Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе через наблюдения за объектами природы в зимний период.
Задачи: расширить представления детей о зимних явлениях в природе; учить наблюдать за объектами природы в зимний период; дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы; воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
Оборудование: приглашение, конверты с загадками, письмо, корм для птиц, пакет с угощением, принадлежности для рисования.
Вступительная часть
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, нам принесли какое-то приглашение. Давайте прочитаем его: «Дорогие ребята, приглашаю вас сегодня в гости. Я приготовил для вас угощение. Ваш дед Сугроб» Здорово! Ребята, вы хотели бы сходить в гости к деду Сугробу? Примем его приглашение? (ответы детей)
- Ребята, сейчас мы с вами пойдём в гости к деду Сугробу. Как нам нужно одеться? Надеваем наши тёплые куртки, шапки, завязываем шарфы, надеваем зимнюю обувь и варежки. Все готовы? Выходим на улицу.
Введение в тему
- Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили, что всё вокруг нас стало другим? Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(ответы детей)
- Правильно, в загадке говорится о зиме. На улице стало холодно, солнце реже появляется, светит, но не греет. По небу плывут тёмные тучи, идёт снег, появляются сугробы. Наступила зима. Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает. Ночи становятся длинными, а дни короткими.
Основная часть
- Ребята, а вы знаете дорогу к деду Сугробу? (дети отвечают, что не знают) И я не знаю. Посмотрите, на крылечке лежит какой-то конверт. Может быть, в нём есть что-то, что поможет нам найти дорогу к деду Сугробу. Открываю конверт и читаю: «Отгадайте мою загадку и тогда узнаете, куда вам двигаться дальше. Ваш дед Сугроб».
Красивой формы грядка
Где можно по порядку
Нам высадить цветы
Чудесной красоты.
(ответы детей)
- Правильно, дети, это клумба. Но, где же клумба с цветами, я её не вижу? (ответы детей) Обобщаю ответы детей: «На клумбе лежит снег, он скрыл от глаз многолетние цветы, а однолетние цветы замёрзли, лишь опавшие семена находятся в земле. Весной, когда пригреет солнышко, снег растает, семена прорастут, и на клумбе снова будут цвести цветы».
- Ребята, посмотрите, здесь нас ждёт очередной конверт.
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу
Стал я ниже всех в лесу.
- Молодцы, ребята, в этой загадке говорится о пне. Значит, мы с вами идём дальше, к пню.
- Перед нами пень. Как появился пень? А как вы думаете, здесь кто-нибудь живёт? И если живёт, почему никого не видно? (ответы детей)
- Конечно, в пнях живут насекомые. Они спрятались и ждут весеннего потепления. Все насекомые зимой спят.
- Куда же нам идти дальше? Нас ждёт очередной конверт с загадкой.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
- И куда же нас поведёт дорожка? Правильно, к красавице берёзе. Идём к берёзе. Зимой на берёзе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев берёзу всегда можно узнать по цвету ствола, берёза белоствольная с тёмными чёрточками, тонкие веточки свисают вниз. Берёза очень красивое дерево. Вот как в стихотворении «Берёза» С.Есенин описывает это удивительное дерево:
Белая берёза,
Под моим окном,
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Поэт очень красиво и образно описал берёзу в этом стихотворение.
- Ребята, мне кажется, мы с вами немного замёрзли. Давайте поиграем и согреемся.
Подвижная игра «Сугробы, снежинки, сосульки»
На каждое слово выполняем определенное движение: сугробы - присели, снежинки - покружились вокруг себя, сосульки - встали на носочки, руки вверх, соединили ладони.
- Молодцы, ребята! А вот и следующий конверт.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость!
И саду украшение,
И птицам угощение.
(ответы детей)
- Ребята, а где же у нас на территории растёт рябина? Осенью мы здесь её видели. (дети показывают рябину)
- Правильно, это рябина. А где же ягоды? (ответы детей)
- Ягоды съели птицы. Какие птицы любят ягоды рябины? (ответы детей)
- Ягоды закончились, но посмотрите, здесь весят кормушки. Люди мастерят кормушки и подкармливают птиц зимой. Зимой птицам трудно найти корм, он замёрз или находится под снегом. Каждая птичка любит свой корм. Синички любят сало, воробьи - хлебные крошки, семена и крупу. Давайте тоже наполним кормушку, у меня как раз есть угощение для птиц.
- Посмотрите, ребята, здесь в кормушке лежит ещё один конверт от дедушки Сугроба.
Её всегда в лесу найдёшь -
Когда гулять в него пойдёшь.
Стоит колючая, как ёж,
«Зимою в платье?», - «Ну и что ж!»
А платье то пушистое,
Зелёное, ветвистое!
(ответы детей)
- Как вы думаете, ёлочка сбросила свои хвоинки? (ответы детей)
- Тогда отправляемся к ёлке.
- Вот мы и пришли к ёлке. Действительно, зимой на ёлке остаются зелёные иголки. Ёлочки зимой и летом одним цветом. Ребята, что-то я не вижу очередного конверта от дедушки Сугроба. Помогите мне, пожалуйста, его поискать.
Игра-танец «У ёлочки»
Дети по лесу гуляли,
Любовалися на ель,
(идут вокруг ёлки).
Какая ель, какая ель
(поднимают руки вверх)
Какие шишечки на ней
(выполняют кистями рук движение «фонарики»)
Топни ножкой: топ-топ-топ!
(ритмично топают ногами)
А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!
(ритмично хлопают в ладоши)
Шаг туда и шаг сюда
(делают шаги вперёд и назад)
Повернись вокруг себя!
(кружатся на месте)
(дети находят под ёлочкой пакет с угощением и письмом).
- Этот пакет и письмо для нас оставил дед Сугроб. Давайте прочитаем письмо: «Дорогие ребята! Вы назвали все признаки зимы, отгадали все мои загадки, узнали все деревья по пути ко мне. За это я вам в награду оставил угощение. А у меня очень много дел, нужно помочь матушке Зиме укрыть все поля и леса снегом, буду трудиться до весны. Ваш дед Сугроб»
- Ай, да молодец, дедушка Сугроб. Давайте прокричим ему большое спасибо, а угощение возьмём с собой в класс, устроим в столовой чаепитие, и за кружечкой горячего чая будем вспоминать приключения, которые устроил для нас дед Сугроб. (Дети кричат: «Большое спасибо, дедушка Сугроб!»)
Заключительная часть
Подведение итогов
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по зимней тропинке. Понравилось оно вам? А что больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей) Давайте, сегодня в классе мы с вами нарисуем портрет дедушки Сугроба и отправим его письмом по почте. (дети проходят в класс и приступают к рисованию)