В структуре АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) наряду с освоением предметных областей большая роль отводится коррекционному блоку. В свою очередь коррекционный блок состоит из перечня курсов, одним из которых являются логопедические занятия. Неоспоримым является тот факт, что формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. А у детей с умственной отсталостью нарушения речи носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; нарушения сложных форм словообразования аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; недостаточная сформированность связной речи; выраженная дислексия и дисграфия.
Поэтому целью логопедических занятий является воздействие на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- Диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи,
- Формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
- Коррекция нарушений чтения и письма;
- Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
При успешном освоении курса «Логопедические занятия» у обучающихся развивается речевой слух, умение правильно использовать поставленные звуки. Дети овладевают навыками звуко-слогового анализа и синтеза. Также логопедические занятия способствуют развитию общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией; желанию вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; умению выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; мотивации к овладению устной речью. Таким образом, логопедические занятия благотворно влияют на успешное освоение адаптированной образовательной программы.