Психологическая компетентность педагога по устранению барьеров у родителей по переходу на АОП

Разделы: Коррекционная педагогика


В связи с ежегодным увеличением количества детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями, тема: «Психологическая компетентность педагога по устранению барьеров у родителей по переходу на АОП» выбрана не случайно.

От того, насколько своевременно обследован ребёнок, испытывающий стойкие специфические трудности в обучении и выявлены особенности его развития, зависит эффективность оказываемой ему помощи.

Обследование на ПМПК - отправная точка, стартовый механизм, запускающий систему психолого-медико-педагогического сопровождения.

Однако, опыт практической работы показывает, что далеко не все родители детей с проблемами в обучении готовы к взаимодействию с образовательными учреждениями в этих вопросах.

Значительная часть родителей отказывается от обследования ребёнка в условиях ПМПК.

Беседы с учителями различных школ свидетельствуют о том, что такие трудности имеют место во всех образовательных организациях.

Проанализировав работу нашего школьного консилиума я сделала вывод, что только около 40% родителей на основании беседы с педагогами о необходимости определить программу обучения, соглашаются обследовать ребёнка в условиях ПМПК.

Ещё приблизительно 20 процентов соглашаются на обследование после дополнительных бесед с администрацией школы, специалистами школы.

Примерно 30% отправляются на ПМПК только после того, как в течение длительного периода ребёнку выставляются неудовлетворительные отметки по большинству дисциплин, и стоит вопрос о повторном обучении.

В это упущенное время, ребёнок не получает коррекционной помощи: ни учителя-дефектолога, ни учителя-логопеда, ни педагога- психолога.

А учитель даже в результате индивидуального подхода не обязан в этом случае обучать ребенка по адаптированному учебному материалу.

К сожалению примерно 10 % родителей категорически отказываются от прохождение ПМПК.

Проведя анкетирование педагогов и опрос среди родителей, чтобы проанализировать причины отказов, я определила те барьеры, которые препятствуют переходу на адаптированную программу.

В результате опроса родителей чаще всего приходилось слышать вот такие доводы, которые мешают родителям перевести ребенка на адаптированную программу.

  1. Родители видят трудности у ребенка, но опасаются обследования, т.к. ребёнку могут поставить «диагноз», с которым в дальнейшем они не представляют себе как их ребенок будет жить в обществе.
  2. Образование, которое ребенок получит, обучаясь по адаптированной программе, будет недостаточным для получения будущей профессии.
  3. Родители плохо информированы о правах и имеющихся льготах для детей с ОВЗ.

Что должен делать педагог в таких ситуациях, чтобы убедить родителей пройти обследование на ПМПК и перевести ребенка на рекомендуемую программу обучения.

Любой разговор мы начинаем с приветствия, тем самым задаем тон нашей беседе. При проведении каких-либо бесед с родителями желательно придерживаться некоторых рекомендаций.

Для этого можно воспользоваться полезными советами, приведенными психологом А.Ю.Панасюк.

1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы.

Наиболее сильные из них вставить в начало и конец выступления, самым сильным закончить аргументацию.

2. Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общении: «Нам с Вами известно», «Для нас важно»...

3. Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?»

Для того чтобы наши родители, стали активнее, желательно задавать им открытые вопросы. Ведь наша задача - не дать им готовый рецепт разрешения проблемы, а предоставить возможность участвовать самому в борьбе с трудностями, возникшими на пути ребенка. Для этого педагогу необходимо владеть и приемами аргументации.

Э.Геффрой отмечает, что информация, которую наши партнеры только слышат - усваивается на 20%, только видит - на 30%. Если же у родителей есть возможность и услышать, и увидеть, они воспринимают информацию на 50%. Когда мы говорим сами, усваивается 70%, а когда выполняем что-то сами - 90% информации.

Очень важное условие эффективного взаимодействия с родителями в ходе переговоров - умение слушать собеседника. Кроме того, одним из важных искусств, которым мы можем овладеть, является способность увидеть ситуацию такой, какой она представляется другой стороне,умение встать на позицию партнера, понять его точку зрения (это вовсе не означает, что вы согласны с ней).

Чтобы убеждать партнера, необходимо быть убежденным самому, иначе он поймет, почувствует Ваши колебания. Оперировать лучше простыми, понятными словами. Новую мысль следует начинать новым предложением. Предпочтительнее строить диалог, в процессе которого выявляются взгляды, аргументы собеседника.

Зачастую педагогам свойственна обвинительная позиция по отношению к родителям ребенка, который плохо учится или не ведет себя должным образом в школе.

Но даже если обвинения оправданны, они не приведут к конструктивному решению, поскольку родители, скорее всего, либо перейдут в контратаку, либо замкнутся и уйдут от взаимодействия и от решения вопроса.

По окончании переговоров желательно провести анализ: что способствовало успеху; какие при этом возникли трудности; с какими неожиданностями столкнулись; каково было поведение родителей; какие детали нужно использовать при ведении переговоров в дальнейшем и др.

Общение в системе «педагог - родитель» иногда носит достаточно напряженный характер в силу эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Бывает так, что мимоходом брошенная педагогом в разговоре с родителями фраза становится причиной возникновения конфликтной ситуации.

Чтобы избежать подобных случаев, педагогу необходимо знать приемы эффективного ведения беседы. Именно поэтому при проведении каких-либо переговоров с родителями желательно придерживаться этих рекомендаций.