Одной из самых актуальных в современном обществе является проблема специального инклюзивного образования. В основном это связано с тем, что с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение детей с ОВЗ предполагает, что для них должна быть создана специальная коррекционная, развивающая среда, обеспечивающая адекватные условия и равные возможности с нормальными детьми.
Современная ситуация в системе образования характеризуется модернизационными процессами во всех ее структурных компонентах, включая Закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды.
Реализация принципов инклюзивного образования является одним из направлений модернизации системы образования, предусматривающего учет многообразия образовательных потребностей детей, их особенностей, возможностей и интересов. В связи с этим возникает необходимость изменения методов, форм и технологий работы.
В настоящее время педагогами часто используется термин «современная педагогическая технология».
Под инклюзивными образовательными технологиями понимаем технологии, ведущие к созданию условий для доступного качественного образования для всех без исключения детей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра характеризуется познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Разберем некоторые, наиболее эффективные, педагогические технологии, которые мы используем в своей образовательной деятельности с детьми с разными стартовыми возможностями в условиях инклюзивного образования.
Информация о целях здоровьесберегающих технологии представлена на слайде. Разрешите ее не озвучивать, а лишь отметить, что при выборе здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также структуру нарушений сенсомоторного или интеллектуального нарушения каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Каждая педагогическая технология реализуется в рамках учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется внедрению и реализации дополнительных образовательных программ, мониторингу эффективности обучения, формированию знаний, навыков, мотивации их к сотрудничеству.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
На первом этапе организации инклюзивного образования можно использовать технологию сотрудничества для всех участников образовательного процесса - детей, родителей, педагогов, специалистов. Педагоги тесно сотрудничаем с семьями воспитанников. Все начинается со знакомства друг с другом, когда дети приходят в детский сад. В процессе знакомства педагог может заметить возможности и особенности каждого ребенка. Конечно, при первой встрече можно заметить только самые яркие черты - у ребенка трудности с речью, серьезные проблемы со зрением или слухом. А при более длительном контакте и наблюдении за ребенком педагог сможет отметить проявление и других особенностей.
Инклюзивное образование
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.
Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Как указывает Н. Н. Малофеев, организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями: ‒ технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса; ‒ технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе; ‒ технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности; ‒ технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.
При выборе здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также структуру дефекта каждого ребенка. Обучение ребенка с ограниченными возможностями использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.
Технологии игрового обучения и воспитания, которые строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем на основе игры детей и взрослых.
Проектная деятельность: его смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с учителем. Знания, которые ребенок получает в ходе проектной работы, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в существующей системе знаний об окружающем мире.
Развивающие технологии - в традиционном обучении ребенку для изучения предъявляется готовый продукт, модель действия. При развивающем обучении ребенок должен прийти к самостоятельному мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Коррекционные технологии - их целью - снять психоэмоциональное напряжение. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия.
Социоигровые технологии - это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Они также содержат дидактические игры, сконструированные на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр, которые не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и формируют навыки делового взаимодействия одногруппников друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.
Завершая наше сообщение хотели бы обратить внимание, уважаемые коллеги, и на информационные технологии - использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекает детей, использование анимации, слайд-презентаций, фильмов позволяет сформировать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям. Приемы наглядного сопровождения материала позволяют добиться длительной концентрации внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению вновь полученных знаний. Использование их необходимо проводить с учетом СанПИНов.
Таким образом, можно сказать, что растет количество педагогических технологий в специально инклюзивном образовании, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования.
Список литературы
- Абрамова, И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И.В.Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
- Ахметова, Д. Инклюзивному образованию - быть [Текст] / Д.Ахметова // Высшая школа XXI века: альманах. - 2014. - № 21. - С. 72-73.
- Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2010.
- Петренко, А.А. Профессионализм педагога как важнейший фактор инновационного развития образования [Текст] // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. - М.: МАНПО, 2015. - С.85-88.
- Щербатова Н.Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 631-634. - URL https://moluch.ru/archive/99/22199/ (дата обращения: 15.10.2022).