Коррекционная педагогика
-
Запуск речи у детей с задержкой речевого развития
2024
Задержка речевого развития (ЗРР) – замедление приобретения речевых навыков по сравнению со средневозрастными показателями. Это небольшое отставание от нормативов речевого развития (максимум до полугода!).
-
Ольга Капица – слова мастерица: музыкально-литературная композиция по колыбельным, потешкам и пестушкам из книги "Баю-баю-баиньки"" 2024
С 2008 года в Волгограде проводятся «Дни русского языка», посвящённые нашему знаменитому земляку, российскому лингвисту, специалисту по сравнительно-историческому языкознанию, слависту, лексикографу, этимологу, доктору филологических наук, члену-корреспонденту АН СССР, академику РАН, Олегу Николаевичу Трубачёву (23.10.1930, Сталинград – 9.03.2002, Москва). Ребята из подготовительной к школе группы «Умники и умницы», участники фольклорного кружка «Родничок» и кружка «Язык родной, дружи со мной» МОУ детского сада № 21 решили участвовать в номинации «Мои первые книжки» фестиваля и подготовить музыкально-литературную композицию по колыбельным, потешкам, пестушкам из книги Ольги Капицы «Баю-баю-баиньки».
-
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда 2024
Цель: выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
-
Вехи развития в возрасте от 3 до 6 лет 2024
Развитие ребенка в первую очередь индивидуально. Каждый ребенок развивает навыки в различных областях развития в своем собственном темпе. Описание областей развития позволяет проводить целенаправленное наблюдение и документирование развития ребенка, обеспечивает ориентацию для всех, кто участвует в воспитании и уходе, и обеспечивает поддержку в соответствии с потребностями. Цель состоит в том, чтобы наилучшим образом поддерживать и развивать каждого ребенка в его развитии, учитывая его индивидуальные потребности и способности.
-
Современные образовательные технологии обучения детей с нарушениями слуха 2024
Разработка эффективных методов и приемов для детей с нарушениями слуха является серьезной задачей педагогической системы. В нашей школе обучаются дети, которые имеют разную степень и характер нарушения слуха; время его возникновения; разнородный уровень речевого и психофизического развития; дополнительные отклонения в развитии. В связи с этим у детей определяются различные возможности в овладении произносительными навыками и развитии нарушенной слуховой функции. Мы, сурдопедагоги, постоянно находимся в поиске новых технологий, которые помогли бы сделать образовательный процесс более результативным и интересным. На занятии требуется не одна педагогическая технология, а целый комплекс. Выбор технологии зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, варианта обучения, и конечно, личной позиции учителя: технологии критического мышления, проектной деятельности, технология проблемного обучения и др.
-
Психологическая компетентность педагога по устранению барьеров у родителей по переходу на АОП 2024
От того, насколько своевременно обследован ребёнок, испытывающий стойкие специфические трудности в обучении и выявлены особенности его развития, зависит эффективность оказываемой ему помощи. Обследование на ПМПК – отправная точка, стартовый механизм, запускающий систему психолого-медико-педагогического сопровождения. Однако, опыт практической работы показывает, что далеко не все родители детей с проблемами в обучении готовы к взаимодействию с образовательными учреждениями в этих вопросах. Значительная часть родителей отказывается от обследования ребёнка в условиях ПМПК. Беседы с учителями различных школ свидетельствуют о том, что такие трудности имеют место во всех образовательных организациях.
-
Опыт использования рабочих листов в работе учителя-дефектолога с учащимися начальной школы 2024
Учитель-дефектолог – в рамках начальной школы работает с детьми, которые не способны самостоятельно в полной мере усваивать школьную программу и поэтому нуждаются в особом подходе в обучении. Причиной тому могут являться нарушения речи, зрения, слуха, метального и физического развития, эмоционально-волевой сферы и другие. В данной статье мы рассмотрим работу с учащимися с ЗПР (задержкой психического развития) и нарушениями речи (в том числе письменной).
-
Пазл: психологическая игра? 2024
Для людей, которые страдают от постоянного стресса, повышенной тревожности или психических перегрузок антистресс-игры являются хорошим способом расслабиться, снять напряжение (в том числе и физическое) и на какое-то время дать своей голове отдохнуть.
-
Урок математики в коррекционной школе. Решение примеров и задач в пределах 100 2024
Цель урока: закреплять умения решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100.
-
Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута на обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе 2024
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в настоящее время является неотъемлемой частью сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный документ создается на каждого обучающегося в образовательной организации, имеющего статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Регламентируется документ нормативно-правовыми актами организации, Сан.ПИНом, локальными актами организации и создается с учетом всех предписаний ЦПМПК. Создания ИОМ – это, планомерный, последовательный этап деятельности специалистов образовательной организации. На начальном этапе, родитель/законный представитель обучающегося или будущего обучающегося, обратившись в образовательную организацию, приглашаются на заседание школьного ППК (психолого-педагогического консилиума школы).
-
Рабочий лист по обучению грамоте для учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 2024
Представлены Рабочие листы по обучению грамоте для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
-
Книгу ничто не заменит 2024
Самая главная задача обучения ребёнка c ОВЗ – научить его читать и привить любовь к чтению книг. Школьники, с которыми мы занимаемся, пятиклассники с интеллектуальной недостаточностью. У них ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, нарушение эмоционо-волевой сферы и недоразвитие всех компонентов речи. Основная задача в работе с такими детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции и развить речевую коммуникацию. Без чтения книг и правильного подбора литературы это вряд ли получится. Учащиеся нуждаются в полноценной пище для ума, им необходимы примеры здравого смысла, мудрости, нравственные ориентиры. Один из лучших способов заставить мозг работать – занимать его чтением книг. Чтение развивает память, тренирует воображение и внимание. Чтобы следить за содержанием книги, необходимо в течение какого-то времени внимательно удерживать в памяти последовательность событий.
-
Конспект урока по предмету «Математические представления». Тема: "Соотнесение количества предметов и цифры. Раскрашивание цифры 2" 2024
Цель урока: знать и называть цифры 1 и 2; уметь соотносить их с количеством предметов.
-
Театр как коррекционный метод работы 2024
Одним из методов коррекционной работы с учащимися с нарушением интеллекта выбрана театральная деятельность. Использование данного вида положительно влияет на развитие речи детей: развивает их коммуникативные качества, учит выражать эмоции и чувства, помогает взаимодействовать друг с другом. Театральная деятельность требует определенной подготовки. Это и разучивание текстов, и подбор костюмов и декораций, музыкальное сопровождение, многочисленные репетиции и яркие выступления. Всё это способствует развитию речи, совершенствует навык чтения, формирует чувство коллективизма и воспитывает чуткое отношение друг к другу. Подбору текстов для спектаклей отводится особое внимание, учитываются возрастные особенности и специфика детей с интеллектуальной недостаточностью. Важно, чтобы в спектаклях участвовали все школьники. Поэтому чаще мы пишем сценарии сами. Одной из таких сказок хотим поделиться. Новогодняя сказка «Ёлочка» - это театр теней. Вместе с детьми были подготовлены картонные герои, сказочные декорации и подобрано музыкальное сопровождение.
-
Воспитательское занятие по экологическому воспитанию для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «В гости к дедушке Сугробу. Экологическая тропа зимой» 2024
Цель занятия: расширять представления детей о зимних явлениях в природе через наблюдения за объектами природы в зимний период. Задачи: расширить представления детей о зимних явлениях в природе; учить наблюдать за объектами природы в зимний период; дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы; воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
-
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Мы поможем кукле Маше» 2024
Цель занятия: создать условия для закрепления детьми знаний о форме, цвете и размере объектов в коррекционно-развивающей деятельности, для развития психических процессов.
-
Рабочий лист по развитию математических представлений у детей с ОВЗ 2024
Представлен рабочий лист по развитию математических представлений у детей с ОВЗ.
-
Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры 2024
К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение. Нравственный смысл пословиц иногда может быть глубок для ребенка, в этом случае надо брать пословицу, в которой два смысла: один – внешний, живописный, доступный для ребенка, а второй – внутренний, недоступный, для которого внешний служит живописной оболочкой. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» может быть объяснена детям только с внешней стороны. А глубинный смысл они осознают позже.
-
Онлайн-курс Поварского дела по теме "Картофель" 2024
Онлайн-курс по теме «Картофель» разработан на платформе https://classroom.google.com. Проблема: не все дети дома помогают родителям готовить завтрак, обед или ужин. Этот курс поможет обучающимся интересно и поэтапно научиться приготовить картофель разными способами. Предназначено для уроков поварского дела в 5-м классе. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Подходит для применения в работе учителей технологии, основы социальной жизни. Цель: формирование интереса обучающихся к урокам поварского дела и приготовлению блюд.
-
Коммуникация подростков с РАС с ровесниками в рамках группового занятия 2024
Статья посвящена важности и методам развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В статье рассматривается систематический подход к развитию навыков речи у детей с РАС, начиная с формирования базовых умений просьбы и наименования объектов, и переходя к более сложным навыкам, таким как умение задавать вопросы и участие в диалоге.
-
Детско-родительский образовательный проект по ранней профориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы учителей-дефектологов) 2024
Важное направление деятельности ДОУ - работа по ранней профориентации воспитанников. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий. Элементарные знания помогают детям расширить свои познания о труде взрослых в окружающем мире. Для формирования интереса к труду взрослых в ДОУ необходимо создание образовательной среды. Участвуя в общесадовском проекте по ранней профориентации мы, учителя-дефектологи, определили тему проекта «Дизайнерская мастерская «Мир одежды».
-
Конспект урока по окружающему природному миру для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО (2 вариант). Тема урока: "Времена года (весна, лето)". 6-й класс 2024
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о временах года (весна, лето) и их признаках.
-
Особенности организации дистанционного обучения школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) 2024
Организация обучения школьников с применением дистанционных технологий является актуальной, сложной и не до конца решенной проблемой. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства. Благодаря дистанционной форме обучения можно обеспечить непрерывность учебного процесса, что очень важно для учащихся с РАС. Этим детям сложно менять свой распорядок дня, распорядок, к которому они привыкли, и адаптироваться к другим условиям. Обучение этих школьников имеет коррекционную направленность, что при дистанционном обучении необходимо учитывать. Если прервать коррекционный процесс, психическое развитие ребенка заметно искажается. Кроме того, важным аспектом организации дистанционного обучения школьника с РАС становится возможность сохранения привычных для него социальных связей.
-
Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2024
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. В моей работе применение ТРИЗ-технологии приводит к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, а также диалектического мышления. При использовании ТРИЗ-технологий основная задача: не давать детям готовые знания, а учить находить их самостоятельно.
-
Роль и значимость педагога-психолога в развитии детей с умственной отсталостью 2024
Умственная отсталость у детей – это сложное состояние, которое требует специального подхода и внимания со стороны педагогов и психологов, в том числе педагога-психолога. Специалист играет важную роль в поддержке и развитии детей с умственной отсталостью, занимаясь диагностикой, коррекцией и развитием психических процессов у таких детей. В статье рассматривается, какие функции выполняет педагог-психолог в работе с этой категорией детей, и приводятся конкретные примеры работы и их результаты.
-
Технологическая карта урока русского языка по теме «Признаки предмета» 2024
Цель урока: формировать умения ставить вопросы к признакам предмета.
-
Особенности преподавания математики в коррекционных 5–6-х классах для детей с ЗПР 2024
При правильном построении образовательного процесса, которая включает обучение по адаптированным программам, ребенок с ЗПР должен догнать своих нормотипичных сверстников к концу начальной школы. Но практика показывает, что не все дети способны преодолеть свои трудности и в старшую школу приходят тоже к коррекционный класс. Как построить рабочий урок математики в коррекционном 5–6-м классе для детей с ЗПР по изучению нового материала?
-
Итоговая аттестация по учебному предмету "Ознакомление с окружающим миром". 2-й класс, вариант 2.3 2024
Цель итоговой аттестации: определение уровня усвоения обучающимися второго класса предметного содержания курса «Ознакомление с окружающим миром» и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
-
Урок информатики в 8-м классе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) "Этикет и безопасность в сети Интернет" 2024
Цель урока: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, закрепление правил безопасного поведения в сети Интернет.
-
Классный час для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР. Тема: «Наша страна – Россия» 2024
Цель классного часа: развивать у обучающихся с ТМНР чувство патриотизма и любви к своей Родине.