Урок "Цветки и соцветия"

Разделы: Биология

Классы: 6, 7


Тип урока – урок открытия новых знаний.

Технология – проблемного обучения, развивающего обучения, группового обучения.

Решаемые проблемы – Что такое цветок? Какие бывают цветки? Каковы причины формирования соцветий? Какие они бывают?

Виды деятельности – фронтальная беседа, рассказ учителя, демонстрации, работа с гербариями, выполнение задания, решение задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать понятия о цветке как о видоизмененном побеге;
  • расширять и углублять знания о строении цветков, их разнообразии и значении для растений;
  • изучить новые понятия: двуполые и однополые цветки, однодомные и двудомные растения, соцветия;
  • познакомиться с наиболее распространенными соцветиями и выяснить их биологическую роль;

Метапредметные УУД – развивать элементы исследовательской деятельности – уметь сопоставлять, делать выводы и заключения;

  • Коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в группе, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации и другими участниками;
  • Регулятивные – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения.
  • Познавательные – развивать умение работать с гербарными образцами, развивать экологические знания - показать приспособления в строении цветков и соцветий к условиям окружающей среды.

Личностные УУД – формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире; отработка умения совместной деятельности.

Оборудование:ноутбук,мультимедийный проектор, интерактивная доска, подборка изображений «Строение цветка», «Разнообразие цветков», «Соцветия», гербарии с соцветиями кисть и корзинка, модель строения цветка, комнатные растения, шаблоны таблицы «Типы соцветий».

План-конспект урока

1. Организационный этап

Постановка учебной задачи в беседе с классом.

Итак, мы продолжаем изучать жизнь растений. Мы уже знаем, что у высших цветковых растений есть две группы органов… вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы, это…корень и побег.

Они нужны для…обеспечения повседневной жизни растений (питания, роста).

С помощью побега и корня у цветковых растений возможно осуществление какого типа размножения? Вегетативного.

Какие способы вегетативного размножения вам известны? Ползучими побегами, корневищами, клубнями, луковицами, корневыми отпрысками и др.

Что развивается раньше у однолетних растений - вегетативные или генеративные части? Вегетативные.

А многолетнее растение зацветает на первый год (например, саженец яблони)? Нет.

Почему? Т.к. одно из важных условий цветения и плодоношения растений является развитие корня и побега, образование и накопление ими запаса питательных веществ. Т.е. семенному размножению предшествует подготовительный период роста и развития растения. Ведь только в благоприятных условиях растение зацветет и оставит после себя потомство.

Развитие вегетативных органов – Накопление веществ – Возможность семенного размножения

Итак, в благоприятной обстановке у взрослых цветковых растений развиваются… генеративные органы – цветки, плоды и семена.

Растения нашей планеты очень разнообразны (например, комнатные растения), как разнообразны и условия жизни на Земле. А разнообразие в строении цветков связано еще с приспособлениями к разным способам опыления.

Цветение - это важное и красивое явление в жизни растений. Часто именно красота цветков служит неисчерпаемым источником вдохновения и радости для человека; люди выращивают декоративные растения, посвящают цветам стихи и песни.

Запись темы урока в тетрадь.

2. Повторение и беседа по ранее изученному материалу

При знакомстве с органами цветкового растения мы говорили о строении цветка – отличительной черте цветковых растений:

  • на изображении показать части цветка и назвать их;
  • на модели показать части цветка и назвать их.

3. Изучение нового материала

3.1 Цветок – видоизмененный побег

Давайте подумаем, на какой части растения развивается цветок? На побеге.

Из чего? Из почки.

Что развивается на месте цветка? Плод с семенами.

Значит:

Цветок – видоизмененный побег, орган семенного размножения.

Почему сбор редких цветущих растений на букеты приносит вред природе? Сорванное цветущее растение не оставит после себя семян.

3.2 Изучение многообразия цветков

Сравнение по изображению различных цветков (подборка изображений с цветками различного строения). В ходе сравнения выясняется, что у цветков имеются различия в строении:

Околоцветника – одинаковые листочки (околоцветник простой) или есть чашечка и венчик (околоцветник двойной);

Чашечка может быть сростнолистная и раздельнолистная;

Венчик (привлечение насекомых–опылителей) – сростнолепестный и свободнолепестный;

Простой околоцветник, например, у тюльпана; двойной – у примулы.

Тычинок и пестиков – главных частей цветка, отвечающих за образование семян и плодов.

Двуполые цветки (есть и тычинки и пестики) – например, у тюльпана и примулы. Однополые тычиночные и пестичные цветки могут быть у однодомных (огурцы) и двудомных растений (ива).

Решим задачи:

  • Составьте схемы вариантов строения цветков.
  • Известно, что у кабачков и тыкв бывают цветки двух типов. Может ли быть получен урожай, если расцвели только одни из них, почему?
  • Почему на одних растениях ивы мы видим соцветия с желтыми цветками, а на других – с зелеными?

Итак, цветки в природе очень разнообразны, они отличаются окраской, размерами, строением т.к. приспособлены к различным способам опыления.

4. Изучение соцветий

Сравним по изображению цветки, например, тюльпана и ландыша. В чем разница? В размере, количестве цветков на цветоносе.

У тюльпана – одиночный цветок, у ландыша – соцветие.

Соцветия – это группы цветков, расположенных в определенном порядке.

Познакомимся с основными типами соцветий и заполним таблицу.

Знакомство с типами простых и сложных соцветий. Учитель называет тип соцветия, его краткую характеристику, примеры растений, демонстрирует на изображениях, вписывает в заранее подготовленную на доске таблицу (а учащиеся в шаблоне) названия соцветий и примеры растений с данным типом соцветия.

Типы соцветий

цветки

удлиненный общий цветонос

укороченный общий цветонос

простые

сложные

простые

сложные

на цветоножках

кисть
ландыш

метелка

  

сирень

зонтик

 

вишня

сложный зонтик

  

морковь

щиток
груша

 

сидячие

колос
подорожник

сложный колос

 

пшеница

головка
 
клевер

 

початок
кукуруза

корзинка
нивяник

После заполнения таблицы выясняется значение соцветий.

Как вы думаете, почему у растений с мелкими цветками формируются соцветия?

Так они заметнее для насекомых-опылителей, а если пыльцу переносит ветер – уменьшаются препятствия для летящей пыльцы (соцветия па концах побегов, не закрыты листьями).

Разнообразие соцветий – результат удивительного приспособления растений к различным условиям окружающей среды, способам опыления.

Число цветков в соцветии варьирует от очень немногих до десятков тысяч (пальмы, агавы). Величина соцветий также очень различна: от 2-3 мм до 5 м в диаметре и 14 м в длину.

5. Закрепление изученного, рефлексия

Лабораторная работа

У учащихся по одному гербарному листу с соцветиями кисть или корзинка (на листе написано только название растения и условный номер: 1 – для соцветия кисть, 2 – для соцветия корзинка). Пользуясь схемами соцветий в учебнике нужно определить тип соцветия и записать название растения как пример в соответствующую графу в таблицу. Правильность выполнения работы устанавливается учащимися самостоятельно в результате устной фронтальной проверки по номерам.

Решим задачи

  • Можно ли собрать букет из цветков астр?
  • Высадили несколько саженцев облепихи, они выросли, весной цвели, но урожай не давали. Как можно объяснить такое явление?
  • Почему одни растения тополей после цветения образуют много «пуха», а другие – нет?

6. Выводы

Биологическая роль цветка и соцветий – обеспечение семенного размножения. Многообразие в строении цветков и соцветий – результат приспособленности растений к окружающей среде.