Развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутического спектра через использование современных технологий

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Изучение особенностей познавательной деятельности детей влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития: недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу.

В современном мире становится все больше детей с расстройствами аутического спектра.

Это дети, которым постоянно необходимо в психолого-педагогическое сопровождение.

В работе с такими детьми недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов.

В своей работе по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста с РАС я использую современные методики, такие как кинезиология, применение ментальных карт и эйдетика.

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение.

В данный блок включаются игры и упражнения, в процессе которых действия выполняются обеими руками одновременно.

К таким играм можно отнести зеркальное рисование. Детям предлагается начать рисовать на белом листе бумаги сразу двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки. Аналогично мы с детьми рисуем и на песке.

Также использую в своей работе такое пособие, как «Прозрачный мольберт». Он представляет собой небьющееся прозрачное стекло в раме, которое можно поставить на стол. Ребенок с помощью краски и кисточек рисует одновременно двумя руками, только не на листе, а на стеклянном мольберте. Начинали рисовать с самых простых узоров, потом более сложные. Главное условие - рисование обеими руками одновременно.

При выполнении данного задания происходит расслабление глаз и рук. Когда деятельность обоих полушарий головного мозга синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Очень эффективным является и применение в работе дидактических пособий:

  • межполушарные доски. Представляют собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Детям предлагается пройти лабиринты синхронно работая двумя руками одновременно. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, активизируются ранее не активные участки головного мозга. Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.
  • межполушарные дорожки представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов (пуговицы, трубочки, колечки и прочее) дорожки для пальчиков, которые ребенок должен пройти двумя руками одновременно.
  • межполушарные «Балансиры-лабиринты». Цель данного пособия - развитие межполушарных взаимодействий, координации движения, баланса, что также влияет на развитие правого и левого полушария мозга, а следствие развитие познавательных процессов.
  • межполушарные планшеты. Дети с интересом выполняют задания с помощью данных планшетов: создание узоров при помощи цветных резиночек, составление узоров при помощи камешков. Условие прежнее: работа двумя руками одновременно.
  • Не менее эффективными являются межполушарные прописи и дидактическое пособие «Нейрошагалочка» для отработки ритма и переключаемости внимания.

Во время выполнения таких упражнений активизируется деятельность головного мозга в целом, т.е. в работу включаются правое и левое полушария, происходит тренировка периферического поля зрения, расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка.

Очень эффективным является использование кинезиологической гимнастики.

Мной составлены картотеки кинезиологических упражнений:

  • пальчиковые кинезиологические упражнения, одним из них стало «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показываю три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Задача ребенка повторить двумя руками одновременно.
  • дыхательные упражнения, например упражнение «Свеча», где ребенку предлагается сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть воображаемую свечу. Затем сделать глубокий вдох и задуть 5 воображаемых маленьких свечей маленькими порциями воздуха.
  • телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение, поэтому неподвижный ребенок необучаем.
  • кинезиологические упражнения для координации работы глаз и рук. Данные упражнения помогают не только улучшить интеграцию глаз и рук, но и оказать значительное влияние на развитие познавательных процессов, сформировать визуальное и пространственное восприятие. Используем такие упражнения, как «Восьмерки», «Крылья», «Рисующий слон» и т.д.
  • кинезиологические упражнения для интеграции визуальной и аудиальной модальности. Данные упражнения помогаюn формировать зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память, интеграцию визуальной и аудиальной модальностей. Так, ребенку предлагается нарисовать в воздухе одновременно двумя руками в зеркальном отражении фигуру, которую необходимо запомнить. Одновременно с промахиванием необходимо проговорить эту же информацию.

Применение в работе ментальных карт (интеллект-карт) - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Отличительным свойством данной методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга.

На первом этапе мы знакомились с готовыми интеллект-картами, затем заполняли пустые квадратики, самым сложным этапом было самостоятельное рисование ментальной карты.

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Данная методика способствует улучшению всех видов памяти, развитию мышления, дает возможность надолго запомнить информацию.

Одним из заданий стала игра «Снеговик». Ребенку было предложено рассмотреть изображение снеговика, затем я накрыла картинку белым листом бумаги. Затем ребенку задавались наводящие вопросы: есть ли у снеговика варежки? Каким цветом варежки? Какого цвета ведро у снеговика? И т.д. Ребенок при помощи наводящих вопросов смог вспомнить, что было изображено на картинке в детальных подробностях.

Для развития ассоциативного мышления активно использую в своей работе друдлы (загадка-головоломка, рисунок о котором невозможно четко сказать, что это). Друдлы - это картинки с изображением разных форм, которые иногда кажутся довольно абстрактными. Каждая картинка является как бы игрой, в ходе которой ребенку предлагаю придумать, что изображено на картинке.

Список литературы

  1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М.Масгутовой. - М., 1997.
  2. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 60с.
  3. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие - М., 1999.