Учитель-дефектолог - в рамках начальной школы работает с детьми, которые не способны самостоятельно в полной мере усваивать школьную программу и поэтому нуждаются в особом подходе в обучении. Причиной тому могут являться нарушения речи, зрения, слуха, метального и физического развития, эмоционально-волевой сферы и другие. В данной статье мы рассмотрим работу с учащимися с ЗПР (задержкой психического развития) и нарушениями речи (в том числе письменной).
Дети с речевыми проблемами и деть с задержкой психического развития часто сталкиваются с трудностями овладения пространственными и временными представлениями, трудностями установления причинно-следственных связей, расширения представлений об окружающем и трудностями овладения навыками письменной речи, а именно чтением и письмом.
Для профилактики и коррекции вышеперечисленных особенностей детей мы регулярно проводим занятия, направленные на развитие мыслительных операций, высших психических функций, расширение представлений об окружающем, а также временных и пространственных представлений, профилактики и коррекции проблем с чтением и письмом (дислексии и дизграфии). Для решения этих непростых задач нам помогает использование рабочих листов, которые мы разрабатываем специально под потребности наших учеников.
Один из таких листов представлен в Приложении к данной статье. Так как усвоение знаний о временах для наших ребят одна из самых трудных задач, мы разработали рабочий лист на тему «Весна». Данный рабочий лист подразумевает работу с детьми, которые уже ознакомлены с темой, и служит для закрепления полученных знаний, а также для мониторинга усвоения материала детьми.
Так простой с виду лист с заданиями решает одновременно несколько коррекционных, образовательных и общеразвивающих задач:
- Закрепление знаний по теме (в рамках освоения образовательной программы по ФГОС).
- Коррекция специфических нарушений развития детей.
- Расширение и уточнение знаний об окружающем.
- Умение работать индивидуально, развитие усидчивости и внимания.
- Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
- Поддержание мотивации и интереса детей к занятиям благодаря разнообразным и необычным заданиям.
- Развитие самокритичности и анализа результатов собственного труда.
Благодаря интересной и игровой подаче, дети легче усваивают предложенный материал. Так, при использовании рабочего листа «Весна» большинству воспитанников удалось запомнить названия весенних месяцев и их последовательность, дети лучше ориентируются в признаках весны, делятся успехами со сверстниками и могут более свободно вести дискуссии и беседы по данной теме. Также отметим, что при регулярном использовании подобных листов течение учебного года, дети становятся гораздо более собранные, внимательные, усидчивые, у них значительно уменьшается количество специфических ошибок при письме и чтении. И, конечно, благодаря видимым успехам, ребята чувствуют себя увереннее, благодаря чему они более активно участвуют в процессе занятий и охотнее воспринимают новый, даже самый сложный для них материал.