Чтение - вот лучшее учение.
А.С.Пушкин
Самая главная задача обучения ребёнка c ОВЗ - научить его читать и привить любовь к чтению книг. Школьники, с которыми мы занимаемся, пятиклассники с интеллектуальной недостаточностью. У них ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, нарушение эмоционо-волевой сферы и недоразвитие всех компонентов речи. Основная задача в работе с такими детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции и развить речевую коммуникацию. Без чтения книг и правильного подбора литературы это вряд ли получится.
Учащиеся нуждаются в полноценной пище для ума, им необходимы примеры здравого смысла, мудрости, нравственные ориентиры.
Один из лучших способов заставить мозг работать - занимать его чтением книг. Чтение развивает память, тренирует воображение и внимание. Чтобы следить за содержанием книги, необходимо в течение какого-то времени внимательно удерживать в памяти последовательность событий.
Учебники 5 класса по литературе, окружающему миру, истории содержат большой программный материал. Ребёнок не может быстро прочитать, понять содержание параграфа, если недостаточно хорошо умеет читать.
Подросток 12-13 лет с лёгкостью заменяет чтение на телефон или планшет. Развитие мозга не идёт должным образом. Компьютерные игры негативно влияют на сон (в частности, яркий свет нарушает ход внутренних часов организма), а нехватка сна улучшает аппетит, и гормональные различия между голодом и сытостью стираются.
Утрачивается способность человека концентрироваться на "реальных событиях", возникают проблемы с памятью, вниманием, нарушается скорость реакции и повышается риск развития различных болезней. Компьютер оказывает негативное влияние на интеллектуальное и психическое развитие ребенка: проявляется безответственность в обучении, плохо запоминается программный материал, наблюдается эмоциональная незрелость и возникают трудности в общении и анализе информации.
В связи с перечисленным выше, психологи рекомендуют ограничить потребление детьми современных гаджетов. Что можно предложить взамен?
«Запишите ребёнка в библиотеку!» - такой лозунг должен висеть в каждом образовательном учреждении. За последние 15 лет был зафиксирован мощный отток читателей из библиотек: почти на 13% у детей и на 21% у подростков. Это грозит в ближайшем будущем получить нечитающее поколение.
Если мы хотим видеть наших детей умными, образованными, целеустремленными, то должны научить их любить книгу. Любовь к книгам прививается в той семье, в которой читают взрослые.
При выборе книг нужно ориентироваться на интересы и представления подростка и обязательно предлагать выбор.
Одним из способов выбора книги может стать просмотр кинофильма. Посмотрите «Приключение Тома Сойера», и если сюжет заинтересует Вашего ребёнка, то предложите ему прочитать одноименную книгу.
Обсуждайте прочитанное! И тогда можно будет искать понравившиеся книги на схожую тематику.
Возьмите за правило посещать книжные магазины хотя бы раз в месяц и советуйте ребёнку сделать правильный выбор.
В свою очередь в школе мы заинтересовываем ребят чтением книг: проводим читательские викторины, иллюстрируем яркие отрывки, заучиваем наизусть, читаем хором, ставим спектакли.
Книга - лучшее средство развития интеллектуальных способностей.