Цель: расширить и закрепить знания о весне, птицах и диких животных.
Задачи:
Образовательная:
- расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях весной в жизни животных.
Коррекционно-развивающие:
- уточнить и активизировать словарный запас детей по теме «Животные весной»;
- развивать связную речь;
- корректировать зрительное и слуховое восприятия;
- закреплять умение работать с картой-помогайкой (интеллект-картой).
Воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающему миру, диким животным и птицам;
- способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.
Здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье обучающихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений;
- создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление детей о разнообразии животного мира;
- расширять знания детей о зверях и насекомых весной;
Личностные:
- высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах
- формировать чувство бережного отношения к природе;
- формировать личную ответственность за результаты своего труда.
Метапредметные:
- принимать учебную задачу урока;
- планировать учебные действия;
- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
- формировать умение слушать одноклассников, умение работать в парах;
- оценивать результат своей деятельности.
Оборудование: плакат карта-помогайка, картинки для оформления карты-помогайки, картинки с изображением птиц, карточки со сложными новыми словами, аудио и видео фрагменты, презентация, карточки для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте дружно поприветствуем гостей, посмотрите все на них, чтобы в дальнейшем не отвлекаться.
- Сели правильно, спинки прямые.
- Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. Настроение хорошее, начинаем урок.
- Максим нам расскажет о погоде сегодня и заполнит календарь наблюдения за погодой.
2. Актуализация знаний
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и, отгадайте о каком времени года идет в нем речь?
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки - кружева,
Первые проталины, первая трава. (Весна)
- Что помогло вам узнать это время года? (В стихотворении говорится о признаках весны)
- Ребята, совершенно верно. Мы с вами уже несколько уроков работаем над большой темой: «Времена года. Весна». И по этой теме, несколько уроков, мы с вами составляем карту-помогайку, которая помогает нам запомнить информацию. Обратимся к ней.
- Назовите весенние месяцы.
- Вспомним и назовем изменения, которые происходят с наступлением весны, в неживой природе. (Один обучающийся у доски. Оценка)
3. Проверка домашнего задания
- А кто попробует рассказать о растениях весной? (Один обучающийся у доски. Оценка)
4. Целеполагание
- Сегодня мы продолжим изучение изменений в природе весной. А тему нашего урока вы узнаете, если прочитаете слово наоборот. (На доске карточка)
- Сформулируем тему урока (Животные весной. Тема написана на доске)
- Давайте поставим цели и задачи на урок.
Вспомним … (какие изменения происходят в жизни животных весной)
Узнаем … (что-то новое о жизни животных)
Заполним … (карту - помогайку)
5. Работа по теме урока
- Предлагаю приступить к работе. Работать мы будем по плану карты-помогайки.
а) Птицы
(Звучит пение птиц)
- Ребята, что за звуки вы слышите? (Правильно, это поют птицы)
- Давайте вспомним, пение каких птиц мы можем услышать весной? (Перелётных)
- Весной лес оживает, птицы возвращаются из жарких стран. Всюду слышны их пение, щебет, свист.
- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)
- А кто из птиц прилетают самыми первыми?
- Первыми прилетают грачи и скворцы (Картинки на доску).
- А следующую птичку, которая прилетает весной узнаете, если отгадаете загадку.
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут
В два хвоста. (Ласточка)
(Картинка на доску)
- После ласточек прилетают трясогузки. (Картинка на доску).
- Давайте поближе познакомимся с этой птицей. (Видео Детям о трясогузке)
- Давайте прочитаем название этой птички по слогам ТРЯ-СО-ГУЗ-КА. (На доске карточка по слогам)
- Ребята, птицы возвращаются с жарких стран, а чем они занимаются? (Вьют гнёзда, выводят птенцов) Подумайте, из чего птицы вьют гнёзда?
- Но не все птицы сами вьют гнезда. Для скворцов люди делают домики, кто ответит, как называется такой домик? (Скворечник)
- Давайте прочитаем это слово по слогам СКВО-РЕЧ-НИК. (На доске карточка по слогам)
- Давайте подумаем, какую пользу нам приносят птицы?
Грач уничтожает в течение дня до 8 тысяч вредных червей и гусениц.
Ласточка за лето ловит до 1 миллиона мошек и комаров.
- Ребята, давайте теперь заполним карту-помогайку.
б) Насекомые
- Подумайте, почему птицы прилетают весной? (Появляются насекомые)
Правильно, весной просыпаются насекомые. А каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)
Работа с учебником
- Давайте мы с вами откроем учебники на стр. 40 и узнаем о жизни некоторых насекомых.
- Кирилл Карпов прочитает нам о насекомых.
- О каких насекомых мы прочитали?
- Что вы узнали о комарах? А вас кусали когда-нибудь комары?
- Чем питаются майские жуки?
- Давайте заполним карту-помогайку.
Физминутка про бабочку
в) Животные
- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны.
Работа с интерактивной доской
Учебник, заяц, ручка, тетрадь
Белка, апельсин, яблоко, банан
Диван, кресло, лиса, стол
Куртка, волк, рубашка, футболка
(Картинки появляются на доске)
- Как назвать одним словом? (Дикие животные)
- Вспомните, что происходит с животными весной?
- Из берлог после зимней спячки выходят медведи. Просыпаются ежи, змеи. Со всех сторон слышно громкое кваканье лягушек.
- Давайте оформим карту-помогайку. Пока ребята приклеивают картинки, мы с вами работаем по следующему пункту.
- У зайца, белки, лисы и волка начинается линька. Тёплый подшёрсток начинает вылезать. Цвет меха тоже меняется. Какого цвета шерсть зайца зимой? А весной? - Почему?
- Какого цвета шесть у белки зимой, а весной? - Почему?
- Давайте оформим карту-помогайку. Пока ребята приклеивают картинки, мы с вами работаем по следующему пункту.
- Ранней весной рождаются у зверей детёныши. Давайте вспомним, как мы называем детенышей животных (игра с мячом):
- у лисы - лисята,
- у зайца - зайчата,
- у волка - волчата,
- у ежа - ежата,
- у белки - бельчата,
- у медведя - медвежата.
- Давайте оформим карту-помогайку.
6. Закрепление
а) Работа с картой-помогайкой
- Ребята, кто попробует рассказать по карте - помогайке о животных весной? (Один обучающийся у доски. Оценка)
б) Работа в парах
- Сейчас поработаем в парах и заполним таблицу.
Прилетают из теплых краев |
Просыпаются после спячки |
Меняют шерсть |
- Кто затрудняется, возьмите зеленую карточку со словами для справок.
- Проверим как вы заполнили таблицу. Кого вы записали в 1 столбик? Во второй? В третий?
РЕЗЕРВ
в) Игра «Доскажи словечко»
- Первыми прилетают весной... (грачи и скворцы)
- Домик скворцов называется… (скворечник)
- Птицы прилетают потому что… (появляются насекомые)
- У зайца белый мех меняется на … (серый)
- У белки мех становится … (рыжим)
7. Итог урока. Рефлексия
- Как вы думаете, ребята, достигли мы поставленных целей?
- Что было для вас самым интересным?
- Что вызвало затруднение?
- Покажите ваше настроение в конце урока.