В дошкольной педагогике происходят изменения, которые связаны с расстановкой приоритетов в современном обществе. С появлением ФОП ДО и ФАОП ДО, изменились и цели дошкольного образования. Его основной целью является разностороннее развитие ребенка, которое опирается на возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Основой для этого является духовно-нравственные ценности, исторические и конечно же культурные традиции нашего народа.
О необходимости воспитания подрастающего поколения с учетом традиций нашего народа говорили еще педагоги прошлого столетия (Я.А.Каменский, Е.И.Тихеева и др.). Акцент делался на том, что уже маленького ребенка, необходимо знакомить с культурой народа, народном творчеством. С молоком матери, ребенок учится «впитывать» любовь к своему народу, его традициям и истории.
Народной мудростью, его культурой и традициями является такой вид устного творчества, как пословицы и поговорки. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Авторами многих пословиц, а также поговорок являются русские писатели, поэты (М.Горький, К.И.Чуковский и другие). Пословицы и поговорки слагались во все времена. Для старшего поколения, которое в повседневной жизни с раннего детства учились слышать и использовать в речи пословицы и поговорки, они понятны и просты, чего нельзя сказать о современном поколении.
В процессе овладения родной речью у ребенка формируются речевые навыки и умения, которые помогают ему воспринимать, а также понимать речь окружающих. Данные навыки имеют большое значение т.к. устная речь является базой для формирования познавательных способностей дошкольников.
У детей 5-6 лет формируется самостоятельная, произвольная речь. В этом возрасте, ребенок стремится рассуждать, высказываться как взрослый (по А.Н.Гвоздеву). Современные педагоги отмечают, что в процессе развития общества, некоторые слова устаревают, и современный ребенок часто сталкиваются с тем, что не понимает значения некоторых слов, тем самым, начинает теряться связь между поколениями.
Ребенок, перестает понимать скрытый смысл, значение пословицы или поговорки. В связи с этим, он не может уловить юмор и мудрость, которую несет данное высказывание. Это влечет потерю связи с родной культурой, традициями наших предков.
Наиболее сложен данный раздел, для детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей отмечаются тенденции к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т.п. Для этой категории детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Слова, которые мы относим к архаизмам, чаще всего не несут для него никакой важной и значимой информации, даже если в процессе познавательной деятельности объяснить их значение. В настоящее время, ряд специалистов отмечают, что существует прямая связь между зависимостью современных детей от гаджетов и снижением уровня активного и пассивного словаря.
Русский язык не останавливается в своем развитии. Разные народы и культуры, в процессе общения и взаимодействия, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Со временем некоторые слова забываются, редко употребляются, заменяются на другие или приобретают новый смысл. Благодаря пословицам и поговоркам эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают нас к истокам родного языка. Пословицы, поговорки - это элементы устного народного творчества и являются неотъемлемой частью обучения дошкольников родному языку.
Вопросами ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками занимались: А.П.Усовой, Т.С.Комаровой, А.П.Ильковой, Н.В.Гавриш, О.С.Ушаковой и др.
Русский язык всегда славился своей самобытностью, колоритом, богатством крылатых слов, пословицами, поговорками. Используя пословицы и поговорки в речи, наше общение происходит эмоциональнее и ярче. Использование в повседневной жизни устного народного творчества делает нас мудрее и самобытнее.
К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение.
Наш народ столетиями собирал свое богатство - родную речь, в которой словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история нашего народа, его быт, старинные верования, отношения к жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они и сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад [4, с. 3-4].
Дать определение понятию «пословица» пытались многие великие люди, в том числе и В.И.Даль, М.И.Снегирев, С.И.Ожегов. Можно изучить определения нескольких авторов, но одно останется неизменным - у всех суть будет одна и та же.
Пословица представляет собой малую форму устного народного творчества, несущую в себе краткое изречение, обобщающую мысль или определенный вывод, иносказание с определенным поучающем значением.
Данный вид творчества русского народа является одним из самых древних жанров. Возникновение пословиц произошло еще во времена первобытн-ообщинного строя. На тот момент не было печатных литературных произведений. Пословицы никуда не записывались, а передавались из поколения в поколение, в связи с этим, основной особенностью этого жанра является лаконичность и точность информации, которую несет данное направление.
Отличие пословицы от поговорки в том, что пословица является законченным предложением в которой содержится определенная степень нравоучения, а так же примета или предостережение. Сама по себе поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. Пример пословицы: «Семеро одного не ждут». Высказывание «Медвежья услуга» является поговоркой. Смысл поговорки можно легко выразить другой фразой или словосочетанием [6].
Наш практический опыт работы с детьми с ТНР показывает, что до понимания современных детей очень сложно донести смысл данного жанра. В связи с этим, мы пришли к выводу, что при работе в данном направлении необходимо начинать знакомить детей с данным творчеством максимально приближено к современности и окружающей действительности, обязательное использование наглядности и при объяснении пословиц или поговорок использовать слова, которые не являются устаревшими. Несмотря на эти условия необходимо стараться сохранить и передать всю самобытность данного произведения. Нравственный смысл пословиц иногда может быть глубок для ребенка, в этом случае надо брать пословицу, в которой два смысла: один - внешний, живописный, доступный для ребенка, а второй - внутренний, недоступный, для которого внешний служит живописной оболочкой. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» может быть объяснена детям только с внешней стороны. А глубинный смысл они осознают позже [5, с. 7].
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что в данном направлении на педагогов ложится ответственность не только за обогащение речи детей, но и в какой-то степени воспитания родителей, так же приобщая их к глубокому изучению литературы и приобщению к народной мудрости, юмору, творчеству.
Организация работы с детьми в данном направлении требует от педагога и родителей системного подхода, т.к. взрослый занимает ведущую и важнейшую роль посредника, транслирующего культурный опыт нашего народа. В связи с этим, в процессе подбора речевого материала (поговорок или пословиц), рекомендуется опираться на изучаемую лексическую тему.
В работе по данному направлению должны учитываться основные дидактические принципы:
- принцип доступности;
- принцип от простого к сложному;
- принцип повторения;
- принцип наглядности.
Мы предлагаем строить работу на данном направлении в следующей последовательности:
- Накопление активного и пассивного словаря по данной теме.
- Предварительное объяснение или разбор слов, которые могу быть отнесены к архаизмам.
- Знакомство с литературным произведением.
- Знакомство с соответствующей иллюстрацией или картинкой.
- Знакомство с пословицей или поговоркой.
- Создание рисунков (раскрасить раскраску, связанную по смыслу с данным произведением).
- Закрепление понимания смысла пословицы или поговорки в домашнем задании по лексической теме (с помощью родителей).
- Использование дидактических игр и иллюстративных словарей.
- Создание детьми рассказов или сказок по данной пословице (подразумевается совместная творческая деятельность детей и родителей).
- Создание педагогом определенных ситуаций для стимулирования детей использовать в речи детей пословицы и поговорки.
Педагоги, используя в работе устное народное творчество, такое, как пословицы, поговорки, сказки, присказки и т.д. работают над активизацией речи ребёнка, что способствует её развитию. Развивает у них умение ясно формулировать и высказывать свои мысли. Несомненно, и пословицы, и поговорки являются эффективным, занимательным и развивающим материалом, использование которого повышает у детей интерес к родному языку, оказывает воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, расширяет познавательную деятельность, а так же формирует уважение к родному языку, культуре и истории России.
В пословицах и поговорках всегда скрыт тайный смысл. Они раскрывают детям такие качества человека, как: любовь к Родине, трудолюбие, уважение к родителям и забота о них. Используя пословицы и поговорки в повседневной речи, педагог помогает детям понять образ настоящего человека, гражданина великой страны.
Литература
- Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа-Групп, 2011.
- Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко. - Изд-во «Астрель», 2014.
- Лопатина А. Скребцова М. Мудрые пословицы в сказках.- Москва: ООО "Алтей-Бук", 2018.- 80 с.- (Моя домашняя школа).
- Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 240 с.: ил. («Занимательные уроки»).
- Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе/авт. Сост. - Г.Н.Сычева. Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 251 с. - (Библиотека учителя).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Пословица