Этапы формирования индивидуального образовательного маршрута на обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в настоящее время является неотъемлемой частью сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный документ создается на каждого обучающегося в образовательной организации, имеющего статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Регламентируется документ нормативно-правовыми актами организации, Сан.ПИНом, локальными актами организации и создается с учетом всех предписаний ЦПМПК. Создания ИОМ - это, планомерный, последовательный этап деятельности специалистов образовательной организации. На начальном этапе, родитель/законный представитель обучающегося или будущего обучающегося, обратившись в образовательную организацию, приглашаются на заседание школьного ППК (психолого-педагогического консилиума школы).

Членами ППК производится обследование ребенка следующими специалистами: учителем логопедом, учителем дефектологом, педагогом-психологом. Во время такой комплексной диагностики выявляются ресурсы и дефициты обучающегося, а при необходимости, уровень освоения программного материала по основным предметам, таким как русский язык, математика, чтение.

Специалисты ППк изучают предоставленные законными представителями ребенка рабочие тетради если это уже школьник, а также результаты продуктивной деятельности если это дошкольник. Важным моментом является, проведение диагностики в присутствии родителя, такая открытость позволяет предупредить негативное отношение родителей к неуспехам ребенка.

Крайне необходимо, специалистами в ходе беседы с родителями собрать анамнеза ребенка. Узнаются особенности развития и состояния, требующие определенного контроля со стороны педагогического коллектива.

Выясняются особенности поведения ребенка с другими детьми и взрослыми, триггерные моменты и стимулы. Полученные данные и рекомендации ППк необходимо фиксировать в протоколе заседания. Все полученные данные позволяют выстроить наиболее эффективную траекторию обучения.

Членами ППК назначается экспертная группа специалистов, которые будут реализовывать ИОМ. В состав экспертной группы целесообразно назначить специалистов, осуществляющих коррекционную работы с ребенком, классного руководителя, тьютора.

Группа экспертов проводят углубленную диагностику ребенка относительно реализуемых коррекционных курсов и заданных ЦПМПК направлений работы.

В дальнейшем отовый ИОМ согласовывается с членами ППк и дается на ознакомление родителю/ законному представителю. Временной регламент ознакомления с ИОМ обозначен в локальном акте школы.

В дальнейшем происходит реализация ИОМ по всем направлениям определенным ЦПМПк, а также по выявленным потребностям.

Оценка динамики эффективности необходимо проводить в середине года, в данный период при необходимости возможно внесение изменений в ИОМ, например если выявились новые трудности освоения АООП и требуется их корректировка. В конце учебного года заполняется итоговая диагностика.

Непосредственно ИОМ будет иметь следующую структуру и разделы: основной блок, в котором указаны общие сведения, педагогическая характеристика обучающегося, педагогический блок, коррекционный блок.

На титульном листе очень рациональном указывать состав экспертной группы по составлению и реализации ИОМ, далее размещаются данные обучающегося и рекомендации ЦПМПК и школьного ППК, указывается цель ИОМ, срок реализации, данные об инвалидности если таковая есть.

Описываются специальные условия обучения обозначенные в ЦМПМК и исходя из рекомендаций школьного ППК: временной режим, особенности организация пространства школы/класса. Это может быть и отдельно стоящая парта для занятий; выделение зоны для сенсорной разгрузки; система визуальных подсказок (правила, инструкции); сопровождение при посещении туалетной комнаты. Необходимость организации сопровождения тьютор/ассистент, вспомогательные средства и приемы обучения, технические средства обучения, специальный дидактический материал, форма и условия оценки достижений.

Характеристика на ребенка должна отражать: особенности поведения, общения, привычки, интересы, регулятивные действия (принятие задачи, удержание плана выполнения задачи, самостоятельного осуществления контроля и коррекции во время работы, отношения к успехам и неудачи, личностные особенности , коммуникативные навыки, оцениваются способы взаимодействия, умение поддерживать и вести разговор, умение договариваться со сверстниками, умение передавать информацию другим людям, познавательные обще учебные универсальные действия, и логические действия.

Классный руководитель, социальный педагог, тьютор указывают направления своей работы, выставляют конкретные задачи, режим и форму работы, показатели достижений, формы оценки результатов работы. Все это удобно выразить в виде таблицы с указанными параметрами работы с обучающимися, балловые критерии помогают выявить ресурсы или дефициты по каждому параметру, благодаря чему можно выставить конкретные задачи работы педагога в течение года, а также отследить динамику эффективности работы с обучающимся. В конце учебного года должна проводиться оценка уровня реализации задач сфер развития и освоения программного материала. В ИОМ в обязательном порядке входит расписание обучающегося по предметам, а также расписание внеурочной деятельности и коррекционных занятий. В обязательном порядке должен быть лист ознакомления родителя/законного представителя с самим ИОМ и всеми вносимыми изменениями в нем.

Коррекционный блок формируется исходя из варианта АООП и рекомендованных специалистами ЦПМПК и школьного ППК. Сопровождение обучающихся специалистами отражаются в ИОМ в едином порядке, каждый специалист описывает основные особенности обучающегося, по направлениям своей работы. Данные заполняются на начало и конец года. Также, как и в педагогической части коррекционные специалисты выявляют ресурсы и дефициты относительно реализуемых коррекционных курсов, выставляются задачи и оценивается динамика на середину и конец года. Специалистами указываются используемые при реализации коррекционного курса методическая, дидактическая литература. Таким образом, командная работа всех педагогов, грамотно составленный индивидуальный образовательный маршрут позволяет корректно выставить задачи развития, повысить качество освоения АООП и сделать образовательный процесс прозрачным для родителя.