Основная часть
Постоянные изменения мира и его цифровизация влияют на такую сферу жизни общества, как образование. Основными участниками процесса являются учителя и педагоги. Понятия онлайн-образования и перехода на дистанционное образование являются разными аспектами образования. Так как в первом случае преподаватели уже заранее знают свои условия труда, а во втором случае переход на дистанционное образование, является необычным и уникальным опытом для преподавателя, который обычно проводил занятия в офлайн режиме.
Ускорение цифровизации стало особенно заметно во время пандемии и проведении специальной военной операции. Примерно с 2018 года цифровые технологии затронули все процессы образования. У данной ситуации есть, и плюсы, и минусы.
К положительным аспектам можно отнести: упрощение организационных задач, удобство для молодого поколения в получении новой информации привычной для их психики, расширение возможностей потребления информации, которая необходима для текущего развития профессиональной личности.
К негативным аспектам можно отнести: неготовность психологически всего преподавательского персонала пользоваться только цифровыми технологиями в проведении учебного процесса, увеличении количества стресса педагогов во время занятий, увеличение психологической нагрузки сотрудников, частичная неудовлетворенность личностных потребностей, которые закрывались при офлайн взаимодействии со студентами.
Существуют немало исследований в области сопровождении педагогов в формировании стрессоустойчивости. В зависимости от типа личности и возрастных особенностей, каждый преподаватель справляется по-своему с увеличением стресса во время проведения занятий.
Эмоциональное состояние преподавателей является важным элементом для улучшения коммуникации со студентами и увеличения качества усвоения учебного материала.
Таблица 1. - Анализ понятий: стресс, стрессоустойчивость
Учёный |
Понятие |
Форма |
Стресс |
||
Г.Селье |
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» |
Реакция организма |
В.Э.Мильман |
«Стресс - это инструмент потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения» |
Функция величины потребности |
Р.Лазарус |
«Эмоциональный стресс - это состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые ограничивают удовлетворение его потребностей» |
Физиологическое состояние (вегетативный, первосигнальный) и психологическое состояние (эмоциональный, второсигнальный) |
В.А.Бодров |
«Психологический стресс - процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации» |
Процесс |
Стрессоустойчивость |
||
С.В.Субботин |
«Стрессоустойчивость - это определённая составляющая эмоциональной и психологической устойчивости, а также называется стресс-резистентность, фрустрационная толерантность» |
Толерантность к стрессу |
Б.Х.Варданян |
«Стрессоустойчивость - это взаимодействие эмоциональных и других компонентов психической деятельности, это свойство личности, которое обеспечивает гармонию между личностью и эмоциональной ситуацией» |
Свойство личности |
К.К.Платонов |
«Стрессоустойчивость - взаимодействие эмоционально волевых качество личности» |
Качества личности |
А.В.Эккерман |
«Стрессоустойчивость - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт» |
Умение личности |
Можно сделать вывод из данных определений, что хоть и рассматривается один и тот же элемент изучения, на само понятие можно посмотреть с разной стороны, что может преобразовать его главную форму. В понятие «стресс» могут рассматривать, и как процесс, и как реакцию, и как функцию потребности, и как состояние. И важно понимать разницы, ведь состояние может рассматриваться, как системные реакции, а не просто единичный случай. Также психологическое состояние - это результат реакций организма на разные ситуации, с которыми сталкивается личность педагога. То есть, можно сделать вывод, что «психологическое состояние» шире понятия «психологическая реакция».
Понятие стрессоустойчивости учёными рассматривается с разной стороны её функциональности, где-то это свойство личности, где-то качество личности, где-то умение. Изучив разницу между этими понятиями, можно сделать вывод, что умение - это освоенный способ выполнения действий, свойство личности - это вид социально-значимых качеств для адаптации, а качество личности - это набор черт личности.
То есть стрессоустойчивость может рассматриваться, как: свойство, набор качеств, действие.
Понятие, выведенное автором: «Стрессоустойчивость - это совокупность качеств, которые позволяют личности без лишних всплесков эмоций в сложной для неё ситуации успешно выполнять задания».
В отечественной педагогических психологии учёные рассматривают проблему личности педагога, ведь её критерии считаются субъективными. С одной стороны, педагог обладает объективными характеристиками, с другой стороны также важно анализировать его мотивацию и методы работы. Главными двумя способностями педагога выделают: рефлексивно-перцептивные и проектировочно-гностические. Первое более актуально в данном исследовании, ведь при работе со стрессоустойчивостью педагога он должен иметь высокий уровень возможностей к самопознанию, к адекватной оценке своего психологического состояния и быть разносторонним. Второй же вид способностей можно отнести больше к профессиональным и интеллектуальным навыкам, которые педагог может использовать в своей деятельности.
Нервно-психологическое истощение, раздражительность, формальность в период обучения, высокое эмоциональное напряжение очень негативно сказывается, на: здоровье персонала, текучесть кадров, качество образования, удовлетворенность студентов от полученной информации и поддержание социальных контактов и активной коммуникации в жизни. В данном исследовании важно дать определение дистанционному обучению.
Дистанционное обучение (ДО) - это проведение образовательных программ без непосредственного контакта с педагогом в офлайн среде
Стресс можно классифицировать: по длительности воздействия и по сферам возникновения. Существует методика ПОТС по определению стрессоустойчивости педагогов, где их уровень можно поделить на 4 шкалы. По исследованиям стрессоустойчивости педагога Г.А.Глотова, можно описать типы стрессоустойчивость педагога, как: индивида, личности, субъекта профессиональной педагогической деятельности, индивидуальности.
Критерии, которые имеют значения для определения стрессоустойчивости: возраст, пол, культурно-образовательный уровень, личностные качества, общие способности в профессиональной деятельности педагога, специальные способности.
Уровень профессионального стресса можно поделить на такие факторы, как: условия учебного заведения, профессиональные качества преподавателя, социально-демографические характеристики педагога.
Понятие, выведенное автором: «Особенность стресса у педагогов заключается в активном и длительном общении со студентами, при этом могут возникать эмоционально сложные ситуации общения. К специфике сферы деятельности можно отнести эмоциональные отношения с детьми, с которыми проходят занятия, так как педагог не просто передаёт знания, но и также проводит воспитательную работу. С переходом на дистанционное обучение уровень стресса увеличивается особенно у более старшего поколения, которые не знакомы так активно с современными технологиями».
Для изучения стрессоустойчивости созданы множество методик, диагностических процедур и методов. В таблице 2 отображены несколько диагностических процедур.
Таблица 2 - Диагностические процедуры для изучения особенностей стрессоустойчивости
Критерий |
Метод |
Методика |
Уровень стрессоустойчивости |
Тест |
Тест самооценки стрессоустойчивости Ш.Коухена и Г.Виллиамсона |
Значимые
|
Метод экспертных оценок (ранжирование факторов) |
Опросник «Стрессогенные факторы в работе педагога». |
Особенности сформированности компетенций |
Анкетирование |
Анкета «оценка содержания компетенций способствующих стрессоустойчивости» |
Уровень напряжённости человека |
Тестовый опросник |
Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона |
Выявление эмоциональных и физиологических симптомов стресса |
Метод экспертных оценок |
Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В.Щербатых |
Выявление причин напряжённости и стресса |
Тестирование |
Тест «Степень напряжённости» Н.А.Литвинцева |
Данные методы диагностики можно проводить и по отдельности, и комбинируя по ситуации для проведения более детального исследования. Некоторые из методов можно проводить дистанционно.
Причинами дистанционного обучения могут быть невозможности проведения офлайн занятий из-за увеличения риска негативного влияния на здоровье и жизнь участников процесса, что уже по своей природе может вызывать стресс у педагогов. Занятия могут проводится в форме: чат-занятий, веб-занятий и телеконференций. Данные форматы могут являться новым инструментов для педагога, что увеличит его стресс. Также нужно учитывать психологические и возрастные особенности педагогического коллектива.
Формирование стрессоустойчивости позволяет педагогам минимизировать последствия неопрятных событий, что будет влиять на уровень паники и их продуктивность.
Процесс формирования стрессоустойчивости также должен учитывать цели, характерные для обучения взрослых, такие как:
- получение новых знаний, новой информации;
- овладение информацией на новом уровне;
- приобретение навыков и умений в использовании информации;
- выработка убеждений и ценностных ориентиров;
- выработка новых личностных качеств;
- удовлетворение познавательных интересов» [5, с. 96].
Согласно данным Росстата в России работает 1,2 миллиона школьных учителей, 154 тысячи преподавателей в СПО, более 178 тысячи преподавателей вузов и 620 тысяч педагогов работающих с дошкольниками [24].
Исследования Росстата кадровых составов педагогов в возрасте от 20 до 66 лет в Российской Федерации показало, что средний возраст участников составил 40 лет, распределение по возрастам представлено ниже:
- от 20 до 29 лет - 19, 65%;
- от 30 до 39 лет - 33,28%;
- от 40до 49 лет - 22,82%;
- от 50 до 59 лет - 17,75%;
- от 60 до 66 лет - 6,5% [24].
Стаж участников коррелируется с возрастом. Постоянный стресс может повлиять на развитие синдрома эмоционального выгорания, которые возникает как следствие. Исследования показывают, что за последние годы количество конфликтов между преподавателями и родителями возросло, что отображается на авторитете и психическом состоянии педагога. На рисунке 1 отображена статистика за 2022 год в Российской Федерации, показывающая какие факторы влияют на стресс у педагогов по их мнению.

Рисунок 1 - Личностные качества педагога
Самыми главными факторами влияющие на стресс педагогов, по их мнению, являются: недостаточное моральное и материальное стимулирование труда, недостаточность необходимых средств, высока вероятность возникновения экстренных ситуаций. На рисунке 2 отображена классификация методов нейтрализации стресс в зависимости от природы антистрессорного воздействия.
Заработная плата преподавателей в разных регионах отличается, это зависит от его местоположения, приоритетности и других факторов. Согласно Росстату наибольшую заработную плату получают в таких регионах, как: Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Камчатский края и Сахалинская область. При этом наименьшую заработную плату получают в: Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республика Крым [23].

Рисунок 2 - Классификация методов нейтрализации стресс в зависимости от природы антистрессорного воздействия
Данная классификация методов может быть использована в тренингах для преподавателей по увеличению стрессоустойчивости личности. Необходимо донести мысль, что профессиональны стресс может привести к эмоциональному выгоранию, тем более количество стрессовых факторов во время дистанционного обучения может возрасти. Согласно статистике НИУ ВШЭ во время пандемии в России около 70% специалистов социальной сферы были с симптомами выгорания [24].
Наличие поддержки со стороны руководства и чувство общности могут повысить эмоциональную стабильность специалиста. В современных исследованиях можно часто встретить понятие «копинг-стратегия», это понятие показывает реакцию личности на уровень дискомфорта от стрессовой ситуации и возможность поиска на её устранение.
В режиме дистанционного образования педагоги с более высоким уровнем качества жизни были более устойчивые к стрессу, поэтому необходимо обратить внимание, на: здоровье, удовлетворенность жизнь, качеству общения.
Следует констатировать, что экстенсивный рост уровня стресса и отсутствие системных проработок стрессоустойчивости значительно ухудшили качество жизни педагогов и их профессиональные возможности. Ведь только в здоровом теле и стабильном эмоциональном состоянии специалист может качество выполнять свои задачи. А работа педагога ещё и связана с молодым поколением, которое будет строить будущее в нашем обществе. Поэтому необходимо проводить более детальные исследования в данной сфере и стремиться к повышению стрессоустойчивости у преподавателей.
Можно выделить системообразующие, системостабилизирующие и результирующие компоненты стрессоустойчивости педагога. Как и в любой системе, стрессоустойчивость обеспечивается гармоничным функционированием всех перечисленных компонентов, их взаимовлиянием друг на друга, и направлена на поддержание внутреннего равновесия, обеспечение жизнедеятельности путем приспособления к внешней среде или преобразования стрессовой ситуации в более благоприятную. Компоненты стрессоустойчивости соотносятся с компетенциями, обеспечивающими их сформированность. Развитие универсальных компетенций, способствующих формированию стрессоустойчивости, возможно в ходе четырех основных стадии: подготовки, осознания, переоценки и действия, и при условии активности педагогов, наличия у них действенного мотива для решения проблемы стресса, осознания ее актуальности.
Список использованной литературы
- Багадаева, О.Ю. Определение основных направлений методического сопровождения педагогов на основе анализа значимых стрессогенных факторов их профессиональной деятельности [Текст] / О.Ю.Багадаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 9-12.
- Багнетова Е. (2017) Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных учреждений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Nº 3 (48). C. 84-88.
- Битюцкая Е.В. (2011) Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. Nº 1. C. 100-111.
- Вачков И.В., Савенкова М.А. (2019) Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. Nº 3 (49). C. 84-95.
- Гуриева С.Д., Афанасьева Ю. (2019) Копинг-поведение педагога в контексте профессионального стресса // Мир педагогики и психологии. Nº 5 (34). C. 162-168.
- Дмитриева Н.Ю., Качановецкая Н.И. (2018) Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. Nº 3. C. 55-60.
- Зарецкий Ю.В. (2020) Опыт психологического консультирования педагогов, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. Т. 28. Nº 2 (108). С. 137-150.
- Заусенко И.В. (2018) Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. Nº 2. C. 28-31.
- Заусенко И.В. (2019) Психологическое благополучие студентов и педагогов в период введения Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. Nº 4. С. 196-199.
- Компетентностный подход к формированию стрессоустойчивости педагогов образовательных организаций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сост. О.Ю.Багадаева. - Электрон. текст. Дан (3 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 128 с.
- Крюкова Т.Л. (2016) Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул.
- Кухтерина Г.В., Федина Л.В. (2016) Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 4. No 2. C. 57-65.
- Петрова, Н.Ф. Анализ и выявление особенностей корпоративной культуры в образовательном учреждении [Текст]/ Н.Ф.Петрова, А.В.Марченко// Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности: Сборник научных трудов по материалам V ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального ун-та. - Ставрополь. - 2017. С. 140-145.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.0 Педагогическое образование» от 22 февраля 2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
- Радионова О.Р. Анализ предрасположенности к организационному стрессу у руководителей и специалистов дошкольного образования организаций в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования [Текст] / О.Р.Радионова, М.Л.Шехтер, А.С.Алексеева // Развивающее и развивающееся (электронный сборник). - М.: ООО "Издательство "Линка-Пресс". - 2019. - C. 7-20.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/zakony/273_02_2015.pdf
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
- Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальных трансформаций социальной среды: учебно-методическое пособие / Е.А.Андреева, И.В.Кольцова, О.С.Погребная [и др.]; под редакцией О.С.Погребной, Е.Ф.Ториковой. - Ставрополь: Издательство «Тимченко О.Г.», 2022. - 150 c. - ISBN 978-5-907642-18-8. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/128257.html
- Николаева И.А. Психологические и организационные аспекты работы педагога-психолога в образовании: учебно-методические рекомендации для семинаров и самостоятельной работы студентов / Николаева И.А., Вершинина В.В. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. - 51 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/86321.html
- Мищенко И.Н. Психолого-педагогические аспекты познавательных процессов личности у обучающихся в вузах: учебное пособие / Мищенко И.Н., Парыгина О... - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2019. - 299 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/97321.html
- Обухова Ю.В. Практическая психология личности: тренинговые технологии в работе педагога-психолога / Обухова Ю.В. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 124 c. - ISBN 978-5-9275-3654-2. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/115526.html
- Лифанов, А.Д. Развитие мотивации спортивной и оздоровительной деятельности в процессе профессионализации личности (структурно-динамический аспект): монография / А.Д.Лифанов. - Казань: Издательство КНИТУ, 2020. - 216 c. - ISBN 978-5-7882-2860-0. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/121037.html
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный доступ] https://rosstat.gov.ru/
- Сборник «Образование в цифрах» от Росстат, НИУ, ВШЭ и Миноборнауки [Электронный доступ] https://clck.ru/38r2zb