Особенности организации дистанционного обучения школьников с расстройством аутистического спектра (РАС)

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: растройства аутистического спектра – РАС, РАС


Организация обучения школьников с применением дистанционных технологий является актуальной, сложной и не до конца решенной проблемой. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства.

Плюсы применения ДОТ:

  1. Можно организовать обучение в индивидуальном темпе и режиме, когда скорость изучения конкретных тем, предметов устанавливается самим обучающимся в зависимости от его уровня, потребностей и возможностей.
  2. Повышение доступности образования вне зависимости от географического положения, разницы во времени, местонахождения образовательной организации.
  3. Эффективная реализация обратной связи между педагогом и учеником является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  4. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  5. Существующая возможность создать комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Минусы применения ДОТ:

  1. Недостаточная мотивация к учебе, из-за чего необходим более строгий и постоянный контроль в процессе.
  2. Неумение организовать свою работу, режим, в том числе, из-за возраста или уровня развития (для младших школьников и школьников с РАС), что требует от учителя разработки детального плана обучения и постоянного сопровождения.
  3. Зачастую проверка знаний должна быть в очном режиме.

Одним из наиболее очевидных преимуществ дистанционного обучения детей с РАС является возможность продолжения коррекционной работы в условиях прекращения (по различным причинам) очных занятий.

Остановка коррекционного процесса обучения негативно влияет на учебу и развитие аутичных школьников: у них могут ухудшаться и распадаться учебные навыки и навыки коммуникативного поведения, ухудшаются возможности социальной адаптации. Организовать дистанционное обучение с этими школьниками очень сложно и не всегда возможно. Но, все же, дистанционное обучение - это выход из ситуации, в которую мы попали: в ситуации ограничения очного обучения по объективным причинам, например, в связи с ограничениями медицинского характера.

Для организации дистанционного урока учителю заранее необходимо продумать весь ход занятия:

  1. Учебный материал, учебный ресурс должны быть тщательно разработаны, должны быть понятны и информативны, иллюстрированы.
  2. Необходимо составить пошаговую инструкцию для учащихся с описанием действий и с учетом особенностей урока.
  3. Тьютор, сопровождающий образовательный процесс, должен оказывать необходимую помощь учителю в процессе подготовки или в ходе самого урока.
  4. Желательно, если учащиеся (или их родители) заранее ознакомлены с темой урока, предложенным материалом, чтобы в ходе дистанционного занятия получить (или помочь получить) ответы на возникшие вопросы или разобрать сложный материал.

Используя дистанционные образовательные технологии, учителю следует учитывать, что:

  1. Ученику придется научиться самому организовывать свою работу и самостоятельно выполнять задания, поэтому тем ученикам, которые не отличаются высокой степенью организованности (учащиеся с РАС), будет необходима помощь родителей.
  2. Следует обратить внимание родителей на необходимость усиления контроля за учебным процессом ребенка, выполнением требуемых заданий и соблюдением сроков.
  3. При ДОТ часть домашних заданий можно заменить на тест или другую автоматизированную проверку знаний, что несколько подменяет изначальный формат домашних заданий.

В настоящее время дистанционная форма является широко распространенной и используется для организации обучения широкого круга школьников. Несмотря на то, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, неправильная организация и, особенно, недостаточный учет индивидуальных особенностей обучающихся могут не только затруднять достижение образовательных результатов, но и приводить к серьезным психологическим проблемам у школьников.

Благодаря этой форме обучения можно обеспечить непрерывность учебного процесса, что очень важно для учащихся с РАС. Этим детям сложно менять свой распорядок дня, распорядок, к которому они привыкли, и адаптироваться к другим условиям. Обучение этих школьников имеет коррекционную направленность, что при дистанционном обучении необходимо учитывать. Если прервать коррекционный процесс, психическое развитие ребенка заметно искажается. Кроме того, важным аспектом организации дистанционного обучения школьника с РАС становится возможность сохранения привычных для него социальных связей.

Тем не менее неправильно спланированный подход к дистанционному обучению также может иметь негативное влияние как на получение результатов обучения, так и на психическое развитие школьников с РАС. Поэтому очень важно знать, что дистанционное обучение для детей с РАС имеет ряд ограничений.

Сначала надо сказать о том, что формат дистанционного обучения школьников невозможен без значительного изменения учебного процесса. Речь прежде всего идет о тех детях, у которых использование компьютеров можно отнести к ограниченному поведению. Чаще всего в этом случае ребенок играет в одни и те же компьютерные игры и отказывается не только от всего нового, но и от частичного изменения привычных действий.

В этой ситуации обучение за компьютером резко снижает возможность ребенка к взаимодействию с учителем, на основе которого и строится процесс обучения.

Важно, чтобы дистанционные формы работы опирались на уже сложившиеся отношения с педагогом, а также на привычные задания и сформированные навыки. Если у ребенка с РАС не было возможности установить отношения с учителем и выработать привычные и понятные способы взаимодействия, то для некоторых учащихся это может быть непреодолимым препятствием.

Обучение в дистанционной форме требует значительной самостоятельности учащегося, так как во время дистанционного обучения объективно меняются формы учебного контроля со стороны учителя. Для школьников с РАС, у которых еще недостаточно сформировано учебное поведение, или учебное поведение заметно нарушается в домашних условиях, возможность учебного контроля со стороны учителя крайне ограничена. В этой ситуации очень важно, чтобы учитель мог опираться на помощь родителей, что требует согласованности действий родителей и учителя. Если не удается достичь понимания между педагогом и родителями ребенка с РАС, дистанционная форма обучения также становится малоэффективной.

Те школьники с расстройством аутистического спектра (РАС), которые обучаются по адаптированной программе для умственно отсталых детей, совсем не могут обучаться дистанционно без помощи родителей. Мама или папа должны исполнять роль тьютора в данном формате обучения. Учитель при этом оперативно действует с ними, проводит занятия, поддерживая свой авторитет и не принижая при этом авторитет родителей. Важным фактором в дистанционном обучении детей являются знания и опыт учителя в применении информационных компьютерных технологий в процессе занятий, современных методов и ресурсов.

Многие исследователи и педагоги подчеркивают необходимость применения специфичных для данной категории учащихся педагогических подходов и методов. При этом в настоящее время многие из педагогических технологий и приемов, разработанных для обучения детей с РАС, еще не перенесены в дистанционный формат, или их применение не носит систематического характера. Это также значительно снижает возможность применения дистанционных технологий при обучении школьников с РАС.

Важно учитывать, что при обучении школьника с РАС в дистанционном режиме важны не только образовательные результаты, но и поддержание и развитие социальных связей учащегося. Прежде всего речь идет об организации взаимодействия и общения с одноклассниками. При этом не только активное вовлечение учащегося с РАС в процесс обучения, но подбор форм групповой работы требует от учителя продуманности педагогических решений. Это могут быть не только групповые формы работы, но и включение в расписание общих перемен, когда ребята, продолжая оставаться участниками онлайн конференции, могут перекусить.

Создание деловой и дружественной атмосферы для онлайн занятий, не менее важно, чем для очной формы обучения. При планировании и проведении дистанционных уроков очень важно отслеживать динамику состояния учащихся, планировать ее и регулировать состояние в зависимости от того, как группа или один ученик (если занятия индивидуальные) воспринимает информацию, какой уровень активности проявляет, как реагирует на материалы. Для того, чтобы удерживать внимание слушателей достаточно придерживаться нескольких основных принципов:

  1. Грамотный старт занятий, т.е. использование «мотивирующего» задания в начале занятий;
  2. Создание и удержание динамики в проведении онлайн занятий;
  3. Использование дополнительной визуальной поддержки во время онлайн-занятия;
  4. Демонстрация справедливости и лояльности;
  5. Грамотное завершение встречи;

От того как преподаватель начнет свои занятия во многом зависит, как его будут воспринимать слушатели, насколько они будут включены в процесс обучения, насколько выражена будет их мотивация. Существует несколько простых правил, которые помогут привлечь внимание и создать уважительное отношение к преподавателю и курсу:

- Мотивирующее задание должно быть интересным, доступным для самостоятельного выполнения и коротким по времени выполнения. Оно выбирается, исходя из реального психологического возраста и интересов ребенка. Так для учащихся начальной школы можно вместе с детьми просмотреть короткий видеосюжет или мультфильм, попросить показать любимую игрушку или домашнего любимца и рассказать о нем. Можно начинать занятие со знакомой и привычной игры.

- Доброжелательный настрой учителя может способствовать созданию положительной атмосферы и доверительной обстановке. Мы всегда воспринимаем лучше людей, которые нам искренне рады, чем тех, которые строги и холодны с нами.

- Любой теоретический материал хорошо сопровождать визуальным рядом - презентацией, видео или и тем и другим. Наличие картинок в презентации помогает разгрузить левое полушарие головного мозга, отвечающее за аналитическое мышление, и подключаться правому, отвечающему за воображение, фантазию. Любые зрительные образы привлекают внимание большинства людей, способствуют концентрации внимания, делают повествование интереснее.

Разнообразие в оформлении слайдов презентации также привлекает внимание. Человек интуитивно стремится к новому. Смена формы визуального ряда помогает усилить познавательную активность учеников.

- Демонстрация справедливости и лояльности - этот принцип важен для установления устойчивых контактов со слушателями. Для многих учащихся онлайн обучение может быть новым опытом. Они не всегда могут знать, как правильно себя повести, как реагировать. Нужно быть терпимыми к их ошибкам, но не допускать хамства или невежества. Если преподаватель чувствует, что участник из раза в раз допускает одни и те же оплошности, то необходимо найти время для того, чтоб встретиться с ним индивидуально или с его родителями, которые помогают в дистанционном обучении своего ребенка и разобраться, в чем причина.

Кроме того, важно быть не столь критичным к ответу слушателей в онлайн режиме. Детям очень важно время для того, чтобы научиться общаться, а преподавателям научиться их слушать и слышать.

Отдельного внимания заслуживает вопрос соблюдения договоренностей. Если преподаватель видит, что участники группы или ученик (при индивидуальном обучении) в большинстве своем пришли на новую встречу без выполненного домашнего задания, важно уточнить причину этого. Они могли недопонять материал и постеснялись спросить об этом у преподавателя. А может дело в простой лени и несерьезном отношении к дистанционным занятиям. В этом случае нужно еще раз договориться о необходимости выполнения промежуточных заданий с учениками, чаще - с их родителями, обозначить их роль в курсе.

В сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, учителями, тьюторами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.

В завершении урока бывает полезно еще раз пройтись по основным пунктам, которые обсуждались, и обобщить ключевые моменты. Обязательно нужно поблагодарить всех слушателей и договориться о форме и сроках сдачи домашних работ и следующей встрече.

Для решения этих задач важно организовать специальную поддержку родителям со стороны образовательной организации. Наиболее эффективной и распространенной формой такой поддержки являются регулярные и разовые консультации, которые также могут проводиться и по запросу родителей. Такие консультации могут проводиться не только учителем, но и другими специалистами как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Значительной помощью родителям может быть предоставление простых правил и рекомендаций по организации учебного процесса в домашних условиях. Например, вот советы для предотвращения утомляемости школьника с РАС в домашних условиях:

  • рабочее место учащегося должно быть хорошо освещено, правильно подобрана яркость экрана, настольная лампа находится с правильной стороны (для правши слева, для левши справа);
  • монитор компьютера должен находится прямо перед глазами школьника, на расстоянии 60-70 см;
  • важно правильно подобрать стул или кресло: правильное расстояние стула от стола определяется по расстоянию от груди ребенка и столешницы, которое должно быть равно ширине ладони ребенка, высота стула достаточна, чтобы ноги ребенка стояли на полу (или на подставке);
  • занятия должны проходить в одном и том же месте, желательно не проводить занятия там же, где ребенок занимается другими делами (например, играет или ест);
  • важно, чтобы рабочее место располагалось там, где меньше всего внешних раздражителей (шума, яркого света, движения других людей и др.), лучше не располагать рабочий стол рядом с окном;
  • необходимо регулярно проводить физическую разминку, гимнастику для глаз, упражнения для релаксации и др. Можно организовать дома зону сенсорной разгрузки.

При взаимодействии родителей ученика с РАС со школьными педагогами и психологами целесообразно выделить и обсудить следующие темы:

  1. организация целостного распорядка дня
  2. организация процесса дистанционного обучения школьника.

Прежде всего, близким стоит помочь ребенку в организации его рабочего места, в использовании учебных материалов, пособий и письменных принадлежностей; разместить их на его столе в порядке использования, применить принцип «необходимо и достаточно», исключающий все лишнее, отвлекающее ребенка. Нужно также определить способы использования технических средств (смартфона, компьютера), которые, возможно, раньше служили ребенку для развлечения, а на занятии будут использоваться только «для дела».

  1. Необходимо оговорить, что овладение учебным материалом ребенком с аутизмом при дистанционном обучении не может быть столь же интенсивным, как при обучении в классе
  2. Обучение может поддерживаться вовлечением ребенка в адекватные его уровню видеоуроки, видеоэкскурсии, тренировки и т.п. Однако, как уже говорилось выше, именно активности, связанные с гаджетами, становятся стереотипными и выхолощенными: это могут быть компьютерные игры, многократный просмотр одних и тех же видеороликов или отдельных фрагментов мультфильмов, а это препятствует участию ребенка в занятиях. В таком случае целесообразно регламентировать время, проводимое ребенком перед экраном компьютера или планшета (в том числе, опираясь на установленное расписание дня).
  3. Для многих детей и подростков с аутизмом ситуация пандемии является источником очень сильной тревоги, они могут, в частности, задавать своим близким бесконечные стереотипные вопросы о происходящем. При этом ребенок или подросток с РАС, ощущая раздражение родных, будет, скорее всего, еще более настойчивым и навязчивым в своих стереотипных репликах. Вся информация, которую сообщают ребенку (подростку) с РАС, должна быть прагматичной, нацеленной на конкретный результат - снижение риска болезни, спокойной по эмоциональной тональности, доступной по уровню сложности.
  4. В силу снижения активности в социальном взаимодействии ребенок с аутистическим расстройством, вероятно, не будет сам искать возможности поддержать контакт с одноклассниками, членами других детских (подростковых) групп. Это еще одна сторона вынужденной изоляции.

Вынужденное сидение дома может обернуться толчком к формированию навыков телефонного или письменного общения, связной речи, последовательного изложения событий. Важно только помочь аутичному школьнику в поддержании контактов в новых условиях.

Важным условием правильной организации дистанционного обучения также является качество обратной связи.

Для этого педагогу важно постоянно выделять время для обсуждения и проверки домашнего задания, проверки усвоения учащимся материала урока, вспоминать и оценивать вместе с детьми ключевые моменты урока. Важно не только оценивать работу ученика с РАС во время занятия, но и использовать дополнительную визуализацию для демонстрации оценки, объяснять, что именно было сделано правильно, а что нет. Можно в конце занятия сделать общий лист оценок для всех учащихся.

Взрослым, непосредственно участвующим в образовательном процессе, необходимо договариваться по всем спорным и сложным вопросам в отсутствии ребенка. Важно заранее договорится о распределении обязанностей между учителем и родителями, о возможных вариантах отступлений от сценария урока при возникновении проблемных ситуаций. Родителям учащегося с РАС необходимо заранее узнать, какие материалы и пособия могут понадобится их ребенку во время урока, и подготовить их к началу занятий.

Противоречия в педагогических воздействиях взрослых прежде всего мешают ребенку развить систему внутренних правил, на которые он мог бы опираться в регуляции собственного поведения во время урока.

Таким образом, дистанционная форма обучения, несмотря то, что она не может быть единственной и постоянной, и не подходит для части детей с РАС, может эффективно использоваться в учебном процессе при учете особенностей данной категории обучающихся.

В заключение стоит подчеркнуть, что усвоение материала в дистанционном формате происходит совсем по-другому, нежели в очном. Больше информации приходится воспринимать на слух и дольше удерживать внимание. Это требует специальных навыков и привычки работать в подобном формате. И роль преподавателя, как ведущего онлайн курса, здесь очень велика.

Список литературы

  1. Шаргородская Л.В. Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №48 2022URL.
  2. В.Шуваев. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования. http://www.top-personal.ru/issue.html?380
  3. Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. // Аутизм и нарушения развития. 2014. - № 3; 2015. - №№1, 2.
  4. Залега Ю.М. Учимся дома или как помочь своему ребенку, если он обучается дистанционно с применением Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для родителей - Красноярск: Красноярский краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2010. - 121 с.