Есть на свете много профессий,
Важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Важное направление деятельности ДОУ - работа по ранней профориентации воспитанников. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий. Элементарные знания помогают детям расширить свои познания о труде взрослых в окружающем мире.
Для формирования интереса к труду взрослых в ДОУ необходимо создание образовательной среды.
Участвуя в общесадовском проекте по ранней профориентации мы, учителя-дефектологи, определили тему проекта «Дизайнерская мастерская «Мир одежды».
Проектная деятельность в работе с детьми с нарушением зрения - это один из методов развивающего обучения, который играет большую роль в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
В предметно-практической деятельности мы развиваем осязательное восприятие, мелкую моторику руки и пальцев, воссоздающее воображение; все это дает возможности формировать у ребенка автоматизированные навыки синхронности действий руки и глаза.
Для реализации проекта разработан паспорт проекта, определены цели, задачи, этапы проведения и предполагаемый результат.
Цель: развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья творческие способности, вносить свою инициативу в замысел, содержание и форму, то есть умение не всегда копировать, но и реконструировать.
Коррекционно-педагогические задачи проекта:
- Расширить знания детей о профессиях, представленных в проекте.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями, детьми для совместных действий по выполнению проектной деятельности.
- Закрепить в результате предметно-практической деятельности новые слова и термины по проекту, умение правильно использовать их в речи.
- Развивать творческое мышление детей, воссоздающее воображение, мелкую моторику, содружественные движения руки и глаза по изготовлению продукта деятельности.
Пошаговая работа по выполнению проекта
Шаг первый: «Дизайнер-модельер»
Предложили журналы мод для самостоятельного рассматривания.
Изготовили «Журнал мод», в котором представлены модели одежды на цветном фоне; показана красота ткани, разнообразие фасонов, детская одежда представлена в сочетании с аппликацией и дополнительными аксессуарами.
Познакомили с профессией дизайнер-модельер.
Изготовили журнал «Модники и модницы» - участники дети и родители группы № 2, № 3.
Шаг второй: «Дизайнер по текстилю»
Знакомство с профессией - дизайнер по текстилю.
Ознакомлениес видами ткани: названием, определением на ощупь, в образцах одежды, предназначением. Дети в роли дизайнеров по ткани.
Изготовлениеткани разными способами с применением красок, фломастеров, цветной бумаги.
Шаг третий: «Дизайнер одежды»
Познакомили с профессиями: дизайнер одежды, закройщик, швея, портной.
Разработали«Алгоритм пошива одежды».
Изготовили одежду разными способами с использованием вариативности украшений.
Шаг четвертый: «Дизайнерская мастерская»
«Играя, учимся!», «Учимся, играя!»
Полученные знания и умения детей закрепили в коррекционно-дидактических играх: «Одежда», «Обведи, вырежи и раскрась», «Знакомство с тканями», «Угадай, что лишнее?», «Подбери по силуэту», «Подбери на ощупь», «Целое и часть», «Замки для принцессы «Солнышко» и «Льдинка».
Шаг пятый: «Знатоки»
Провели викторину «Мир одежды».
Дети показали знания о профессиях людей, изготавливающих одежду; продемонстрировали эрудицию, ручные умения. В играх проявили такие качества как: смелость, находчивость, взаимовыручку, сплоченность.
Шаг шестой: «Дизайнерская мастерская» - «Своими руками»
Представили выставку детских работ «Своими руками».
Виды одежды изготовлены детьми разными способами с использованием вариативности украшений.
Шаг седьмой: «Мир одежды»
Педагогическая гостиная «С Вами и для Вас»
«Только творческий педагог может развивать творческое начало в ребенке»
Показать вариативность изготовления «видов одежды» разными способами.
Сотворчество педагогов: умение вносить свою инициативу в замысел изготовления «видов одежды».
По окончании проекта мы делаем следующие выводы:
- У детей расширился объём знаний о профессиях.
- В результате предметно-практической деятельности дети научились работать совместно при составлении композиции ткани, изготавливать одежду разными способами.
- У дошкольников улучшились художественно-эстетические способности, воссоздающее воображение, мелкая моторика, содружественные движения руки и глаза.
- Дети стали более раскрепощены, общительны и инициативны.