Почти каждый учитель в школе сталкивается с детьми, которые постоянно отвлекают от занятий других учеников и не дают сосредоточиться на уроке. Они могут создавать конфликтные ситуации, а также нарушать ход занятия. В большинстве случаев, причиной такого поведения является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гиперактивность, является одним из видов поведенческих расстройств, при котором, активность и возбудимость человека превышают норму. У детей, которые имеют данный синдром, есть проблемы с концентрацией внимания и сосредоточенностью. Они очень подвижны, болтливы и суетливы. Особенность такого поведения принято делить на два типа: гиперактивность и гипоактивность. Первый тип поведения это постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые учащиеся, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Такие дети на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Гипоактивные проявляют себя совсем по-другому, ребенок в поведении вялый, ему скучно, не интересно на уроке, ничего не хочется и т.д. При наличии всех существующих проблем в поведении, интеллектуальные способности гиперактивных детей не нарушены, и они могут успешно обучаться в школе при условии того, что требования учебного заведения соответствуют их возможностям. [1]
С каждым годом в школу поступает все больше и больше гиперактивных детей. Несмотря на проработанность темы, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. К сожалению, несмотря на то, что тема достаточно хорошо разработана и имеет четкую направленность, методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста не имеют достаточной полноты и комплексности. Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми во всем процессе обучения и воспитания. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей, учебной деятельности, и в связи с этим, увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется более длительная концентрация внимания, завершение начатой работы и достижение определенных результатов. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Гиперактивным детям трудно учиться, строить отношения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением и эмоциями. Даже если они обладают высоким интеллектом, им часто бывает трудно справиться со школьной программой, и они начинают отставать. Над ними часто издеваются, особенно если у них есть сопутствующие расстройства, например «тик» или «сидром Туретта». Известно, что дети с СДВГ имеют значительные проблемы с чувством времени. Они "близоруко смотрят в будущее". В то время как мы можем планировать свои действия и примерно представлять, к чему они приведут, дети с СДВГ имеют в запасе не более 10 минут. Они живут только моментом и совершенно не задумываются о последствиях. Поэтому, если в результате их поведения происходит что-то "плохое", это не их выбор - они не хотели такого исхода. В то же время такие дети отчаянно нуждаются в немедленной обратной связи с родителями.
И в этом случае ему нужен результат здесь и сейчас - подход "если ты будешь убираться в своей комнате в течение месяца, я подарю тебе велосипед" или "если ты сейчас не сделаешь уроки, вечером придет твой отец и накажет тебя" ему не подойдет. Вечер - это неопределенное будущее. Вместо этого лучше сказать: "Если ты сделаешь это сейчас, то сразу же получишь то-то и то-то". На уроке где такой ребенок должен просидеть сорок минут не отвлекаясь, и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради, для него сложно сосредоточиться, потому что результат и награда - очень далеко.[2]
Учителя, работающие с гиперактивными учениками, ежедневно сталкиваются с тремя основными симптомами СДВГ: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Поэтому при работе с гиперактивными учениками преподаватели должны помнить о следующих моментах:
- Контроль над поведением ученика, развитие у внимания в познавательном направлении;
- Выработка конструктивных коммуникативных навыков взаимодействия
- со взрослыми и сверстниками;
- Развитие у ученика положительной мотивации на развитие своей личности;
- Коррекция негативных реакций ученика (гнева, злости, агрессии) в любой поведенческой ситуации. - Контроль поведения учеников и развитие внимания к познавательной направленности;
- Развитие навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками;
- Формирование положительной мотивации для развития личности ученика;
- Коррекция негативных реакций учащихся (гнев, ярость, агрессия) в любых поведенческих ситуациях.[3]
Методика
Коррекционная работа должна проводиться постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями. Это связано с тем, что гиперактивные дети физически не могут долго внимательно слушать учителя, сидеть спокойно или контролировать свою импульсивность. Например, как только они разовьют навыки внимания и смогут переключаться между концентрацией и вниманием, следует переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе обучения будут достигнуты стабильные и хорошие результаты, можно переходить к тренировке двух функций одновременно. Например, дефицит внимания и контроль поведения. После этого можно вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. По возможности обучение гиперактивных детей следует начинать индивидуально и, в крайнем случае, в малых группах, постепенно переводя их в большие группы. Это связано с той индивидуальной особенностью, что таким детям трудно сосредоточиться в окружении большого количества сверстников. Сами занятия также должны проводиться в игровой и эмоционально привлекательной для детей форме. Сколько бы ни было умственного напряжения, усилия окупаются.[4]
Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся выглядит таким образом:
- Варьирование видов деятельности в зависимости от утомляемости детей;
- Осознание потребности детей в физической активности (выполнение заданий учителя, требующих физической активности, например, раздача бумаг, вытирание досок и т.д.);
- Снижение требований к опрятности в начале учебного процесса;
- Релаксация и упражнения для расслабления мышц (например, массаж рук, пальчиковая гимнастика);
- Инструкции учителя должны быть четкими и не многословными;
- Избегайте категорических запретов.
Учителя должны учитывать специфику расстройства у детей с гиперактивным поведением и синдромом дефицита внимания. Такие дети могут непреднамеренно нарушать порядок в классе, плохо контролировать свое поведение, постоянно отвлекаться на что-то или постоянно быть более возбужденными, чем другие дети. Для успешного обучения гиперактивных детей учителя должны соблюдать ряд правил. Уроки должны быть разнообразными и ни в коем случае не должны быть рутинными или монотонными. Темп работы на уроках следует периодически менять. Например, включать в учебное время несколько гимнастических пауз. Это то, что дети младшего школьного возраста всегда делают с удовольствием. Во время перерывов дети освобождаются от умственной деятельности и могут использовать мышечную активность, которая накопилась за время их неподвижности.
Следует отметить, что общение с учителем - очень важный элемент для гиперактивных учеников. Гиперактивным детям необходимо постоянное внимание и обратная связь, чтобы оставаться сосредоточенными и заинтересованными в учебе. Когда они задают вопрос и не получают своевременного ответа, они могут быстро отвлечься и потерять интерес к занятию. Необходимо дать точное понимание чего ждет учитель от такого ученика в поведении. Создание позитивной среды является так же важным пунктом в коммуникации. Помните, что гиперактивным ученикам может потребоваться больше времени и поддержки, чтобы научиться и вести себя соответствующим образом. Использование творческого подхода в обучении может помочь сделать уроки более увлекательными и интересными для гиперактивных учеников. Чем понятнее правила урока, тем легче их усвоить детям с синдромом дефицита внимания. Важно учитывать особенности работы с гиперактивными детьми. Не перегружайте ребенка во время урока. Гиперактивные дети, по сути, быстро утомляются. Приступая к занятиям с ребенком, необходимо обратить внимание на то, какую нагрузку он может выдержать и как он усваивает информацию. Бесполезно пытаться повысить эффективность, давая больше работы. Скорее всего, ученик испугается количества и ничего не сделает. Лучше чередовать разные виды работы, позволять им перемещаться по классу, добавлять визуальные и слуховые материалы и не забывать о юморе. Еще один важный аспект работы с детьми с синдромом дефицита внимания - хвалить их даже за небольшие успехи. [5]
В подведении итогов хочется выстроить план действий, позволяющий повысить эффективность учебного процесса детей с гиперактивностью, который во многом зависит от умения учителя правильно строить уроки и выбирать подходящие формы обучения. Что же можно порекомендовать в таких случаях?
- Структурированное окружение: Необходимо создать четкий и предсказуемый порядок урока. Дети с СДВГ лучше справляются с задачами, когда они знают, что их ждет.
- Короткие и четкие инструкции: Используйте простые и понятные инструкции. Разделяйте задания на небольшие части, чтобы ребенок мог легче их выполнять.
- Использование визуальных подсказок: Визуальные расписания, схемы и картинки могут помочь детям с СДВГ лучше понимать и запоминать информацию.
- Частые перерывы: Давайте детям возможность делать короткие перерывы между заданиями. Это поможет им оставаться сосредоточенными и избежать переутомления.
- Позитивное подкрепление: Поощряйте детей за выполнение заданий и хорошее поведение. Позитивное подкрепление может мотивировать их стараться больше.
- Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут лучше усваивать материал через игры, другие - через практические задания.
- Тесное сотрудничество с родителями: Важно поддерживать связь с родителями и обсуждать успехи и трудности ребенка. Совместные усилия помогут создать более эффективную стратегию обучения.
- Использование технологий: Образовательные приложения и программы могут быть полезными инструментами для обучения детей с СДВГ. Они могут сделать процесс обучения более интересным и интерактивным.
Таким образом, параллельная реализация всех направлений - адаптации методик коррекции нарушений речи и формирования регулирующей функцииречи - обеспечит ребёнку возможность с наименьшими психофизиологическими затратами овладеть всеми необходимыми речевыми умениями и навыками.
Список использованных источников:
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., Воронеж: МПСИ, 2001. - с. 7-20.
- Сиротюк А.Л., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или Все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007.- 186с.
- Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2002.