Вехи развития в возрасте от 3 до 6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Развитие ребенка в первую очередь индивидуально. Каждый ребенок развивает навыки в различных областях развития в своем собственном темпе.

Описание областей развития позволяет проводить целенаправленное наблюдение и документирование развития ребенка, обеспечивает ориентацию для всех, кто участвует в воспитании и уходе, и обеспечивает поддержку в соответствии с потребностями. Цель состоит в том, чтобы наилучшим образом поддерживать и развивать каждого ребенка в его развитии, учитывая его индивидуальные потребности и способности.

В повседневной жизни родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Такие сравнения в разных областях развития детей одного возраста могут вызвать у родителей неуверенность.

Развитие ребенка - это индивидуальный, непрерывный и динамичный процесс.

У одного ребенка двигательное развитие более развито, у другого - овладение языком. Один ребенок быстрее учится ходить, бегать и прыгать, другой ребенок может быстрее говорить и больше говорить. Личность также играет роль: некоторые дети более сдержанны или радостны, пробуя что-то новое.

Эти различия являются частью индивидуального развития детей и не должны беспокоить родителя. Развитие требует времени и терпения, чтобы опробовать и изменить приобретенные навыки. Развитие и приобретение навыков также не происходит равномерно во всех областях развития.

Области развития включают навыки, которые подразделяются на:

  1. мелкая и крупная моторика (например, хватание, ползание, бег);
  2. сенсорные способности (например, зрение, слух, координация и чувство равновесия);
  3. когнитивные способности (например, речь, память, распознавание смысловых контекстов);
  4. социально-эмоциональные навыки (например, распознавание эмоций, сочувствие, регуляция эмоций и импульсов);
  5. эстетические способности (например, музыкальность, креативность, артистизм, настойчивость);
  6. языковые навыки (например, понимание и выражение).

Как должны выглядеть навыки 3-летнего ребенка с соответствующим возрастом в областях развития, перечисленных здесь в качестве примера?

Из психологии развития и детской медицины хорошо известно, что у многих детей наблюдается значительный скачок в развитии после своего третьего дня рождения. Приведенные ниже примеры указывают на соответствующее возрасту развитие:

Двигательные навыки:

  • Крупная моторика: ребенок должен уметь безопасно ходить, бегать, прыгать, лазать и прыгать.
  • Мелкая моторика: ребенок должен уметь держать и пользоваться такими предметами, как ручки, кисти и столовые приборы. Он также должен уметь рисовать простые фигуры, нанизывать бусинки и играть со строительными блоками.
  • Зрительно-моторная координация: ребенок должен уметь ловить и бросать простые мячи.
  • Чувство равновесия: ребенок должен быть в состоянии встать на одну ногу и сделать несколько шагов по узкой балке или веревке.
  • Восприятие тела: Ребенок должен уметь чувствовать свое тело и понимать положение своего тела в пространстве.

Языковые навыки:

  • Ребенок формирует простые предложения.
  • В нем используются такие местоимения, как "я", "ты", "он", "она".
  • У него есть понимание вопросов и ответов на них.
  • Ребенок называет предметы и людей, находящихся в непосредственной близости.
  • Он рассказывает простые истории.

Когнитивные способности:

  • У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей.
  • У него есть понимание пространственных отношений, таких как "сверху", "снизу", "рядом" и т.д.
  • Он может ранжировать предметы и людей по определенным характеристикам, таким как цвет, форма или размер.
  • Он развивает понимание чисел как количественных показателей.

Социально-эмоциональные навыки:

  • Ребенок начинает самостоятельно одеваться.
  • Он может выражать такие эмоции, как радость, гнев, грусть и страх.
  • Ребенок понимает эмоциональные реакции других людей.
  • Он развивает способность к сочувствию.
  • Он начинает налаживать дружеские отношения.
  • Он все чаще играет в совместные игры с другими детьми, в том числе в ролевые игры.
  • Ребенок без проблем остается с доверенным лицом по уходу в течение нескольких часов.
  • Он развивает способность к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  • Ребенок хочет помогать по дому.

К четырем годам дети обычно преодолевают кризис трех лет и становятся более сообразительными, чем трехлетние дети. Они уже более ловкие и развивают большое желание двигаться.

Двигательные навыки:

  • Ребенок может ходить, бегать и прыгать на одной ноге.
  • Он может ловить и бросать мяч.
  • Он может подниматься по лестнице, чередуя ноги
  • Ребенок может самостоятельно надевать и снимать одежду.
  • У ребенка развиваются мелкие двигательные навыки, такие как рисование, вырезание и сборка простых предметов.

Языковые навыки:

  • Ребенок расширяет свой словарный запас, и предложения становятся длиннее.
  • Он может доходчиво рассказывать о событиях, в том числе о прошлых.
  • Он также понимает сложные предложения, сложные структуры и взаимосвязи.
  • Ребенок произносит активные предложения из четырех и более слов.
  • В нем используются такие местоимения, как "я", "ты", "он" и "она" в правильной форме.
  • В нем рассказывается история с четким сюжетом и началом, серединой и концом.
  • Ребенок понимает такие противоположности, как "высокий" и "низкий", "впереди" и "позади".
  • В речи используются формы прошедшего времени и глаголы, такие как "я пошел" или "я поел".

Когнитивные способности:

  • Ребенок может распознавать и сравнивать простые числа и количества.
  • Он может называть и различать формы и цвета.
  • Он может сортировать предметы по размеру, весу и длине.
  • Он решает простые головоломки.
  • Он может следовать простым инструкциям и придерживаться правил.
  • Проявление сострадания и сочувствия к другим.

Социально-эмоциональные навыки:

  • Ребенок развивает дружеские отношения и вступает в общение с другими детьми.
  • Он может распознавать чувства других и реагировать на них соответствующим образом.
  • Он развивает терпимость к разочарованиям и способен разрешать конфликты надлежащим образом.
  • Развивает уверенность в себе.
  • Он понимает правила и нормы и может им следовать.
  • 5-летние дети становятся все более самостоятельными.

Двигательные навыки:

  • Ребенок может безопасно бегать, прыгать.
  • Он может безопасно подниматься и спускаться по лестнице.
  • Он может бросать и подбирать предметы.
  • Он может рисовать круги и четырехугольники или перерисовывать буквы.

Языковые навыки:

  • Ребенок формирует предложения из нескольких слов и говорит целыми предложениями.
  • Он владеет грамматикой и построением предложений на родном языке в семье.
  • Он способен рассказывать короткие истории и доходчиво воспроизводить взаимосвязи.
  • Ребенок овладевает словарным запасом не менее 2000 слов.

Когнитивные способности

  • Ребенок может решать простые проблемы и находить адекватные решения.
  • Он распознает цифры и буквы и может называть их.
  • Он распознает цвета и формы и может давать им названия.
  • Он может запоминать вещи и воспроизводить их
  • Он следует правилам и инструкциям.

Социально-эмоциональные навыки:

  • У ребенка развиваются способности к эмпатии, то есть он может сопереживать другим и понимать их чувства.
  • Он работает и сотрудничает с другими детьми.
  • Он понимает социальные правила и нормы, такие как совместное использование игрушек или чередование их во время игры.
  • Он способен к саморегуляции и контролирует свои импульсы.
  • Он обладает сильной уверенностью в себе и уверенностью в себе.
  • В шесть лет дети совершают еще один большой скачок в развитии.

Двигательные навыки:

  • Ребенок может безопасно передвигаться на велосипеде или самокате.
  • У него хорошая координация и контроль над телом.
  • Он может писать и рисовать обеими руками.
  • Он может играть в простые игры с мячом и ловить их.

Языковые навыки:

  • Ребенок осваивает правильное произношение слов и предложений.
  • В речи используются более сложные грамматические структуры.
  • Он рассказывает истории и события в правильной временной последовательности.
  • В речи используются прилагательные и наречия для описания предметов и действий.
  • Ребенок понимает лингвистическую иронию и шутки.

Когнитивные способности:

  • Ребенок может мыслить более абстрактно и понимать взаимосвязи вещей.
  • Он понимает важность времен года и разделения недели по дням недели.
  • Он может распознавать проблемы и находить собственные решения.
  • Он может делать простые логические выводы.
  • Он может оценивать пространственные отношения и понимать карты или планы.
  • Он может лучше ориентироваться в пространстве и окружающей среде, а также правильно использовать левое и правое направления.
  • Он распознает, что находится спереди, а что сзади, по рисункам и изображениям и может назвать это.
  • Он понимает количества и цифры и может их сравнивать.

Социально-эмоциональные навыки:

  • Ребенок развивает сочувствие и сострадание, может воспринимать точку зрения других людей и понимает, что у других людей тоже есть свои чувства и потребности. Он может сопереживать другим и проявлять сострадание, когда другим грустно или больно.
  • Ребенок демонстрирует адекватное поведение в группах: он может играть в группе, сотрудничать и разрешать конфликты. Он может идти на компромисс и удовлетворять потребности других, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование в группе.
  • У ребенка развивается способность к саморегуляции: он может регулировать и адекватно выражать свои чувства. Он может контролировать свои эмоции и реагировать соответствующим образом, не руководствуясь импульсивным поведением.
  • У ребенка есть собственное понимание социальных норм и правил: он понимает, какое поведение приемлемо в обществе, а какое нет. Он может следовать правилам и понимает, что за нарушение правил могут быть последствия.

Если родители беспокоится о том, будет ли развитие ребенка соответствовать возрасту или не заметили прогресса в течение длительного периода времени, возможно, будет целесообразно обратиться к педиатру или психологу.

Список литературы

  1. Реддер А., Шталь А. Овладение языком и развитие речи в детском саду. - Берлин: Grin Verlag. 2021. - 60 с.
  2. Хуррельманн К., Хайш У. Психология развития в детском и подростковом возрасте. - Берлин: Spektrum Akademischer Verlag, 2008. - 1000 с.
  3. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов - М.: Юрайт, 2024. - 367 с.
  4. Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития / Пер. с англ.: А.Богачев и др. - С.-Пб.: Питер, 2003. - 973 с.