Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, закрепление правил безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
- Развитие учебных и творческих навыков обучающихся;
- Формирование информационной культуры обучающихся;
- Закрепление правил сетикета;
- Научить выявлять информационную угрозу, определять степень опасности и уметь противостоять им.
Методы и приёмы работы на уроке:
- Регулятивный (объяснение, беседа, опрос),
- Наглядный (интерактивная презентация, QR код, карточки)
- Обучающая игра.
- Применение деятельностного подхода.
Ход урока
1. Организационный момент
Встретились со мной глазами.
2. Приветствие. Приём «Цепочка»
Я задаю вопрос, обучающийся при правильном ответе присаживается.
- Что такое «ник»? (кличка, прозвище)
- Что такое пиксель? (точка в графическом изображении)
- Что позволяет сделать кнопка «Пуск»? (запустить программы, выключить или перезагрузить компьютер и т.п.)
- Клавиатура устройство ввода или вывода информации? (ввода)
- Главный источник получения информации? (глаза)
- Кто такой Касперский? (разработчик антивирусных программ)
- Назови (покажи) устройства вывода звука (колонки, наушники) (2 вариант обучения)
3. Отгадывание ребуса «информация»
4. Подведение к теме прошлого урока
- В каком виде к нам может поступать информация? (в виде кода).
- С каким видом кодирования мы познакомились на прошлых уроках? (QR-код и штрих-код).
- Как переводится QR-код? (код быстрого реагирования)
- Где мы можем его встретить? (перечисляют).
- QR коды прочно вошли в нашу жизнь и в какой-то мере облегчают её. У QR кода много плюсов, так как они содержат в себе много полезной для нас информации и возможностей. Но и при всём этом есть и минусы. Это возможность занести вирус. При сканировании неопознанного кода происходит автоматическая загрузка приложения, содержащего вредоносное ПО или потерю личных данных. Но сегодня на уроке присутствует надёжный QR код, который познакомит нас с темой урока. Предлагаю его отсканировать и зачитать тему.
- Эта тема для нас не нова. Мы изучали ее в 7 классе, говорим о ней сейчас и закрепим в её в 9 классе.
- Согласно толковому словарю С.И.Ожегова, который содержит около 100000 слов и выражений, слово «этикет» обозначает установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Нормы этикета нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе. (дома, в магазине, в кино, в гостях, в транспорте и т.п.).
- В современном мире большая часть живого общения переместилась в интернет. Это социальные сети, чаты, форумы, онлайн-игры. Мы решаем свои текущие вопросы, общаемся, обмениваемся информацией. И чаще всего этот формат общения приносит свою пользу. Но есть и другая сторона медали: ссоры, угрозы, конфликты, кибербулинг и другие неприятные вещи. Поэтому в сети интернет, как и в жизни, важно соблюдать свой этикет. Будем называть его СЕТИКЕТ (сеть+этикет). (прочитайте внимательно и проговорите).
- Давайте рассмотрим основные правила сетикета. А поможет нам в этом венгерский кроссворд.
Поясню: Филворд - это текстовая головоломка, задачей которой является разгадывание слова путём проведения сплошных горизонтальных и вертикальных линий, часто ломаных.
Давайте найдём слова, которые являются ключевыми в сетикете.
- приветствие (обращение к собеседнику)
- грамотность (проверка ошибок, чистота речи)
- уважение (вежливый и уважительный стиль общения)
- человечность
- терпеливость (избегаем оскорблений и негативных высказываний)
- достоверность (проверенная информация)
- конфиденциальность (уважать права других людей)
- внимательность (поддержка и оказание помощи)
Комментарии (или хорошо, или молчим)
- Из всех этих ключевых слов я хочу выделить слово «человечность». Золотое правило человечности - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Не ври, если сам не хочешь быть обманутым. Не предавай, если не хочешь, чтобы тебя предавали. Люби, если хочешь быть любимым. Помогай другим, и они помогут тебе.
Ребята, запомните это и следуйте этому и в жизни, и в сети.
- А сейчас немного развлечёмся. Следующий этап урока.
- Перед вами русские народные пословицы, которые передавались из поколения в поколение и будут переходить нашим детям, детям наших детей и т.д. Вот они:
Куда иголка, туда и нитка.
Встречают по одёжке, провожают по уму.
Что написано топором, не вырубишь топором.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Сделал дело-гуляй смело.
Кашу маслом не испортишь.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь и один отрежь.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что с возу упало, то пропало.
Я позволила себе их переделать на лад информатики. Я читаю свою, а вы находите подходящую р.н. пословицу.
- Напечатал доклад, отдыхай смело.
- Информатике учиться всегда пригодится.
- Встречают по аватарке, провожают по грамматике.
- Компьютер памятью не испортишь.
- Что из корзины удалено, то пропало.
- Куда мышка, туда и указатель.
- Вдвоём за компьютером хорошо, а одному лучше.
- Что напечатано принтером, не сотрёшь резинкой.
- Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
- Семь раз подумай, один удали.
Переходим на следующий этап урока.
- Ребята, что-то мы с вами засиделись! Пора сделать паузу, полезную дня нашего здоровья. У тех, кто часто сидит за компьютером или, склонившись над телефоном, развивается синдром, который в народе назвали «компьютерная шея», т.е. когда голова заметно выдвинута вперед относительно туловища.
- Чтобы у вас не развился этот синдром, нужно, во-первых, следить за осанкой, а во-вторых, постоянно делать несколько нехитрых упражнений, которые я вам сейчас покажу. Проведем физминутку с пользой.
Вы услышите несколько высказываний. Если ваш ответ "Да", наклоните голову к правому плечу, если "Нет" к левому. Встаём.
- В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.
- Если пришло сообщение с незнакомого адреса, все равно его открою и прочитаю. Вдруг там что-нибудь интересное?
- Чтобы не сталкиваться с неприятной информацией в интернете, попрошу родителей установить на мой браузер фильтр.
- Регистрируясь в социальных сетях, обязательно укажу свою личную информацию: фамилию, имя, сотовый телефон и домашний адрес. Мне нечего скрывать!
- Хочу заказать подарок в интернет-магазине. Обязательно посоветуюсь с родителями.
- Если мой новый онлайновый друг предложит мне встретиться, обязательно пойду на встречу. Ведь интересно как он выглядит!
- На компьютере должна быть антивирусная программа.
- Обязательно добавлю всех незнакомых людей в свой контакт-лист. Пусть у меня будет больше контактов, чем у моих друзей.
- Информацию, найденную в Интернет необходимо перепроверить, чтобы убедиться, что она действительно является верной.
- Если я получу "письмо счастья", то обязательно разошлю его всем своим друзьям.
- Настало время поговорить о безопасном поведении в сети Интернет.
Сейчас мы разыграем с вами сценки, которые произошли с героями, которые поделились с нами о произошедшем с ними.
1. Саша - главный герой, Трой_220 - его друг и Ведущий (это я).
Двое обучающихся садятся на стулья.
«Сегодня был самый обычный вечер самого обычного дня. Саша, как и всегда после школы, сел за компьютер. В его планы входило поиграть немного в любимую онлайн-игру, а затем приняться за домашнее задание. Зашел на сайт, вбил пароль. Странно, выплыло окошко с надписью «Уважаемый игрок, вашу страницу пытались взломать! Для подтверждения своей личности введите пароль от почты!» Саша, задумался…
У Саши два варианта действий. Ввести пароль от почты или нет. Сейчас Полина выберет вариант действий Саши, и мы продолжим.
Саша вбивает свой пароль
Саша пожал плечами и вбил свой пароль, после этого смог успешно войти. Никогда он не играл, так превосходно как в этот раз, столько трофеев было заработано. На следующий день мальчик еле дождался момента, чтобы поиграть, он вбил пароль и нажал enter. На окне зловеще высветилась надпись «пароль не верен». В сердце закралось страшное подозрение, которое с каждой безрезультативной попыткой войти на сайт, все больше переходило в уверенность - его взломали.
Саша не вбивает пароль.
Саша постучал пальцами по столу - он всегда так делал, когда думал - закрыл окошко. Перезагрузил страницу, опять вбил пароль и нажал enter, благополучно зашел в игру. Перед сном Саша зашел в Skype поговорить с друзьями.
- О! «Привет!» - сказал Трой_220
- Привет, привет, - ответил Саша
- Знаешь новость?
- Какую же?
- Злюку взломали.
- Как же так?
- Заходил на сайт, там выплыло окно и потребовало от почты пароль, он взял и ввел, результат на лицо - не может войти на сайт.
Я: В этот момент Саша обрадовался своей осторожности.
Вывод: нельзя сообщать посторонним свои пороли, аккаунты и другие личные данные!
2. Игорь, как многие его сверстники, любил вечерами посидеть в соц.сети. Он сел за компьютер и стал общаться с друзьями. Сообщений в этот вечер шли просто одно за другим, в потоке сообщений своих друзей он заметил сообщение от незнакомого контакта. Текст сообщения был таков: скачай новую версию соц.сети, перейдя по ссылке. Что же сделает Игорь?
Не скачивает программу. Пожав плечами, Игорь закрыл полученное сообщение и добавил контакт в игнорируемые контакты, продолжил свое общение с друзьями.
Скачивает программу и устанавливает на компьютер. Скачалась программа довольно быстро, процесс установки занял также немного времени, по окончании установки программы, Игорь перезагрузил компьютер, и на экране высветилась надпись «операционная система не обнаружена».
Вывод: нельзя скачивать программы с подозрительных сайтов, не стоит переходить по ссылкам, полученных от подозрительных источников.
Что же нужно делать, чтобы себя защитить?
- Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждый из вас называет по очереди верное правило, которое начинается со слов "Я никогда не буду..." или "Я всегда буду...", а продолжение написано на частях пазла.
4. Заключительный этап урока «Что, если…». Рефлексия
- Если в начале урока вы садились при правильном ответе, то сейчас встаёте.
- Что, если к тебе в друзья попросился человек с предложением поделиться аккаунтом для прохождения онлайн игры. Что ты сделаешь? (свои данные никому не даю. Конфиденциальность)
- Что, если тебя стали оскорблять в сообщениях, в соцсетях и т.д. Что ты сделаешь? (скажу родителям, заблокирую этого участника)
- Что, если тебе пришло сообщение, что ты выиграл бесплатно новенький смартфон и тебе надо только заплатить за почтовую доставку. Что ты сделаешь? (не поверю, это мошенники. Бесплатный сыр только в мышеловке)
- Что, если к тебе в друзья просится человек без фото, места работы, и ему 55 лет. Что ты сделаешь? (не буду добавлять его в друзья)
- Что, если ты захотел опубликовать в интернете фото со своими друзьями. Что ты сделаешь? (спросить согласия у друзей)
- Что, если в сети Интернет открыл незнакомую ссылку и на экране стали появляться непонятные сообщения, картинки или компьютер перестал отвечать. Что ты сделаешь? (расскажу родителям, установлю антивирусную программу)
- Что, если ты стал замечать, что у тебя стали слезиться глаза. Что ты сделаешь? (следовать правилам работы за компьютером)
- Что, если ты долго общался с незнакомым человеком по Интернету и он пригласил тебя встретиться. Что ты сделаешь? (не пойду)
- Что, если тебе пришло письмо счастья и надо его переслать десяти своим друзьям, а то случится несчастье. Что ты сделаешь? (не буду заниматься этой глупостью)
- Помните, где бы вы не находились - ведите себя культурно. Ведь красив тот, кто красиво поступает!
На этом урок окончен. Все молодцы, до свидания!