Известно, что нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Используя нетрадиционные методы, можно добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что их применение направлено на включение в работу всех анализаторных систем, позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции.
Проведение коррекционных занятий с использованием нестандартных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Поскольку для школьников с нарушением интеллекта на начальном этапе обучения ведущей деятельностью является игровая, ни одно занятие не обходится без игровых технологий, предусматривающих включение в содержание занятия дидактических, ролевых, развивающих, творческих и других игр. Они свободно вписываются в программу коррекционного воспитания и развития школьников, обеспечивают развитие и личностную ориентацию.
Кроме того, серьезный труд детей на занятии становится занимательным и продуктивным. Дидактическая составляющая технологий позволяет расширять кругозор, развивать трудовые, художественные навыки; воспитательная составляющая - воспитывать коллективизм, сотрудничество; развивающая - развивать память, внимание, речь, эмоции и др.; социальная - приобщать к нормам и ценностям общества.
Большой потенциал заложен в развивающих творческих технологиях, которые включают сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные игры с использованием различных материалов: бумаги, картона, проволоки, различных деревянных и пластмассовых конструкторов, пластиковых материалов, ниток, металлических скрепок, прищепок, природного и бросового материала и другие, что способствуют развитию познавательной деятельности, речи, кругозора, фантазии, творческих способностей, положительных эмоций от результатов деятельности, а также конструктивных умений и коммуникативных навыков, полезных привычек. Вот почему конструирование включено даже как один из разделов в программу трудового обучения, начиная с начальной школы.
Конструктивные игры в школе на коррекционных занятиях используются с большим эффектом. Так, например, изучении и повторении счета, письма, чтения, развития речи, окружающего мира, окружающего социального мира, социально-бытовой ориентировки, предметно-практической деятельности, педагоги применяют конструктивные игры с таким доступным материалом, как бельевые прищепки, зажимы для бумаги. Так, бельевые прищепки полезны для развития мелкой моторики рук, чаще всего несформированной у детей с проблемами в психомоторном развитии; помогают научиться различать цвета, величину, развивают первоначальные математические представления. При использовании игр с прищепками не всегда у ребенка получается овладеть прищепкой, как инструментом. Нужно сначала показать учащимся, как правильно взять ее в руки, как прикреплять к листу бумаги, фигуре и т.д. Для этого можно обыграть прищепку, превратив ее, например, в собачку, которая лает. Таким образом, начав владеть прищепкой, учащийся с удовольствием будет играть в предложенные вами игры. Игры с прищепками можно использовать на разных уроках и во внеурочное время как в индивидуальной, так и групповой форме.
На уроке математики при выполнении задания «Сосчитай и поставь цифру», необходимо прикрепить прищепку с той цифрой, сколько кружков на круге. Эта игра для закрепления цифр в пределах 10. Начинать игру нужно с одного отдельно взятого сектора, постепенно добавляя по одному в соответствии с изучением цифр.
На уроках письма, чтения, развития речи для закрепления букв можно предложить учащимся игры: «Буква потерялась», «Найди по форме», «Зашифрованная буква», «Большая и маленькая буква». Нужно, прищепками одного цвета с этой буквой найти буквы.
На уроках окружающего природного мира при изучении тем: «Животные», «Времена года» и т.д. можно провести игру «Собери картинку». Для этого, предложить учащимся заготовки (ежик, ствол дерева, круг желтого цвета, зеленый треугольник и т.д.) и с помощью прищепок добавить недостающий элемент. Например, сделать из круга - солнце, из зеленого треугольника - елку, ежику - иголки и т.д. Сюжеты для игр с прищепками могут быть самыми разнообразными: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т.п. выполнены из прищепок, «На полянке» (травка, солнце, бабочки разного цвета, тучка и т.д.). В конце этой деятельности можно придумать сказку, обыграть ее.
На уроках окружающего социального мира и социально-бытовой ориентировки при изучении темы «Одежда» используется игра «Развесь одежду». Детям нужно разложить одежду по видам: головные уборы, зимняя и летняя одежда и развесить ее на веревку, прикрепив прищепкой. Для тех учащихся, которые еще не овладели чтением, нужно повесить для образца один вид одежды.
При изучении профессий применяется игра «Профессии». Условие этой игры - соединить человека определенной профессии с инструментом, который необходим ему в работе.
Прищепки являются подручным средством для создания пальчикового театра. На прищепки наклеивают изображения героев различных сказок, и дети крепят их на указательный палец руки. Далее проигрывается сказка с использованием декораций или за ширмой.
Таким образом, работа с ребенком при нетрадиционной коррекции становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и увлекательной. Занятия становятся более интересными и разнообразными. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиоло-гический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Благодаря использованию игр с прищепками дети с ограниченными возможностями намного легче и быстрее достигают следующих результатов:
- усваивают понятия формы, цвета, величины, числа и множества;
- быстрее учатся ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется внимание и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющие детям планировать свои действия.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.
Таким образом, применение нестандартных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.