Театр как коррекционный метод работы

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: театрализованная деятельность


В нашей школе с 2022 года дети с ОВЗ объединены в группы 5-6 и 7-9 классы. Занятия проводят педагоги-психологи, учителя логопеды и дефектологи по адаптированной программе и особому расписанию. Как правило это учащиеся, у которых страдает эмоционально-волевая сфера, неполноценное речевое развитие, трудности чтения и письма. В силу своих особенностей эти дети плохо и мало читают, не знакомы с классическими художественными фильмами и совсем не ходят в театр.

Одним из методов коррекционной работы с учащимися с нарушением интеллекта выбрана театральная деятельность. Использование данного вида положительно влияет на развитие речи детей: развивает их коммуникативные качества, учит выражать эмоции и чувства, помогает взаимодействовать друг с другом. Театральная деятельность требует определенной подготовки. Это и разучивание текстов, и подбор костюмов и декораций, музыкальное сопровождение, многочисленные репетиции и яркие выступления.

Всё это способствует развитию речи, совершенствует навык чтения, формирует чувство коллективизма и воспитывает чуткое отношение друг к другу.

Подбору текстов для спектаклей отводится особое внимание, учитываются возрастные особенности и специфика детей с интеллектуальной недостаточностью. Важно, чтобы в спектаклях участвовали все школьники. Поэтому чаще мы пишем сценарии сами. Одной из таких сказок хотим поделиться. Новогодняя сказка «Ёлочка» - это театр теней. Вместе с детьми были подготовлены картонные герои, сказочные декорации и подобрано музыкальное сопровождение.

Новогодняя сказка «Ёлочка»

Что такое Новый год?! Это ёлок хоровод.
Что такое Новый год?! Это торт, салат, компот.
Что такое Новый год?! Это время без забот.
Что такое Новый год?! Веселится весь народ!
Открывайте глазки, мы покажем сказку.

Эта история случилась под Новый год в одном волшебном лесу. Среди десятка рослых сосен, пятнадцати стройных берез, четырех скромных осинок, величаво красовались елки. Это были высокие крепкие елки с пушистыми ветками. Все они были ровесницами и заядлыми болтушками. Все они любили рассказывать разные истории.

- Сегодня канун Нового года, - говорила одна.

- А в Новый год случаются разные чудеса, - вторила другая.

- Помните, в прошлом году к нам приходил Дед Мороз. Он украсил наши верхушки серебристым снегом.

В это время одна ёлка зашаталась и громко ойкнула.

- Я лучше всех танцую на ветру, - сказала она и в доказательство активно покрутила боками. И у меня самые пушистые ветки. А ещё я выше всех.

- Ну что ты заладила я, да я…

- Мы одинаковые! Родились в один год, растем в одном месте. Солнышко на всех обращает внимание.

- А я лучше всех! И не собираюсь тут с вами долго стоять. Я - елка лучшая, новогодняя. Я уйду от вас к детям праздновать Новый год.

Другие елки смеялись. Не понимали, как это она уйдет?! Разве пустят ее корни. Она такая, как все. Не лучше, не хуже других.

Налетели вороны:

- Кар, кар, какой кошмар. Как плохо быть непослушным, дерзким и глупым!!!

Но елка не унималась:

- Я - красавица! Мое место среди людей! Они должны меня украсить лучшими игрушками. Ходить рядом и любоваться: «Ах, какая у нас елочка!».

- Корни! Тебя держат корни, - твёрдо сказали подружки.

- Тебе никуда не уйти.

В это самое время по лесу пробегал самый любопытный заяц. Он подслушал разговор елок и решил, что тоже хочет присоединиться к самой красивой елке, попасть на праздник, кидаться золотыми шишками и есть розовые пряники.

- Я помогу тебе. Видишь, какие острые у меня зубы?! Я вмиг перегрызу твой ствол, и ты будешь на свободе!

И не успели другие елочки возразить, как заяц перегрыз основание, и Ёлочка упала…

- Ааааа, - заголосили другие елки, потому как Елочка теперь не могла стоять и валялась в снегу.

- А ну и что?! У меня есть знакомый рогатый лось. Он вмиг домчит Ёлочку на праздник, - сказал и умчался.

И совсем скоро появился огромный лось. Заяц помог забросить Ёлочку лосю на спину, впрыгнул сам, и лось поскакал в город.

По дороге мелькали разные деревья: осинки, многовековые липы, белые березки. А потом появились дубы-колдуны… Лосю стало страшно, и он остановился…

На поляне, среди огромных кудрявых дубов появилась Баба-Яга:

- Куда держишь путь, Лось?

- Я..Ээ..Ме..

- Ясно! Даю тебе несложное задание. Берешь мою внучку, самую красивую девочку на свете! Везешь ее в город на праздник. Там у них сегодня конкурс Снегурочек! А то моя ступа сломалась! Ясно?!

Лось не мог возразить Бабе Яге, скинул Елочку, прогнал зайца, погрузил Маленькую Бабу Ягу и повез в город.

А Елочка осталась лежать в снегу.

Налетели вороны:

- Кар, кар, какой кошмар. Как плохо быть непослушным, дерзким и глупым!!!

В городе все говорило о том, что скоро праздник. Сверкали фонари, бегали счастливые дети, взрослые закупали последние подарки. Только Ёлочки на площади не было.

Лось оставил Маленькую Бабу Ягу на центральной площади и удалился в лес. К Яге подбежали дети, стали разглядывать костюмчик, предложили покататься на коньках. Но она сказала, что в городе по делу, хочет участвовать в конкурсе Снегурочек.

- Конкурс отменили! - сказал самый смелый мальчик.

- Или перенесли! - добавила девочка.

- На центральной площади нет Ёлочки.

- Ёлочка, которая должна была приехать на праздник из дальнего леса в последний момент отказалась.

Маленькая Баба Яга была смелой и решительной девочкой. Она сказала, что знает, где есть Ёлочка. Нужны санки, чтобы её привезти и смелые ребята, чтобы не страшно было в тёмном лесу.

- Я смогу, - сказал смелый мальчик.

- И я, - отозвалась его сестра. - И у нас есть санки!

И дети направились в лес. Фонарей в лесу не было. Было темно и страшно. Вдруг налетели вороны:

- Кар, кар, какой кошмар. Дети в лесу одни! Дети в лесу одни!!

Но дети не обратили на них внимания. Они напевали известную всем песенку:

А нам все равно, а нам все равно.
Не боимся мы волка и сову!
Дело есть у нас, в самый поздний час
Ищем Ёлочку и найдём сейчас!

И действительно, Маленькая Баба Яга вывела ребят на лесную поляну, где в сугробе лежала самая красивая Новогодняя Ёлочка. Ёлочку погрузили на санки и повезли в город. Украсили разноцветными шарами и весёлыми игрушками. Приготовились к конкурсу и встрече Нового года.