Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия.
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.[5]
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательских, поисковых творческих. [3]
Существуют разные типы проектов, реализация которых возможна в процессе обучения биологии:
- По характеру доминирующей в проекте деятельности учащихся: исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, практико-ориентированный и др.
- По предметно-содержательной области: монопроект и межпредметный проект.
- По характеру участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
- По продолжительности выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный (до одной четверти и в старшей школе – до полугодия). [1]
Школьный проект имеет следующую структуру:
1) Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
- формулирование идеи проектирования;
- формулирование цели проектирования;
- выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу.
2) Выполнение (реализация) проекта:
- планирование этапов выполнения проекта;
- обсуждение возможных средств решения задачи: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования;
- реализация проекта.
3) Подготовка итогового продукта:
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.);
- сбор, систематизация, анализ полученных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты. Они еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем. Они поддерживают детскую индивидуальность, учат детей видеть и слышать друг друга. Можно сказать, что функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла в игре, воображению, свободе. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе. Для подростков главным в проектировании становится удерживание замысла и реализации, принятие решения о реализации, выбор средств реализации, получение и презентация продукта. В старшей школе проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе. Она становится служебной - старшеклассник использует опыт реализации проектов, приобретенный в подростковом возрасте, применяет сформированные способности: он обладает учебной самостоятельностью, инициативностью, компетентен в разрешении проблем и принятии решений. В основной школе складывалась ответственность – теперь сами действия становятся ответственными. [4]
В своей практике на уроках биологии использую мини-проекты. Учащимся уже с 5 класса предлагаю задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, при изучении темы «Значение бактерий» школьники выполняли творческую работу. Результат представили в виде информационного плаката о бактериях для учеников 3-го класса. В работе отразили правила поведения, которые позволят не заразиться опасными болезнетворными бактериями. При изучении темы «Разнообразие грибов» учащиеся проводили дома исследование по изучению плесневых грибов. На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят как вред, так и пользу. Во время урока учащиеся работали в группах: изучали параграф, дополнительную литературу по данной теме. Чтобы проверить и подтвердить гипотезу, пятиклассники наблюдали за развитием плесени на разных пищевых продуктах. В результате работы разработали памятку для хранения продуктов, каждая группа защищала свой проект.
К наиболее простым и доступным проектным работам по биологии относятся созданные учащимися компьютерные учебные пособия, например, презентации Microsoft Power Point. При изучении биологии в 7 классе учащимся можно предложить создать презентации по темам: «Охраняемые животные моего района», «Меры предупреждения заражения паразитическими червями», «Видовое разнообразие бабочек» и др. По мнению А.Г. Асмолова и его коллег, «такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен; возможности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта очевидна».
Для проведения большинства учебных проектов потребуется много времени. Поэтому эта деятельность выполняется во внеурочное время, а результаты проведенных исследований учащиеся презентуют, обсуждают и анализируют на уроках. При таком подходе в полной мере обеспечивается выполнение личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.
В нашей школе в целях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС НОО и ООО разработано «Положение о проектной деятельности учащихся». Выбор темы проекта в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом интересов и способностей учащихся, в других -учащиеся сами выбирают тему проекта. При этом они ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тема проекта утверждается на педагогическом совете, план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. Защита проектов осуществляется ежегодно на школьной конференции, где учащиеся публично представляют результаты работы над проектами и демонстрируют уровень овладения отдельными элементами проектной и научно-исследовательской деятельности. Результаты выполнения проекта оцениваются по критериям оценки проектной деятельности комиссией из состава педагогов, которая ежегодно утверждается приказом директора школы. По итогам рассмотрения комиссией представленной работы заполняется «Оценочный лист учащегося», который вкладывается учеником в Портфолио личных достижений. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале оценивания универсальных учебных действий.
Учащимся 5-7 классов интересны проекты по цветоводству, овощеводству, садоводству, выращиванию домашних животных, изучению животных в природе. Вот темы некоторых проектных работ, проведенных моими учениками: «Опыты по выращиванию семян», «Береза – символ России», «Сортоизучение картофеля», «Чудо растение иван-чай», «Выгона тюльпанов к 8 Марта», «Цветочные фантазии школьного двора», «Голуби – символ мира и удачи», «Лошадь в жизни человека», «Образ жизни бобра в окрестных водоемах», «Майский жук - опасный вредитель зеленых насаждений», «Ядовитые растения нашей местности».
В старшей школе проектная деятельность продолжается внутри элективных курсов, занятий кружка – это уже довольно продолжительные проекты, позволяющие самостоятельно изучить наиболее заинтересовавшие темы изучаемых предметов. Формы проектной деятельности выходят за рамки урока и даже учебного предмета. Например, учащиеся 9-10 классов выполняли исследовательские работы по теме: «Изучение показателей качества родниковой воды. Оценка экологического состояния родника», «Культ природы народа мари», «Фитотерапия в марийской народной медицине», «Компьютер и здоровье человека», «Сотовая связь: опасность мнимая или реальная».
Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и осознанными. Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Данная деятельность дает возможность приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.
Список литературы
- Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8—11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2010. – С.151.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Экологическое образование: учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 321 с.