Конспект урока и самоанализ урока по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ с использованием интеллект-карты. Тема урока: «Животные весной». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Класс: 3

Ключевые слова: ОВЗ, весна, животные


Цель: расширить и закрепить знания о весне, птицах и диких животных.

Задачи:

Образовательная:

  • расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях весной в жизни животных.

Коррекционно-развивающие:

  • уточнить и активизировать словарный запас детей по теме «Животные весной»;
  • развивать связную речь;
  • корректировать зрительное и слуховое восприятия;
  • закреплять умение работать с картой-помогайкой (интеллект-картой).

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, диким животным и птицам;
  • способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять здоровье обучающихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений;
  • создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать представление детей о разнообразии животного мира;
  • расширять знания детей о зверях и насекомых весной;

Личностные:

  • высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах
  • формировать чувство бережного отношения к природе;
  • формировать личную ответственность за результаты своего труда.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу урока;
  • планировать учебные действия;
  • воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
  • находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
  • формировать умение слушать одноклассников, умение работать в парах;
  • оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: плакат карта-помогайка, картинки для оформления карты-помогайки, картинки с изображением птиц, карточки со сложными новыми словами, аудио и видео фрагменты, презентация, карточки для работы в парах.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте дружно поприветствуем гостей, посмотрите все на них, чтобы в дальнейшем не отвлекаться.

- Сели правильно, спинки прямые.

- Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. Настроение хорошее, начинаем урок.

- Максим нам расскажет о погоде сегодня и заполнит календарь наблюдения за погодой.

2. Актуализация знаний

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и, отгадайте о каком времени года идет в нем речь?

Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки - кружева,
Первые проталины, первая трава. (Весна)

- Что помогло вам узнать это время года? (В стихотворении говорится о признаках весны)

- Ребята, совершенно верно. Мы с вами уже несколько уроков работаем над большой темой: «Времена года. Весна». И по этой теме, несколько уроков, мы с вами составляем карту-помогайку, которая помогает нам запомнить информацию. Обратимся к ней.

- Назовите весенние месяцы.

- Вспомним и назовем изменения, которые происходят с наступлением весны, в неживой природе. (Один обучающийся у доски. Оценка)

3. Проверка домашнего задания

- А кто попробует рассказать о растениях весной? (Один обучающийся у доски. Оценка)

4. Целеполагание

- Сегодня мы продолжим изучение изменений в природе весной. А тему нашего урока вы узнаете, если прочитаете слово наоборот. (На доске карточка)

- Сформулируем тему урока (Животные весной. Тема написана на доске)

- Давайте поставим цели и задачи на урок.

Вспомним … (какие изменения происходят в жизни животных весной)

Узнаем … (что-то новое о жизни животных)

Заполним … (карту - помогайку)

5. Работа по теме урока

- Предлагаю приступить к работе. Работать мы будем по плану карты-помогайки.

а) Птицы

(Звучит пение птиц)

- Ребята, что за звуки вы слышите? (Правильно, это поют птицы)

- Давайте вспомним, пение каких птиц мы можем услышать весной? (Перелётных)

- Весной лес оживает, птицы возвращаются из жарких стран. Всюду слышны их пение, щебет, свист.

- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

- А кто из птиц прилетают самыми первыми?

- Первыми прилетают грачи и скворцы (Картинки на доску).

- А следующую птичку, которая прилетает весной узнаете, если отгадаете загадку.

Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут
В два хвоста. (Ласточка)

(Картинка на доску)

- После ласточек прилетают трясогузки. (Картинка на доску).

- Давайте поближе познакомимся с этой птицей. (Видео Детям о трясогузке)

- Давайте прочитаем название этой птички по слогам ТРЯ-СО-ГУЗ-КА. (На доске карточка по слогам)

- Ребята, птицы возвращаются с жарких стран, а чем они занимаются? (Вьют гнёзда, выводят птенцов) Подумайте, из чего птицы вьют гнёзда?

- Но не все птицы сами вьют гнезда. Для скворцов люди делают домики, кто ответит, как называется такой домик? (Скворечник)

- Давайте прочитаем это слово по слогам СКВО-РЕЧ-НИК. (На доске карточка по слогам)

- Давайте подумаем, какую пользу нам приносят птицы?

Грач уничтожает в течение дня до 8 тысяч вредных червей и гусениц.

Ласточка за лето ловит до 1 миллиона мошек и комаров.

- Ребята, давайте теперь заполним карту-помогайку.

б) Насекомые

- Подумайте, почему птицы прилетают весной? (Появляются насекомые)

Правильно, весной просыпаются насекомые. А каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)

Работа с учебником

- Давайте мы с вами откроем учебники на стр. 40 и узнаем о жизни некоторых насекомых.

- Кирилл Карпов прочитает нам о насекомых.

- О каких насекомых мы прочитали?

- Что вы узнали о комарах? А вас кусали когда-нибудь комары?

- Чем питаются майские жуки?

- Давайте заполним карту-помогайку.

Физминутка про бабочку

в) Животные

- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны.

Работа с интерактивной доской

Учебник, заяц, ручка, тетрадь
Белка, апельсин, яблоко, банан
Диван, кресло, лиса, стол
Куртка, волк, рубашка, футболка

(Картинки появляются на доске)

- Как назвать одним словом? (Дикие животные)

- Вспомните, что происходит с животными весной?

- Из берлог после зимней спячки выходят медведи. Просыпаются ежи, змеи. Со всех сторон слышно громкое кваканье лягушек.

- Давайте оформим карту-помогайку. Пока ребята приклеивают картинки, мы с вами работаем по следующему пункту.

- У зайца, белки, лисы и волка начинается линька. Тёплый подшёрсток начинает вылезать. Цвет меха тоже меняется. Какого цвета шерсть зайца зимой? А весной? - Почему?

- Какого цвета шесть у белки зимой, а весной? - Почему?

- Давайте оформим карту-помогайку. Пока ребята приклеивают картинки, мы с вами работаем по следующему пункту.

- Ранней весной рождаются у зверей детёныши. Давайте вспомним, как мы называем детенышей животных (игра с мячом):

- у лисы - лисята,
- у зайца - зайчата,
- у волка - волчата,
- у ежа - ежата,
- у белки - бельчата,
- у медведя - медвежата.

- Давайте оформим карту-помогайку.

6. Закрепление

а) Работа с картой-помогайкой

- Ребята, кто попробует рассказать по карте - помогайке о животных весной? (Один обучающийся у доски. Оценка)

б) Работа в парах

- Сейчас поработаем в парах и заполним таблицу.

Прилетают из теплых краев

Просыпаются после спячки

Меняют шерсть

- Кто затрудняется, возьмите зеленую карточку со словами для справок.

- Проверим как вы заполнили таблицу. Кого вы записали в 1 столбик? Во второй? В третий?

РЕЗЕРВ

в) Игра «Доскажи словечко»

  • Первыми прилетают весной... (грачи и скворцы)
  • Домик скворцов называется… (скворечник)
  • Птицы прилетают потому что… (появляются насекомые)
  • У зайца белый мех меняется на … (серый)
  • У белки мех становится … (рыжим)

7. Итог урока. Рефлексия

- Как вы думаете, ребята, достигли мы поставленных целей?

- Что было для вас самым интересным?

- Что вызвало затруднение?

- Покажите ваше настроение в конце урока.

Самоанализ урока "Мир природы и человека"