Психолого-педагогическое сопровождение детей с множественными тяжелыми нарушениями развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, ТНР


1. Психологическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности

Развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями, хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Целью оказания психологической помощи является обеспечение коррекции нарушений развития, оптимизация процессов социальной адаптации и индивидуально-личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для детей данной группы в рамках реализации адаптированной образовательной программы предусмотрены занятия с педагогом-психологом по:

  • профилактике вторичных отклонений развития;
  • формированию готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками и педагогами;
  • развитию мотивации к обучению и социальному взаимодействию со средой, интереса к познанию окружающего мира;
  • развитию познавательных мотивов;
  • стимуляции познавательной активности;
  • коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
  • развитию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности;
  • развитию предметно-практической деятельности;
  • развитию познавательной и предметно-практической деятельности;
  • формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
  • развитию перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
  • коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;
  • развитию познавательных психических процессов;
  • развитию психомоторной сферы;
  • развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными;
  • формированию основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками)
  • формированию (развитию) универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
  • повышению (стабилизации) самооценки;
  • формированию позитивного отношения к своему «Я»;
  • повышению уверенности в себе;
  • формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • гармонизации психоэмоционального состояния;
  • гармонизации индивидуально-личностного развития
  • гармонизации эмоционально-нравственного развития;
  • воспитанию нравственных качеств и свойств личности;
  • духовно-нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности;
  • формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
  • развитию (совершенствованию) волевой сферы;
  • развитию самостоятельности;
  • формированию навыков самоконтроля;
  • развитию элементов социального интеллекта (навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию и развитию социально значимых мотивов учебной деятельности; развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях);
  • развитию элементов эмоционального интеллекта (этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей);
  • развитию способности к эмпатии, сопереживанию;
  • профилактике зависимого (аддиктивного) поведения;
  • становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ»;
  • повышению коммуникативной компетентности;
  • -развитию социальных компетенций, формированию адекватных моделей поведения»;
  • -овладению разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
  • формированию продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);
  • формированию и развитию социально приемлемых форм поведения;
  • профессиональной ориентации, формированию профессиональной направленности.

Психологическая помощь не ограничивается только консультированием и психокоррекционными занятиями. Эффективность помощи во многом зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии. Сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями начинается с установления контакта со всеми участниками процесса, определения объема работы и последовательности процесса сопровождения, составления графика работы с учетом следующих правил.

  • Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе.
  • Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы.
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
  • Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух.
  • Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.
  • Основное правило для психолога. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

2. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с нарушениями интеллекта

Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения. Понятие «психологический диагноз» относится к числу наименее разработанных в современной психологии и не имеет, по существу, четкого обоснования. Признавая очевидную недостаточность знаний о природе и механизмах психического развития, следует подчеркнуть, что этот вопрос должен быть методологически правильно поставлен. Это означает опору на четкую возрастную периодизацию. Требования к возрастному диагнозу дополняются необходимостью исследования «зоны ближайшего развития». В рамках консультативной практики представляется целесообразным говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым понимаются возможные направления дальнейшего хода развития ребенка при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Таким образом, круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере. Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности. В связи с этим при проведении психологического обследования ребенка используются следующие основные методы:

  1. Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
  2. Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциального окружения, с самим ребенком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Ценные материалы может дать беседа с самим ребенком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения ребенка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здоровья. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Беседа имеет большое значение для установления контакта с ребенком.
  3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка - детские рисунки, различные поделки, письменные и учебные работы и т.д. Цель этого метода - сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, патологические проявления.
  4. Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным, т.е. определяться задачей исследования. Наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т.е. носит активный характер. Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени, создавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, определения его «зоны ближайшего развития», может изучить особенности и возможности развития ребенка. Результаты наблюдения за ребенком в различных видах его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки результатов имеют точность, тщательность и непредвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помощью магнитофонной записи, фото- и киносъемки, записи на видеомагнитофон. Наиболее важными видами наблюдения являются наблюдения за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и в изучении личности ребенка.
  5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод может быть применен при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необходимо представить в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования. Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ ребенка выполнять задание может быть связан с ситуацией эксперимента, но может быть и показателем нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка. Если ребенок согласен выполнять задание, ему предлагается инструкция, по которой он должен действовать. Инструкция может быть дана в различных формах - вербальной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов. Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются в каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением психолога, и при необходимости ребенку оказывается помощь, которая также фиксируется в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно. Количественная оценка осуществляется путем подсчета баллов, установленных за выполнение каждого задания, и времени, затраченного на выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения задания, обучаемости, факторы, влияющие на характер работы, полноту и глубину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т.д. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения данного ребенка.
  6. Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники, применяемые с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью являются тесты-задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека.

Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

  • Методика 1. Чего не стало (модифицированная методика С.Д.Забрамной)?
  • Методика 2. Что изменилось (модифицированная методика С.Д.Забрамной)?
  • Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)
  • Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 5. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 6. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А.Венгера)
  • Методика 7. Разрезные картинки модифицированный вариант)
  • Методика 8. Сложи круг (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 9. Группировка предметов (модифицированная методика У.В.Ульенковой)
  • Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант)
  • Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 12. Закрашивание фигур (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 13. Изучение понимания сохранения количества (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 14. Упорядочивание (модифицированный вариант методики И.И.Аргинской)
  • Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф.Фатиховой и А.А.Харисовой)
  • Методика 16. Сказка (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 17. Изучение способности определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации (разработка Л.Ф.Фатиховой)
  • Методика 18. Я и школа (разработка Л.Ф.Фатиховой)

Психологическая коррекция детей с интеллектуальными нарушениями

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

У детей с психическим недоразвитием одними из первостепенных задач психокоррекции являются следующие:

  • обучение детей с психическим недоразвитием усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
  • развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия;
  • формирование поисковых способов ориентировки в задании.

Особенности психокоррекции детей с умственной отсталостью:

  • Частое повторение тех или иных действий - умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся;
  • Давать ребенку четкую, краткую инструкцию;
  • Основной упор в работе с умственно отсталым ребенком делать на развитие восприятия и внимания - именно восприятие является основой формирования мышления у ребенка.
  • Развитие осязательного восприятия:

Этапы:

  • детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов (например, машинка, кукла, ложка, тарелка, шарф, пуговица и пр.);
  • детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик из строительного набора и пр.);
  • дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры;
  • дети классифицируют объемные фигуры по величине.

За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой формы, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушка большая и катушка маленькая и пр. Психолог просит ребенка выбрать и дать ему одинаковые фигурки.

  • Формирование пространственной ориентировки (М. и Н.Семаго):

Этапы:

  • необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, под);
  • формирование горизонтальных отношений (рядом, около);
  • формирование таких отношений как «справа», «слева» «за», «перед», «между» и пр.

После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где взрослый предъявляет ребенку уже готовые образцы («Найди и назови», «Запомни и найди» и т.д.).

  • Развитие целостности, константности предмета:

Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструирования, рисования, лепки, аппликации.

  • Развитие памяти:

Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетическая.

Все занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной ребенку.

  • Развитие мышления:

Мышление детей с умственной отсталостью отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения.

Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Задания на развитие наглядно-действенного мышления: подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки и пр.

Задания на развитие наглядно-образного мышления: использование разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, нужно достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рассказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.

3. Психологическое сопровождение детей с речевыми нарушениями

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта они могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно - логического мышления.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально - волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
  • энурез(недержание мочи);
  • онанизм;
  • повышенную обидчивость, ранимость;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а также родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:

  • психологическое просвещение и профилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование.

4. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с речевыми нарушениями

Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.

Психологическая диагностика проводится с целью:

  • определения актуального уровня развития детей,
  • его соответствия возрасту,
  • выявления личностных особенностей ребенка;
  • вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.

Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Основные направления психологической диагностики

Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:

  • внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
  • контактность;
  • проявление инициативы;
  • усидчивость (или расторможенность)
  • интерес к обследованию;
  • работоспособность и темп.

Познавательная сфера

  1. Мышление.
    • наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
    • логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
  2. Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
  3. Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
  4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Эмоционально-личностная сфера

  • Эмоциональный комфорт в детском саду.
  • Личностная и волевая готовность к школе.
  • Симптомы психосоматики.
  • Повышенная тревожность.
  • Проявления агрессивности.
  • Страхи.

Коммуникативная сфера

  • Статус в группе.
  • Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Выделено два направления психологической диагностики:

  • Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
  • Углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.

Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является:

  • психологические тесты и интервью;
  • диагностические интервью;
  • наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
  • метод экспертных оценок;
  • изучение продуктов деятельности детей;
  • проективные методы;
  • экспериментальные методы.

На основании данных психологической диагностики составляется индивидуальная карта психологического развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы.

Психологическая коррекция и развитие

Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах:

  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • подгрупповые психокоррекционные занятия;
  • тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • формирование навыков общения, правильного поведения.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
    • развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
    • развитие графических навыков.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
    • развитие зрительного восприятия и узнавания;
    • развитие зрительной и слуховой памяти;
    • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
    • развитие пространственных представлений и ориентации;
    • развитие внимания;
  3. Развитие основных мыслительных операций:
    • навыков анализа и синтеза;
    • навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
    • умения работать по инструкции, алгоритму;
    • умения планировать деятельность.
  4. Развитие различных видов мышления:
    • развитие наглядно-образного мышления;
    • развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно - развивающего воздействия:

  • Предметно-манипулятивные;
  • Двигательно-экспрессивные;
  • Изобразительно-графические;
  • Музыкально-ритмические;
  • Вербально-коммуникативные.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Большое внимание в современной психокоррекционной работе уделяется различным видам терапии искусством. Музыкотерапия как форма лечебной педагогики уже много лет применяется в работе с заикающимися детьми. При этом используются активные формы музыкотерапии, к которым относятся вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия, где важно самостоятельное участие ребенка в планировании и осуществлении различных форм поведения, сопровождаемых музыкой. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции. Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с речевыми нарушениями, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях, так же как многообразны виды искусства, и весьма эффективна в работе с детьми и подростками с нарушениями речи. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, сознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для него способом. Изотерапия, основанная па использовании рисования, - один из наиболее популярных видов арт-терапии. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими ситуациями (например, с заиканием как проблемой). Ребенок, изображая свою проблему, объективирует взаимоотношения с окружающей действительностью. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Игротерапия или игровой динамический тренинг − эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с повышенной импульсивностью поведения, несформированностью мотивов учебной деятельности, непроизвольностью игровой способ взаимодействия - один из наиболее эффективных.

Посредством сказкотерапии психолог может помочь ребенку в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр. Все сказки планируются и готовятся до занятия, с учетом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребенка. Нередко при показе сказки, подготовленной заранее, приходится изменять ее содержание. Основанием для таких перемен является незапланированная реакция ребенка. В соответствиями с желаниями ребенка продлевается или изменяется игровое действие, добавляется в него новый персонаж, атрибут и пр. В процессе демонстрации сказки у ребенка, естественно, возникает эмоциональный подъем, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет психологу создавать у ребенка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причем все ее компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам). Демонстрировать сказку с помощью мелких игрушек лучше перед одним-двумя детьми, не более. В основном сюжеты сказок продумываются заранее, иногда они возникают тут же, по ходу действия с игрушками. Но, независимо от содержания сказки, обязательны особый настрой, атмосфера, в которых они демонстрируются. Радуются и преображаются дети, когда на их глазах маленькие игрушки «двигаются», «превращаются», «общаются», «говорят» разными голосами. Существенно то, что, показывая детям сказку, психолог воспроизводит не только реплики персонажей, но и так называемый авторский текст. При показе сказки психолог: - говорит за каждый персонаж характерным для него голосом, - берет игрушку, изображающую говорящий персонаж и двигает ее по поверхности стола в такт словам, - говорит за сказочника и передвигает игрушки в соответствии с содержанием текста. Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2 до 5 минут. Важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, воспитательный момент. Таким образом, психолог моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребенка. Ребенок молчит, он лишь смотрит и слушает. Его речь совершенствуется только в пассивном плане. Все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют активно.

При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно-развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)

Занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.

Список литературы

  1. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. Свердловск, 1974. -78 с.
  2. Вопросы инклюзивного образования. Часть 3. Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие. /Под редакцией Е.В.Коневой. - Ярославль, 2013. - 73 с.
  3. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998. - с. 12-329.
  4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995.- 112 с.
  5. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004 - 432 с.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
  7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.
  8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М., 2003. - 320 с.