План-конспект психологического занятия с элементами арт-терапии «Волшебная поляна»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: арт-терапия


Класс

6

Категория

ученики с интеллектуальными нарушениями

Тема занятия

«Волшебная поляна»

Форма занятия

групповая

Продолжительность

40 минут

Цели

Развивающая цель: развитие воображения
Обучающая цель: расширить кругозор
Коррекционная цель: снизить тревожность

Задачи

- Развитие творческих способностей
- Развитие и умения правильно выражать свои эмоции и чувства
- Развитие фантазии, воображения
- Снятие напряжения.
- Повышение самооценки

Планируемые результаты

Личностные результаты: формируется установка на поддержание созданной атмосферы, доброжелательности и принятия. Возможность увидеть свой внутренний мир посредством получения опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков. Осознание что является частью детского коллектива.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: возможность выражения своего мнения, уважительное восприятие мнения других.
Познавательные УУД: ориентироваться в своих знаниях и определять сферу своих интересов.

Оборудование

компьютер, проектор, лист бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, записи музыки природы.

Содержание занятия:

  1. Вступительная часть (5 мин)
  2. Основная часть (10 мин)
  3. Психологический практикум (20 мин)
  4. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

Организационный момент

Дети сидят в кругу.

Педагог: Ребята, здравствуйте, поприветствуем друг друга. Упражнение на знакомство «передай соседу».

Заполнение арт-дневника - дети должны приклеить значок своего настроения: солнце (хорошее настроение), облако (плохое настроение), цветок (не могу определиться).

Основная часть занятия

Проводится беседа.

«Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё?»

Ответы детей.

Педагог: какие растения вы знаете (презентация)

«Закройте глаза и постарайтесь увидеть, представить волшебную поляну, на которой растут разные цветы и растения. Представьте себя в образе растения. Это растение может быть реальным растущим в наших лесах, а может этот цветок - житель южных лесов или сказочное, волшебное, придуманное вами. Откройте глаза. Представьте, что вы маленький цветочек (присядьте) и вот прошел дождь, и вы стали расти (медленно вставайте, как бы растите вверх). Подул сильный-сильный ветер, и цветы качаются из стороны в сторону. Оглянитесь вокруг. Вы не одиноки. Возьмитесь за руки. Хорошо, когда рядом есть друзья. Подарите друг другу улыбку».

Психологический практикум

Педагог предлагает детям сесть за столы и продолжить работу.

На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами растения.

Затем педагог предложить детям рассказать по очереди историю о своем цветке от первого лица.

Детям можно задавать косвенные вопросы:

  1. Где твоему цветку хотелось бы расти: на поляне или клумбе?
  2. Есть ли у него друзья или нет?
  3. Боится ли чего-нибудь этот цветок?
  4. Этот цветок счастлив или нет?
  5. О чем мечтает этот цветок?

Вырежьте свой цветок, который вам нравится и раскрасьте его.

Педагог-психолог обращает внимание детей на лист бумаги, на котором уже нарисован фон в виде неба и поляны: «Представьте, что этот лист бумаги - поляна, на которой вырастут ваши растения. Каждый вправе решать, где удобнее будет расти его цветку: среди других в лесу или в сторонке от всех на опушке леса или на клумбе. Выберите подходящее место и приклейте свой цветочек». Во время выбора места и заполнения пространства поляны педагог следит затем, чтобы дети договаривались, уступали, шли на компромисс. Только тогда, когда все дети остались довольны расположением цветов, они приклеиваются. Зарисуйте оставшееся пространство поляны. Пожеланию, заселите ваш лес: другими растениями, приклейте. Общий рисунок прикрепляют к доске, чтобы все могли рассмотреть получившуюся картину.

Педагог отмечает, что совместными усилиями и благодаря сотрудничеству, совместному творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую картину «Волшебная поляна». Каждый цветок на нашей «Волшебной поляне» не одинок, рядом с ним растут много других «цветов - друзей»! Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг вас тоже друзья. Вы вместе «один за всех и все за одного»!

Рефлексия

Давайте подведем итог.

  • О чем мы сегодня поговорили?
  • Что вы нового сегодня узнали?
  • Что больше всего понравилось?

Заполнение арт-дневника: дети должны приклеить значок своего настроения: солнце (хорошее настроение), облако (плохое настроение), цветок (не могу определиться).