Аспект стрессоустойчивости личности педагогов в ситуации дистанционного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дистанционное обучение, стрессоустойчивость педагога, стрессоустойчивость


Основная часть

Постоянные изменения мира и его цифровизация влияют на такую сферу жизни общества, как образование. Основными участниками процесса являются учителя и педагоги. Понятия онлайн-образования и перехода на дистанционное образование являются разными аспектами образования. Так как в первом случае преподаватели уже заранее знают свои условия труда, а во втором случае переход на дистанционное образование, является необычным и уникальным опытом для преподавателя, который обычно проводил занятия в офлайн режиме.

Ускорение цифровизации стало особенно заметно во время пандемии и проведении специальной военной операции. Примерно с 2018 года цифровые технологии затронули все процессы образования. У данной ситуации есть, и плюсы, и минусы.

К положительным аспектам можно отнести: упрощение организационных задач, удобство для молодого поколения в получении новой информации привычной для их психики, расширение возможностей потребления информации, которая необходима для текущего развития профессиональной личности.

К негативным аспектам можно отнести: неготовность психологически всего преподавательского персонала пользоваться только цифровыми технологиями в проведении учебного процесса, увеличении количества стресса педагогов во время занятий, увеличение психологической нагрузки сотрудников, частичная неудовлетворенность личностных потребностей, которые закрывались при офлайн взаимодействии со студентами.

Существуют немало исследований в области сопровождении педагогов в формировании стрессоустойчивости. В зависимости от типа личности и возрастных особенностей, каждый преподаватель справляется по-своему с увеличением стресса во время проведения занятий.

Эмоциональное состояние преподавателей является важным элементом для улучшения коммуникации со студентами и увеличения качества усвоения учебного материала.

Таблица 1. - Анализ понятий: стресс, стрессоустойчивость

Учёный

Понятие

Форма

Стресс

Г.Селье

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования»

Реакция организма

В.Э.Мильман

«Стресс - это инструмент потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения»

Функция величины потребности

Р.Лазарус

«Эмоциональный стресс - это состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые ограничивают удовлетворение его потребностей»

Физиологическое состояние (вегетативный, первосигнальный) и психологическое состояние (эмоциональный, второсигнальный)

В.А.Бодров

«Психологический стресс - процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации»

Процесс

Стрессоустойчивость

С.В.Субботин

«Стрессоустойчивость - это определённая составляющая эмоциональной и психологической устойчивости, а также называется стресс-резистентность, фрустрационная толерантность»

Толерантность к стрессу

Б.Х.Варданян

«Стрессоустойчивость - это взаимодействие эмоциональных и других компонентов психической деятельности, это свойство личности, которое обеспечивает гармонию между личностью и эмоциональной ситуацией»

Свойство личности

К.К.Платонов

«Стрессоустойчивость - взаимодействие эмоционально волевых качество личности»

Качества личности

А.В.Эккерман

«Стрессоустойчивость - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт»

Умение личности

Можно сделать вывод из данных определений, что хоть и рассматривается один и тот же элемент изучения, на само понятие можно посмотреть с разной стороны, что может преобразовать его главную форму. В понятие «стресс» могут рассматривать, и как процесс, и как реакцию, и как функцию потребности, и как состояние. И важно понимать разницы, ведь состояние может рассматриваться, как системные реакции, а не просто единичный случай. Также психологическое состояние - это результат реакций организма на разные ситуации, с которыми сталкивается личность педагога. То есть, можно сделать вывод, что «психологическое состояние» шире понятия «психологическая реакция».

Понятие стрессоустойчивости учёными рассматривается с разной стороны её функциональности, где-то это свойство личности, где-то качество личности, где-то умение. Изучив разницу между этими понятиями, можно сделать вывод, что умение - это освоенный способ выполнения действий, свойство личности - это вид социально-значимых качеств для адаптации, а качество личности - это набор черт личности.

То есть стрессоустойчивость может рассматриваться, как: свойство, набор качеств, действие.

Понятие, выведенное автором: «Стрессоустойчивость - это совокупность качеств, которые позволяют личности без лишних всплесков эмоций в сложной для неё ситуации успешно выполнять задания».

В отечественной педагогических психологии учёные рассматривают проблему личности педагога, ведь её критерии считаются субъективными. С одной стороны, педагог обладает объективными характеристиками, с другой стороны также важно анализировать его мотивацию и методы работы. Главными двумя способностями педагога выделают: рефлексивно-перцептивные и проектировочно-гностические. Первое более актуально в данном исследовании, ведь при работе со стрессоустойчивостью педагога он должен иметь высокий уровень возможностей к самопознанию, к адекватной оценке своего психологического состояния и быть разносторонним. Второй же вид способностей можно отнести больше к профессиональным и интеллектуальным навыкам, которые педагог может использовать в своей деятельности.

Нервно-психологическое истощение, раздражительность, формальность в период обучения, высокое эмоциональное напряжение очень негативно сказывается, на: здоровье персонала, текучесть кадров, качество образования, удовлетворенность студентов от полученной информации и поддержание социальных контактов и активной коммуникации в жизни. В данном исследовании важно дать определение дистанционному обучению.

Дистанционное обучение (ДО) - это проведение образовательных программ без непосредственного контакта с педагогом в офлайн среде
Стресс можно классифицировать: по длительности воздействия и по сферам возникновения. Существует методика ПОТС по определению стрессоустойчивости педагогов, где их уровень можно поделить на 4 шкалы. По исследованиям стрессоустойчивости педагога Г.А.Глотова, можно описать типы стрессоустойчивость педагога, как: индивида, личности, субъекта профессиональной педагогической деятельности, индивидуальности.

Критерии, которые имеют значения для определения стрессоустойчивости: возраст, пол, культурно-образовательный уровень, личностные качества, общие способности в профессиональной деятельности педагога, специальные способности.

Уровень профессионального стресса можно поделить на такие факторы, как: условия учебного заведения, профессиональные качества преподавателя, социально-демографические характеристики педагога.

Понятие, выведенное автором: «Особенность стресса у педагогов заключается в активном и длительном общении со студентами, при этом могут возникать эмоционально сложные ситуации общения. К специфике сферы деятельности можно отнести эмоциональные отношения с детьми, с которыми проходят занятия, так как педагог не просто передаёт знания, но и также проводит воспитательную работу. С переходом на дистанционное обучение уровень стресса увеличивается особенно у более старшего поколения, которые не знакомы так активно с современными технологиями».

Для изучения стрессоустойчивости созданы множество методик, диагностических процедур и методов. В таблице 2 отображены несколько диагностических процедур.

Таблица 2 - Диагностические процедуры для изучения особенностей стрессоустойчивости

Критерий

Метод

Методика

Уровень стрессоустойчивости

Тест

Тест самооценки стрессоустойчивости Ш.Коухена и Г.Виллиамсона

Значимые
стрессогенные факторы

Метод экспертных оценок (ранжирование факторов)

Опросник «Стрессогенные факторы в работе педагога».

Особенности сформированности компетенций

Анкетирование

Анкета «оценка содержания компетенций способствующих стрессоустойчивости»

Уровень напряжённости человека

Тестовый опросник

Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона

Выявление эмоциональных и физиологических симптомов стресса

Метод экспертных оценок

Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В.Щербатых

Выявление причин напряжённости и стресса

Тестирование

Тест «Степень напряжённости» Н.А.Литвинцева

Данные методы диагностики можно проводить и по отдельности, и комбинируя по ситуации для проведения более детального исследования. Некоторые из методов можно проводить дистанционно.

Причинами дистанционного обучения могут быть невозможности проведения офлайн занятий из-за увеличения риска негативного влияния на здоровье и жизнь участников процесса, что уже по своей природе может вызывать стресс у педагогов. Занятия могут проводится в форме: чат-занятий, веб-занятий и телеконференций. Данные форматы могут являться новым инструментов для педагога, что увеличит его стресс. Также нужно учитывать психологические и возрастные особенности педагогического коллектива.

Формирование стрессоустойчивости позволяет педагогам минимизировать последствия неопрятных событий, что будет влиять на уровень паники и их продуктивность.

Процесс формирования стрессоустойчивости также должен учитывать цели, характерные для обучения взрослых, такие как:

  • получение новых знаний, новой информации;
  • овладение информацией на новом уровне;
  • приобретение навыков и умений в использовании информации;
  • выработка убеждений и ценностных ориентиров;
  • выработка новых личностных качеств;
  • удовлетворение познавательных интересов» [5, с. 96].

Согласно данным Росстата в России работает 1,2 миллиона школьных учителей, 154 тысячи преподавателей в СПО, более 178 тысячи преподавателей вузов и 620 тысяч педагогов работающих с дошкольниками [24].

Исследования Росстата кадровых составов педагогов в возрасте от 20 до 66 лет в Российской Федерации показало, что средний возраст участников составил 40 лет, распределение по возрастам представлено ниже:

  • от 20 до 29 лет - 19, 65%;
  • от 30 до 39 лет - 33,28%;
  • от 40до 49 лет - 22,82%;
  • от 50 до 59 лет - 17,75%;
  • от 60 до 66 лет - 6,5% [24].

Стаж участников коррелируется с возрастом. Постоянный стресс может повлиять на развитие синдрома эмоционального выгорания, которые возникает как следствие. Исследования показывают, что за последние годы количество конфликтов между преподавателями и родителями возросло, что отображается на авторитете и психическом состоянии педагога. На рисунке 1 отображена статистика за 2022 год в Российской Федерации, показывающая какие факторы влияют на стресс у педагогов по их мнению.

Рисунок 1 - Личностные качества педагога

Самыми главными факторами влияющие на стресс педагогов, по их мнению, являются: недостаточное моральное и материальное стимулирование труда, недостаточность необходимых средств, высока вероятность возникновения экстренных ситуаций. На рисунке 2 отображена классификация методов нейтрализации стресс в зависимости от природы антистрессорного воздействия.

Заработная плата преподавателей в разных регионах отличается, это зависит от его местоположения, приоритетности и других факторов. Согласно Росстату наибольшую заработную плату получают в таких регионах, как: Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Камчатский края и Сахалинская область. При этом наименьшую заработную плату получают в: Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республика Крым [23].

Рисунок 2 - Классификация методов нейтрализации стресс в зависимости от природы антистрессорного воздействия

Данная классификация методов может быть использована в тренингах для преподавателей по увеличению стрессоустойчивости личности. Необходимо донести мысль, что профессиональны стресс может привести к эмоциональному выгоранию, тем более количество стрессовых факторов во время дистанционного обучения может возрасти. Согласно статистике НИУ ВШЭ во время пандемии в России около 70% специалистов социальной сферы были с симптомами выгорания [24].

Наличие поддержки со стороны руководства и чувство общности могут повысить эмоциональную стабильность специалиста. В современных исследованиях можно часто встретить понятие «копинг-стратегия», это понятие показывает реакцию личности на уровень дискомфорта от стрессовой ситуации и возможность поиска на её устранение.

В режиме дистанционного образования педагоги с более высоким уровнем качества жизни были более устойчивые к стрессу, поэтому необходимо обратить внимание, на: здоровье, удовлетворенность жизнь, качеству общения.

Следует констатировать, что экстенсивный рост уровня стресса и отсутствие системных проработок стрессоустойчивости значительно ухудшили качество жизни педагогов и их профессиональные возможности. Ведь только в здоровом теле и стабильном эмоциональном состоянии специалист может качество выполнять свои задачи. А работа педагога ещё и связана с молодым поколением, которое будет строить будущее в нашем обществе. Поэтому необходимо проводить более детальные исследования в данной сфере и стремиться к повышению стрессоустойчивости у преподавателей.

Можно выделить системообразующие, системостабилизирующие и результирующие компоненты стрессоустойчивости педагога. Как и в любой системе, стрессоустойчивость обеспечивается гармоничным функционированием всех перечисленных компонентов, их взаимовлиянием друг на друга, и направлена на поддержание внутреннего равновесия, обеспечение жизнедеятельности путем приспособления к внешней среде или преобразования стрессовой ситуации в более благоприятную. Компоненты стрессоустойчивости соотносятся с компетенциями, обеспечивающими их сформированность. Развитие универсальных компетенций, способствующих формированию стрессоустойчивости, возможно в ходе четырех основных стадии: подготовки, осознания, переоценки и действия, и при условии активности педагогов, наличия у них действенного мотива для решения проблемы стресса, осознания ее актуальности.

Список использованной литературы

  1. Багадаева, О.Ю. Определение основных направлений методического сопровождения педагогов на основе анализа значимых стрессогенных факторов их профессиональной деятельности [Текст] / О.Ю.Багадаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 9-12.
  2. Багнетова Е. (2017) Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных учреждений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Nº 3 (48). C. 84-88.
  3. Битюцкая Е.В. (2011) Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. Nº 1. C. 100-111.
  4. Вачков И.В., Савенкова М.А. (2019) Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. Nº 3 (49). C. 84-95.
  5. Гуриева С.Д., Афанасьева Ю. (2019) Копинг-поведение педагога в контексте профессионального стресса // Мир педагогики и психологии. Nº 5 (34). C. 162-168.
  6. Дмитриева Н.Ю., Качановецкая Н.И. (2018) Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. Nº 3. C. 55-60.
  7. Зарецкий Ю.В. (2020) Опыт психологического консультирования педагогов, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. Т. 28. Nº 2 (108). С. 137-150.
  8. Заусенко И.В. (2018) Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. Nº 2. C. 28-31.
  9. Заусенко И.В. (2019) Психологическое благополучие студентов и педагогов в период введения Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. Nº 4. С. 196-199.
  10. Компетентностный подход к формированию стрессоустойчивости педагогов образовательных организаций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сост. О.Ю.Багадаева. - Электрон. текст. Дан (3 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 128 с.
  11. Крюкова Т.Л. (2016) Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул.
  12. Кухтерина Г.В., Федина Л.В. (2016) Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 4. No 2. C. 57-65.
  13. Петрова, Н.Ф. Анализ и выявление особенностей корпоративной культуры в образовательном учреждении [Текст]/ Н.Ф.Петрова, А.В.Марченко// Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности: Сборник научных трудов по материалам V ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального ун-та. - Ставрополь. - 2017. С. 140-145.
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.0 Педагогическое образование» от 22 февраля 2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
  15. Радионова О.Р. Анализ предрасположенности к организационному стрессу у руководителей и специалистов дошкольного образования организаций в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования [Текст] / О.Р.Радионова, М.Л.Шехтер, А.С.Алексеева // Развивающее и развивающееся (электронный сборник). - М.: ООО "Издательство "Линка-Пресс". - 2019. - C. 7-20.
  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/zakony/273_02_2015.pdf
  17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
  18. Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальных трансформаций социальной среды: учебно-методическое пособие / Е.А.Андреева, И.В.Кольцова, О.С.Погребная [и др.]; под редакцией О.С.Погребной, Е.Ф.Ториковой. - Ставрополь: Издательство «Тимченко О.Г.», 2022. - 150 c. - ISBN 978-5-907642-18-8. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/128257.html
  19. Николаева И.А. Психологические и организационные аспекты работы педагога-психолога в образовании: учебно-методические рекомендации для семинаров и самостоятельной работы студентов / Николаева И.А., Вершинина В.В. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. - 51 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/86321.html
  20. Мищенко И.Н. Психолого-педагогические аспекты познавательных процессов личности у обучающихся в вузах: учебное пособие / Мищенко И.Н., Парыгина О... - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2019. - 299 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/97321.html
  21. Обухова Ю.В. Практическая психология личности: тренинговые технологии в работе педагога-психолога / Обухова Ю.В. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 124 c. - ISBN 978-5-9275-3654-2. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/115526.html
  22. Лифанов, А.Д. Развитие мотивации спортивной и оздоровительной деятельности в процессе профессионализации личности (структурно-динамический аспект): монография / А.Д.Лифанов. - Казань: Издательство КНИТУ, 2020. - 216 c. - ISBN 978-5-7882-2860-0. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/121037.html
  23. Федеральная служба государственной статистики [Электронный доступ] https://rosstat.gov.ru/
  24. Сборник «Образование в цифрах» от Росстат, НИУ, ВШЭ и Миноборнауки [Электронный доступ] https://clck.ru/38r2zb