Элементы проблемного обучения на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: проблемное обучение


В настоящее время в большинстве школ учащиеся науроках биологии продолжают получать знания в готовом виде. Несмотря на то, чтопедагоги, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнестиматериал ярко, эмоционально, используя принцип наглядности и образноговосприятия, уроки биологии зачастую имеют форму монолога учителя. Знания, полученные детьми на таких уроках, осмысленны, и практически всегда прочноусваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражаетсяэто просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. Априсутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ливозможность, проявить свою фантазию, творчество, знания из личного опыта впоиске решения поставленной перед ним проблемы? Ведь основной задачей обученияна современном этапе, является не хорошее знание того или иного предмета, основнаяего цель - формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности.

Если традиционный подход в обучении биологииосуществлять регулярно и в течение длительного времени, то мы получаем ряднегативных последствий; неспособность к анализу, к самостоятельному осмыслениюинформации, к принятию независимых решений, нарастает утомляемость учащихся отоднообразия.

Что же сделать для того чтобы ребенок начал самчувствовать потребность в получении новых биологических знаний, начал думать и находитьпути решения каких-либо поставленных перед ним задач? Безусловно, для такойсамостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процессобучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать впоиске новых знаний.

Насегодняшний день российское общество диктует новые условия школьногообразования, где успешность ученика в школе определяла бы его успешность и заее пределами. А это значит, что мы имеем дело не просто с набором стандартныхзнаний, которые должен усвоить школьник. Современная школа должна научитьучащегося учиться, а формирование мотивации учения является одной из еёцентральных проблем. Меняется и роль самого учителя. Теперь учитель не транслируетзнания, а стимулирует учащегося на их самостоятельный поиск. В практике работыперед учителями встает злободневный вопрос, какими методами и приемами безпринуждения приобщить учащихся к изучению нового материала, как сделать уроки занимательнымии интересными. В связи с этим уместно вспомнить проблемный метод, который присовременных требованиях к школьному обучению является актуальным. Проблемноеобучение обеспечивает творческое усвоение учащимися учебного материала,помогает приобретать навыки для эффективного обучения, формирует всестороннеразвитию личность.

Итак,что же такое проблемное обучение?

Впедагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению,но за рабочее определение я взяла определение доктора педагогических наук, аМ.И.Махмутова. По его мнению: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения,в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельностьучащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена сучетом целеполагания и принципа проблемности».

МахмутовМ.И., также выделяет основные особенности проблемного обучения:

  • Перваяособенность - взаимосвязь междуучебными проблемами и практическим, жизненным опытом самихучащихся.
  • Втораяособенность - систематическое применение учителемнаиболее эффективных типов и видов самостоятельных работ учащихся как формыорганизации их деятельности по самостоятельному решению учебных проблем.
  • Третьяособенность - наличие индивидуализации обучения.
  • Четвертаяособенность - взаимосвязь с некоторыми сторонамипрограммированного обучения.
  • Пятаяособенность проблемного обучения состоит в егодинамичности.
  • Шестаяособенность - наличие высокой эмоциональнойактивности ученика.

Извсех указанных особенностей проблемного обучения важнейшей, по мнениюМахмутова, необходимо считать связь обучения с жизнью, с личным опытом ученика.

Наверное, для учителя важно, чтобы егоуроки не были скучными и монотонными. Каждому учителю хочется создать на урокетакую атмосферу учебной деятельности, которая бы позволила ученикам думать, размышлять,творить. Для этого на современном этапе обучения можно использовать элементыпроблемного обучения, применение которых позволит сохранить интерес к изучениюпредмета. К таким элементам относятся проблемный вопрос, проблемнаязадача и проблемная ситуация.

Под проблемным вопросом понимаетсятакой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранееизученным материалом.

Проблемная задача представляет собой непросто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, а также имеети указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто.

Под проблемными ситуациями имеются ввиду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когдаучащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточностьпрежних знаний.

Данные элементы проблемного обученияможно применять в разных разделах учебного предмета и на разных этапах урока.

Так, на уроке по теме«Шляпочные грибы» (5 класс), я применяю один из элементов проблемного обучения- проблемный вопрос.

Первый проблемныйвопрос: «Почему мы называем грибы шляпочными?», поставленный на этапе изучениянового материала, направлен на активизацию мыслительной работы учащихся науроке. Следующий вопрос: «В чем отличие спор грибов от бактериальных спор?» задаетсямной в ходе беседы по результатам лабораторной работы«Строение плодовых тел шляпочных грибов» для того, чтобы восстановить в памятиучащихся имеющиеся знания и сравнить значение грибной и бактериальной споры. Чтобы найти объяснение такому явлению каксимбиоз, я использую еще один проблемный вопрос: «Почему подберезовики растутпод березами, а подосиновики под осинами?». Так как учащиеся самостоятельноответить на данный вопрос затрудняются, предлагаю им найти ответ в параграфе.Данный проблемный вопрос направлен не только на изучение учащимися новогоматериала, он помогает развивать навыки самостоятельной работы учащихся сучебником.

Интереснопроходит урок в 6 классе на тему «Видоизменения побегов» с применениемпроблемной ситуации. Известно, что учащиеся часто допускают ошибку, принимая заплоды клубень картофеля и луковицу лука. Чтобы избежать этого, на этапеактуализации знаний учащимся предлагаю рассмотреть объекты (плоды огурца итомата, клубень картофеля и луковица лука), находящиеся на учительском столе ивыделить из них то, что относится к плодам. Все объекты, лежавшие на столе,ребята относят к плодам. Дальше я предлагаю вспомнить, что плод должен содержатьсемена. Разрезав объекты, дети обнаруживают семена у помидора и огурца, а вклубне и луковице семян не находят. На основании этого решают, что клубень илуковица не плоды, но еще не могут определить, что, же это такое.

Чтобыполучить ответ на поставленный вопрос, школьникам предлагается разгадатьзагадки и из первых букв отгадок сложить слово. Учащиеся, составив слово,приходят к выводу, что клубень и луковица – это побеги, ну а я подвожу учащихсяк обобщающему выводу: клубень и луковица – видоизмененные побеги, растущие впочве, и предлагаю записать тему урока «Видоизменения побегов».

На этапе изучениянового материала ребятам предлагается доказать, что клубни и луковицыдействительно видоизмененные побеги. Для этого они выполняют лабораторнуюработу по инструктивной карточке.

Поставленную в началеурока проблему учащиеся довольно успешно решают в процессе самостоятельнойработы, которую выполняют с большим интересом. На всем протяжении изучениянового материала эта проблема приковывает к себе их внимание, стимулируетмышление.

На уроке по изучению голосеменных растений (5 класс) япредлагаю воспользоваться проблемными задачами. Проблемные задачи вводятся мнойна этапе проверки домашнего задания, чтобы выяснить, как хорошо ребята понялитему предыдущего урока. Часть ребят отвечает на вопросы, поставленные учителем,а остальные ребята работают по индивидуальным карточкам, содержащим проблемныезадачи.

Задача 1. Взрослоемужское растение мха кукушкина льна обычно выше, чем женское растение того же биологическоговида. Как вы можете объяснить подобный биологический факт?

Задача 2. Известно,что растение мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемымогли бы возникнуть у этих растений, если бы их особи находились на большомрасстоянии друг от друга?

Задача 3. Почемунаибольшее разнообразие и изобилие папоротников характерно для влажныхтропических лесов?

Задача 4. Известно,что папоротники могут жить в более засушливых местах, чем мхи. Как можнообъяснить это отличие между ними?

Задача 5. Староеповерье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалыпроисходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этогорастения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалосьувидеть цветок какого-либо папоротника?

Также проблемные задачи я использую науроке по изучению межвидовых отношений организмов в экосистеме (9 класс) наэтапе закрепленияпройденного материала:

  1. На территории, которая окружает взрослую плодоносящую ель, число всходовмаленьких елочек может достигнуть 600–800 штук на 10 м2. Через нескольколет на данном участке останется 2–3 молодых елочки. Почему большая частьвсходов погибнет?
  2. Конкуренция становитсяустойчивой при наличии разнообразия внешних условий. Такому же правилуподчиняется и хищничество. Почему так происходит?
  3. Классический примерсимбиоза - лишайники. Они представляют собой тесное взаимовыгодное сожительствогрибов и водорослей. Предположите, из какого типа биотических связей могсформироваться этот вариант симбиотических отношений.
  4. Одной из формбиотических отношений является паразитизм. Он близок к хищничеству. Иногдапаразитизм рассматривают как ослабленную форму хищничества. В чем же тогдазаключается различие этих двух типов взаимоотношений?
  5. Бобовые растениявводят в севооборот как предшественников для других культур. Объясните, почему?
  6. Такое хвойноерастение, как ель, растет только на богатой питательными веществами, хорошоувлажненной почве. Несмотря на это травяной покров елового леса видами небогат. Почему?

Учащимся сначала зачитывается условиезадачи, затем дается время для обдумывания ответов, после чего школьникампредоставляется возможность поочередно выступить со своими предложениями.

Данныезадачи требуют от учащихся актуализации уже освоенных ими ранее знаний, но приэтом нацеливают школьников на логический поиск новых способов решения.

Таким образом, мы видим, что элементы проблемногообучения, можно использовать на разных этапах урока и при изучении разных тем.

Данные примеры апробированымной в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Досатуйскойсредней общеобразовательной школе, и могут быть использованыучителями общеобразовательных учреждений в образовательном процессе.

В заключении хотелось бы добавить, что применениепроблемного вопроса, проблемной задачи или проблемной ситуации способствуетболее глубокому усвоению учебного материала. Использование проблемного обученияспособствует и тому, что школьники овладевают навыками поисковой деятельности,у них развивается творческая активность и самостоятельность в приобретениизнаний.

Список литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение:истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  2. КулевА.В. «Проблемные задачи и вопросы по ботанике». Журнал «Биология в школе» №8,2001. - 36-37 с.
  3. КоноваленкоИ.Г. «Создание проблемный ситуаций на уроках биологии». Журнал «Биология вшколе» №2, 1971. - 22-26 с.
  4. Махмутов М.И. Организация проблемногообучения в школе. – Каунас: Швиеса, 1983. – 219 с.
  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение:основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
  6. Проблемноеобучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография в 3 книгах под редакцией Е.В. Ковалевской.— Нижневартовск: НГГУ, 2010. – 300 с.