Цели урока:
- Углубить, расширить знания учащихся по теме «Модификационная изменчивость».
- Показать возможности использования компьютерных технологий на уроках биологии – применения электронных таблиц при обработке статистических данных, полученных в результате эксперимента.
- Развитие самостоятельности и творчества учащихся, а также исследовательских умений (сбор информации, наблюдение, анализ и обобщение); приобретение коммуникативных умений (работа в парах).
- Продолжить воспитание экологического мышления, толерантности.
Оборудование: компьютеры, программное обеспечение – табличный процессор MS Excel; методическое руководство к лабораторной работе, тестовые задания, натуральные объекты, измерительные инструменты.
Форма проведения урока: лабораторная работа.
Урок рассчитан на 80 минут.
Оформление доски: На доске записана тема урока «Использование электронных таблиц на уроке биологии при изучении модификационной изменчивости» и цель урока «Изучить модификационную изменчивость у растений, построить вариационный ряд и вариационную кривую в среде табличного процессора MS Excel».
План урока:
- Вступление.
- Актуализация знаний.
- Лабораторная работа.
- Тестирование.
- Итоги урока.
Ход урока
Учитель информатики: В настоящее время наиболее яркие открытия происходят на стыке наук. Возникают новые науки: биоинженерия, бионика, биоинформатика. Это яркий пример интеграции наук. Сегодня на уроке мы с вами совместим материал биологии и информатики. Вы будете изучать модификационную изменчивость растений с использованием компьютерных технологий, а именно – табличного процессора MS Excel.
Учитель биологии проводит фронтальный опрос учащихся по теме «Модификационная изменчивость»:
1) Что такое изменчивость?
2) Какие виды изменчивости вы знаете?
3) В чём суть модификационной изменчивости?
4) На что влияет модификационная изменчивость – на генотип или фенотип?
5) Что такое фенотип и генотип?
6) Существует ли предел изменчивости признака?
7) Чем определяются пределы признака?
8) Модификационная изменчивость групповая или индивидуальная?
9) Как построить вариационный ряд?
10) Что такое вариационная кривая?
11) Значение модификационной изменчивости
а) Учитель биологии даёт разъяснения по выполнению лабораторной работы. (Приложение 1).
б) Учащиеся выполняют экспериментальную часть работы.
в) Физминутка.
г) Учитель информатики даёт указания по оформлению лабораторной работы на листе электронной таблицы и проводит опрос по теме «Электронные таблицы»:
1) Что такое электронные таблицы?
2) В чём состоит особенность электронных таблиц?
3) Какие данные называются основными? Производными?
4) Что может быть записано в ячейку таблицы?
5) Как вводится формула?
6) Что такое маркер заполнения? Для чего он используется?
7) Как построить график по данным таблицы?
д) Учащиеся оформляют лабораторную работу на компьютере. (Приложение 2)
Тестовый опрос учащихся по биологии и информатике. (Приложение 3, Приложение 4)
Подведение итогов урока, объявление оценок.