Современные образовательные технологии обучения детей с нарушениями слуха

Разделы: Коррекционная педагогика


Современное образование требует создания новой образовательной среды, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Разработка эффективных методов и приемов для детей с нарушениями слуха является серьезной задачей педагогической системы. В нашей школе обучаются дети, которые имеют разную степень и характер нарушения слуха; время его возникновения; разнородный уровень речевого и психофизического развития; дополнительные отклонения в развитии. В связи с этим у детей определяются различные возможности в овладении произносительными навыками и развитии нарушенной слуховой функции. Мы, сурдопедагоги, постоянно находимся в поиске новых технологий, которые помогли бы сделать образовательный процесс более результативным и интересным. На занятии требуется не одна педагогическая технология, а целый комплекс. Выбор технологии зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, варианта обучения, и конечно, личной позиции учителя: технологии критического мышления, проектной деятельности, технология проблемного обучения и др.

ИКТ технологии являются одними из универасальных. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным и более доступным для восприятия. На специальных коррекционных занятиях для развития слуха и речи мною используются обучающие компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики - это «Дельфа», «Игры для тигры», использую приложения, применяю обучающие компьютерные программы-тренажеры, в основе которых лежат игровые упражнения, где оцениваются результаты каждого ученика и предоставляется отчёт.

Успешно применяю в работе такие онлайн платформы как COREAPP - конструктор для создания уроков с возможностью интеграции таких контентов как youtube, vimeo, soundcloud, Iearningapps.org. На платформе легко создавать образовательные материалы: уроки, олимпиады, контрольные работы, тесты онлайн, делиться ими с учениками, отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения.

Кроме этого, использую Учи.ру, Фгис «Моя школа», RealLanguage.Club, Яндекс.Учебник, видеоуроки проекта «Инфоурок», Мерсибо.

В 2023/2024 учебном году школьники с нарушением слуха смогут посмотреть 45 детских короткометражных художественных фильма, созданных в рамках системы воспитания «Киноуроки в школах России и мира» Международного культурно-гуманитарного проекта «О будущем» и адаптированных Санкт-Петербургской социальной киностудией «Жираф» при поддержке Фонда президентских грантов. АНО «Киностудия «Жираф» с 2010 года создает обучающие продукты для детей с нарушением слуха.

Эффективно использовать в работе материалы сайта Института русского языка имени А.С.Пушкина «Русский язык для наших детей». На сайте «Русский на каникулах» представлен учебно-тренировочный контент и методические материалы для поддержки образовательной деятельности на русском языке. Представлены разделы: лексика, аудирование, чтение, тестирование, где ребята в увлекательной форме могут получить уточняющие знания по различной тематике.

Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся созданы собственные презентации по учебным темам и собрана медиатека. Медиатека включает в себя - собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет;

Вместе с тем представленные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а являются стимулом повышения эффективности и расширения возможностей организации образования детей с нарушениями слуха, вызывания положительного эмоционального настроя и повышения мотивации к познавательной деятельности; формирования самостоятельности и инициативы в процессе обучения.

Список использованных источников

  1. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы. 4. Дефектология, 1994, № 5.
  2. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. Коррекционная педагогика, 2004, № 2.
  3. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001.
  4. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. М: - 2009г.
  5. https://www.prodlenka.org/profile/153168
  6. https://apni.ru/article/8880-metodi-i-priyomi-raboti-s-detmi-s-narusheniem