Классный час для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР. Тема: «Наша страна – Россия»

Разделы: Классное руководство, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, дети с умственной отсталостью


Цель: Развивать у обучающихся с ТМНР чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • формировать у детей представление о России как о родной стране;
  • обобщить и систематизировать знание детей о России;
  • познакомить детей с государственными и народными символами страны;
  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать любовь к Родине.

Материал: глобус, презентация «Наша Родина - Россия», матрешки, трафарет матрешки, флаги: России, Белоруссии, Узбекистана, картинки деревьев: береза, пластилин.

Ход классного часа

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть!

Ребята, скажите, что это? (педагог показывает глобус)

Ответы детей: глобус.

Педагог: Да, правильно, это глобус. А глобус - это макет нашей Земли. На глобусе обозначены страны, города, моря, леса и океаны.

Педагог: Ребята, на земле много разных стран. А как называется наша страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Педагог: Правильно, Россия. Давайте посмотрим, где на глобусе находится Россия. Сейчас мы покажем и расскажем, как велика наша страна.

Педагог: Давайте встанем и немножко разомнемся.

Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в сторону).
Отвечаю солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю травам я (Опустить руки на вниз).
Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Педагог: Ребята! Мы сегодня будем говорить о Родине. Тема нашего классного часа «Наша Родина - Россия».

Игра: «Тепло сердец».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Педагог: Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Педагог: Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте поделимся своим теплом друг с другом (дети берутся за руки).

Педагог:

- Ребята, мы с вами собираемся, в добрый путь отправляемся.
- Друг на друга поглядим, про себя проговорим:
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Конечно, вы самые хорошие и самые пригожие.

Педагог: А вы хотите, отправится в путешествие по нашей стране? А на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, на самолете, на поезде, можно пойти пешком.

Педагог: Посмотрите на карту, на ней изображена наша страна - Россия. Это самая большая страна в мире. Россия - это наша родина. Родина - это то место, где мы живем.

Педагог: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю.

Педагог: А на самолете придется лететь целый день.

Педагог: А мы сегодня с вами отправимся в виртуальное путешествие. В этом нам поможет компьютер, будем с вами смотреть, и узнавать много нового и интересного про нашу страну.

Педагог: Ребята, как называется главный город страны? (Москва) Посмотрите на слайд какой красивый, большой город.

Педагог: А самое главное здание в Москве? (Кремль)

- А почему он главный? (Там находится резиденция президента России, там у него кабинет, где он работает, откуда он руководит нашей страной).

Педагог: А кто знает, как зовут нашего президента?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Педагог: У каждой страны есть свои символы. Посмотрев на которые, мы сразу можем сказать какой страны эти символы. Предлагаю вам посмотреть, вспомнить какие символы есть у нашей страны.

Педагог: Во-первых это флаг России. (на столе расположены картинки флагов разных стран России, Белоруссии, Узбекистана. Дети выбирают из предложенных флаг Российской Федерации).

Какие цвета присутствуют на флаге. Флаг России - это три полоски- белая, синяя, красная. Белый цвет означает благородство, чистоту, синий - верность, стремление к миру, красный- мужество и любовь. Эти цвета символизируют: единство мира, земли и неба.

Задание: выберите полоски бумаги нужного цвета, которые есть на нашем флаге, и мы вместе сделаем маленький флажок).

Стихотворение:

Белый цвет - березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

Педагог: Второй символ - это герб России.

Гербы появились очень давно, более 4 тысяч лет назад. Герб показывает исторические традиции стран.

Что такое традиция?

Традиция - это то, что передается от одного поколения людей другому, Государственный герб России - это двуглавый орел, помещенный на красном геральдическом щите. Орел считается царем среди птиц. Его мужество и зоркость служат самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у Орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова обращена на Восток, другая на Запад.

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого. Две малые - над головой каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами. В лапах орла - скипетр и держава. На груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Геральдический щит - это фигура особой формы, на которой по традиции изображают гербы. Щитом это фигура называется потому, что когда-то каждый рыцарь на своем щите изображал свой семейный герб, и постепенно гербы стали делать такими, чтобы их удобно было располагать на щитах. Геральдическим щит называется потому, что геральдика - это наука, которая создает гербы. Скипетр (жезл, указывающий или трость, или посох) и держава (золотой шар с крестом) - символы российской власти. Всадник, поражающий копьем черного дракона, - это Святой Георгий Победоносец.

Педагог: А как вы думаете, что означает Черный дракон?

Черный дракон - Это символ зла. В давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.

Итак, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом, защиту Отечества.

Стихотворение:

У России Величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный.

Педагог: Третий символ страны, это Гимн России. А, что такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя). Звучит ли у нас в школе гимн? Когда?

- Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны.

Педагог: Наша страна многонациональна, в ней живут люди разной национальности. Даже в школе у нас дети учатся разных национальностей. Мы все дружно живем в одной большой стране. А мы с вами какой национальности?

Дети: русские.

Педагог: Сейчас я вас хочу познакомить с русским народным костюмом и рассказать, как раньше одевались мужчины и женщины. На голове женщины носили головной убор, который назывался кокошник. Основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

- Основными частями мужского костюма были - рубаха, которую подпоясывали поясом, брюки, лапти, а на голове фуражка.

Педагог: Про главные символы страны мы говорили. Сейчас познакомимся с народными символами страны.

Русская березка.

Задание: выберите из предложенных картинок с изображением деревьев (береза, липа, дуб) - березу.

Береза это есть еще один символ нашей страны. Но в наших лесах растут и другие деревья.

Пальчиковая игра

Вот деревья:
Клен, рябина, липа,
Дуб, береза, вяз,
Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас. (Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. Сжимать и разжимать.)

Педагог: Береза - символ силы, могущества, мудрости.

Педагог: Березу сажали возле каждого дома, чтобы в доме и в семье было счастье и здоровье.

Педагог: Береза бесценное дерево, оно и лечит, и из ее древесины делают посуду, игрушки, мебель.

Педагог: И вот как раз следующий символ России сделан из березы. А, что это за символ отгадайте?

Загадка:

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.

Что это?

Дети: Матрешка.

Педагог: Я вам предлагаю украсить нашу матрешку с помощью пластилина.

Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Как называется наша страна? Столица нашей Родины? Какие символы вы запомнили?

Я уверена, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы - будущее России.

Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.

Педагог: Спасибо за классный час.