |
3. Содержание ферментов |
при еде хлеба |
при еде мяса |
при питье молока |
Тормозящее действие на секрецию желудочного сока оказывают жир, отрицательные эмоции (гнев, печаль), неприятный запах.
Механическая функция желудка
Дальнейшее измельчение пищи и её перемешивание с желудочным соком осуществляет гладкая мускулатура желудка. В стенке желудка гладкомышечные клетки ритмично сокращаются примерно один раз в 20 сек. Распространяющиеся по желудку волнообразные сокращения мышц измельчают пищу, перемешивают её и перемещают по направлению к кишечнику. Скорость прохождения пищи по желудку зависит от химического состава пищи. Так, углеводы переходят в кишечник быстрее, а жиры и белки медленнее. Двигательную активность желудка называют моторикой. Есть два типа движения: перемешивание – движение пищевого комка взад-вперёд, сопровождаемое перемешиванием пищи; перистальтика – периодическое сокращение продольных и кольцевых мышц, приводящее к движению волн сокращения и перемещению пищевого комка по ходу пищеварительного тракта.
Сокращения мускулатуры возникают и у пустого желудка. Это «голодные сокращения», появляющиеся каждые 60-80 минут. Считают, что такие сокращения желудка называются чувством голода.
При попадании в желудок недоброкачественной пищи, происходит обратная перистальтика (антиперистальтика). В этом случае возникает рвота, которая является защитной рефлекторной реакцией организма.
4. Обобщение нового материала
В конце урока формулируются основные выводы, предлагаемые сделать самим обучающимся с последующей корректировкой учителя.
- Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, приспособленная к выполнению разнообразных функций.
- В желудке пища подвергается химической переработке с помощью ферментов и механической переработке, благодаря перистальтике.
- Регуляция деятельности желёз осуществляется нейро-гуморальным путём.
- Различают фазы отделения желудочного сока: рефлекторную (вид, запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка и химическую (гуморальную).
- Выделение сока в ответ на механическое раздражение стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
- Химические вещества (вторая фаза) – мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствуют усиленному сокоотделению; некоторые продукты, например, жиры тормозят сокоотделение.
- Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.
5. Закрепление полученных знаний и умений
Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились?
Рефлексия:
- выполнение теста по теме урока.
- фронтальная беседа: дайте физиологическое обоснование поговорке «Аппетит приходит во время еды».
6. Домашнее задание
§ 26, в.1,2. Повторить. § 24-25
7. Подведение итогов
Вспомнить о целях урока, проанализировать насколько они достигнуты.
Выставление оценок (комментарий учителя).
Урок закончен. Спасибо.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Москва. Просвещение. 2019. Серия «Линия жизни». (Рекомендовано Мин.образования и науки РФ). ФГОС.
2. Рабочая программа по биологии 5-9 классы. Пасечник В.В. М., ВАКО.2018. Серия «Линия жизни».
3. Рабочая программа по биологии. 8 класс. /Составитель Мишакова В.Н. М., ВАКО,2017. Соответствует ФГОС.
5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. М., ВАКО,2016.
6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М. ACADEMA. 2013.
7. Беркинблит М.В., Мартьянов А.А., Парнес Е.А. Биология. 1, 2 части. Москва. Бином. 2013.
8. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. Москва. Изд. «Вентана-Граф». 2015.
Интернет-ресурсы
1. http://www.bio.1sept.ru
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search
3. http://www.5ballov.ru/test
4. http://www.Informika.ru/text/database/biology/
5. http://www.Informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
6. http://nrc.edu.ru/est/r4/